Культура

10:48, 05 июля 2019

Наедине со Львом Николаевичем

Прогуляться под «Войну и мир» смогут гости фестиваля «Толстой». Аудиоспектакль, посвященный 190-летию со дня рождения Льва Толстого, был создан тульским режиссером Евгением Маленчевым.

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Это путешествие основано на дневниках, письмах, воспоминаниях Льва Николаевича и Софьи Андреевны, также в тексте использованы фрагменты романа. Аудиоспектакль дает возможность остаться наедине с текстами Толстого. Зрители надевают наушники, в которых звучит текст, и – словно становятся собеседниками гения.
В аудиоспектакле охватывается период с момента женитьбы 34-летнего графа Толстого на 18-летней Сонечке Берс и до выхода второй редакции «Войны и мира». Хотя поначалу, когда шла работа над проектом, появилась идея взять весь период жизни классика литературы, но пока она неосуществима.
– В архивах музея-усадьбы хранится огромное количество дневников человека, являющегося одной из грандиозных фигур в русской культуре, – рассказал Евгений Маленчев. – Чтобы все это прочитать и осмыслить, потребуется просто гигантское количество времени. Меня потряс масштаб этих записей. Это не просто жизнеописание, а колоссальный интеллектуальный труд, выдающиеся произведения. И человеку, который пытается понять себя, окружающих, необходимо их прочесть.
Дневники Софьи Андреевны также поразили: в них личность, ни в чем не уступающая Льву Николаевичу. А какой удивительный мир выстраивался из «взаимоотношений» этих дневников. Это диалог длиною в жизнь, который, по сути, и не является диалогом: каждый писал свои ощущения. То, что я сейчас скажу, звучит фантастично, но, как они были конгениальны! Каким удивительным событием стала их встреча!
Они зачастую не могли друг друга понять, хотя волновало обоих почти одно и то же. Она не могла постичь, что когда муж пишет свои романы, то это такие же дети, которых рожала она в большом количестве: страшно, болезненно, мучительно. И наоборот: важные для Софьи Андреевны занятия с детьми, проблемы повседневной жизни ее супруг нередко считал ерундой. Но ведь это были ее «романы»!..
Допустим, описывается один и тот же день, и жена обрисовывает потрясение от случившегося на усадьбе, свои переживания. Хочется, естественно, увидеть, что думает по этому поводу муж, находишь ту же дату в его записях, где… Толстой описывает собственную диету. То есть он даже не заметил происшедшего или не обратил внимания: то, что для нее – грандиозное событие, для него – ничто. И были ситуации обратные...
Евгений Маленчев признался, что над аудиоспектаклем работала команда единомышленников. Весь огромный материал дневников был переработан драматургом Юлией Поспеловой. На долю режиссера выпал поиск формы воплощения, в чем помогали художник Анастасия Бугаева и композитор Григорий Полухутенко.
В проекте участвовало немало артистов, поскольку, по задумке, каждый сезон, отмеченный в дневниках, записывался новыми голосами. И к актерам Тульского академического театра драмы подключились столичные: история заканчивается фрагментом из «Войны и мира», и там звучит голос Максима Суханова.
Создатели спектакля понимали, что голоса писателя и его жены неуловимы, но, как считают участники, «голос Толстого звучит в каждом из нас».
– Я не случайно решил остановиться именно на одном периоде жизни четы Толстых, – отметил режиссер. – Ведь мы привыкли воспринимать Льва Николаевича как старца с бородой, не говорящего, но изрекающего мудрые мысли, – человек-памятник, словом.
34-летний Толстой, который сватается к юной девушке и переезжает с ней жить в Ясную, – несомненно, подающий надежды писатель, но он не монументальная фигура.
А ведь это время формирования, становления, рождения семьи и – возникновения загадки, когда талантливый создатель «Севастопольских рассказов», «Войны и мира» превращается в духовного наставника целой нации. Как произошла подобная трансформация?..
Когда по замыслу авторов аудиоспектакля проходишь по аллеям Ясной, словно погружаешься в ту эпоху – кажется, из-за поворота вот-вот выйдет сам писатель, представители его семьи и даже – персонажи, которые создавались здесь, на этой земле.
Кстати, чувствуется, что Маленчев и его единомышленники получают удовольствие от соприкосновения с этой личностью: так тонко, бережно созданы ими образы Толстого и Сонечки – с годами ставшей для всех Софьей Андреевной.
– Что меня потрясло во время прочтения дневников больше всего? Любой человек – существо несовершенное. Лев Николаевичи умудрился свои недостатки не скрывать, как часто предпочитают делать, но, наоборот, выносил на первый план, перерабатывал – и наедине с собой, и в своих произведениях перед читателем, перед всем миром.
Вспомним повесть «Дьявол», где так много личного: чтобы выставить свои грехи так открыто на всеобщее обозрение, нужно иметь мужество.
И я надеюсь, что до зрителя этот опыт дойдет: настолько большое художественное впечатление эти откровения производят.
Или, к примеру, такой нюанс: ношение бороды Львом Николаевичем было обосновано простым человеческим изъяном – к 35 годам у него почти не осталось зубов, всего четыре. И так он прикрывал свой беззубый рот: ему было неловко, и это выглядит трогательно и сразу приближает гения к простым смертным.
Ведь чем мы все сейчас занимаемся? Оживлением памятников – сквозь легенды. Наша команда фактически не дает Толстому «забронзоветь» – чего он и сам не хотел никогда…

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий