Культура

11:47, 04 октября 2017

Настоящий друг советской семьи

 Юлия МОСЬКИНА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Самый крупный в стране частный музей мототехники «Мото-Авто-Арт» в деревне Харино под Тулой отметил трехлетие с момента официального открытия. Но на самом деле история его существования десятью годами длиннее.

Пятый бренд
– Сколько, по-вашему, насчитывается настоящих тульских брендов? – вопрос основателя музея Леонида Зякина явно с подвохом. – Наверняка скажете, что четыре: пряник, ружье, гармонь и самовар. И будете не правы, потому что их – пять. Еще мототехника производства ТМЗ – Тульского механического завода.
Зякин по части советских мотоциклов и мотороллеров обладает энциклопедическими знаниями, а что касается тульского мотопрома – еще и уникальными образцами. Это неудивительно, ведь свою коллекцию отечественной техники (сейчас в ней ­– более 200 экземпляров) он начал собирать именно с «туляков».
К примеру, у него есть парочка «Вепрей» 1995 года выпуска. И экстравагантный мотоцикл «Тула», в профиль напоминающий большеклювую птицу. Эту модель в середине 90-х разрабатывали совместно с итальянскими дизайнерами и выпустили «пробной» серией всего в пять экземпляров.
– Два экземпляра у меня, два остались в Италии и Испании после выставок, а где еще один – бог весть.
Рядом с «Вепрем» навечно припаркован другой байк класса «энудро» (внедорожник) с диковатым характером – «Аллигатор». Его внешний вид вполне гармонирует с названием: зеленый, по баку бежит роспись болотными камышами. Этот «крокодил» уникален по праву рождения – ну то есть с конвейера в 1985 году он сошел один такой. Немного поколесил где-то и стал экспонатом.
Музей на то и музей, что здесь хранится техника не стоковая, а «из ряда вон». Например, опытный шестиколесный мотовездеход по типу популярных в 70–80-х канадских машин класса «джиггер». В Туле его выпускали в середине 80-х. Или несуразного вида грузовые мотороллеры, оборудованные кабинами.
Несмотря на то что официальное открытие музея было три года назад, на самом деле работать он начал гораздо раньше. В течение десяти лет Зякин формировал экспозицию, строил под нее залы, которые в итоге объединил в комплекс.

Мотоцикл
для скалолазания
Зякин не ставит перед собой цель собрать все модели, выпускавшиеся предприятиями советского пространства: это в любом случае невозможно. Но вот сформировать коллекцию самых необычных у него вполне получается. К примеру, здесь есть мотоцикл, покоривший в августе 2003 года самую высокую точку Европы – Эльбрус. «Баксан» был спроектирован и собран специально для этой цели. Ни один отечественный или зарубежный завод не удосужился выпустить машину для скалолазания. Байку на пути к вершине пришлось преодолеть несколько горных серпантинов и бесчисленное множество крутых каменистых подъемов сквозь снег и ветер.
Леонид Павлович, как и этот мотоцикл, – первопроходец. Но энтузиазм его заразителен, и в последние годы у Зякина стали появляться последователи. На трехлетие тульского музея, например, приехал из Тихорецка Краснодарского края механик местной команды по мотоболу Александр Шелестов. В родном городе парень тоже сумел создать музей мототехники. Пока он невелик, ну так и Зякин начинал с малого.
Может, сейчас мотоцикл стал техникой на любителя. Но в молодости Зякина лучшим другом усредненной советской семьи был не пес, а двухколесный «железный конь». Машины тогда действительно были роскошью, купить их могли немногие, чего не скажешь о мотоциклах с коляской. На них всей семьей ездили на картошку, за грибами, путешествовать по стране. Вот и сейчас среди посетителей музея явно прослеживается семейственность. Леонид Павлович признается: бывает так, что сначала о музее узнает молодежь. Ходит по залам – восхищается, потом привозит родителей, а те ­– своих. Музейная книга отзывов и предложений порядком растолстела и поистрепалась, а по надписям на ее страницах можно выучить азы сразу нескольких языков.

Просто цирк!
Когда мотоцикл или мотороллер попадает к Зякину, это совсем не значит, что его активная жизнь закончена и отныне назначение машины – производить хорошее впечатление. При музее есть мастерская. Леонид, у которого знакомые любители мотоциклов есть по всей стране, упорно ищет недостающие детали, чтобы тот или иной экспонат поставить на ход. Иногда на это уходит несколько лет. Но при всех трудностях 95 процентов здешних экспонатов – в рабочем состоянии.
– Их хоть завтра можно завести, – признается он.
Недавно Зякин был в Большом московском цирке и узнал: там списали два мопеда и мотоцикл, которые использовались в программе Запашных «Цирк на льду». Конструкция всех трех образчиков совершенно особенная: рули и бензобаки самодельные, в остальном техника собрана из деталей разных моделей. В качестве шипов на резине – болты с гайками. Мотоциклу, выделывавшему пируэты на льду, нужно было особо сильное сцепление с поверхностью.
Зякину эти красавцы сразу запали в душу. Переговоры с руководством цирка длились месяц, и в итоге музейщику удалось выкупить их за небольшую сумму. Техника прошла серьезное «лечение» в музейной мастерской, и сейчас двоих из этой троицы удалось реанимировать.
У Леонида Павловича тут же появилась идея: оборудовать специальный уголок для «артистов». Уложит на пол зеркала – это будет имитация льда, смонтирует свет – вроде софитов, на стенах развесит копии афиш. Тем более что у него есть еще один цирковой экспонат – маленькая золотистая машинка, принадлежавшая когда-то Юрию Никулину.
– В 1970 году Никулин приезжал со своим цирком в Тулу, однако гастроли не задались,– рассказывает музейщик. – Именно тогда случился первый его сердечный приступ, артиста увезли в Москву. А маленькая машина осталась в нашем городе, и вскоре о ней все забыли.
Первое время авто с надписью «Гав-гав» (в номере на нем ездила собака) пылилось в фондах цирка. Потом его выставили на улицу. Неудивительно, что через какое-то время миниатюрный автомобиль украли. Он был обшит толстыми листами латуни. Но за время «прозябания» под открытым небом металл потемнел, за слоем патины скрылся его нескромный золотой блеск. Это машину и спасло – иначе быть ей растащенной по кусочкам и сданной в металлолом.
Зякин обнаружил машину в Ясногорском районе, очистил, отполировал. И скоро переставит в цирковой уголок.
Кстати, в музее уже есть один тематический зал – он имитирует гараж 50-х годов. Экспонаты – всякий «ценный хлам», которому дома уже нет места, а избавиться не поднимается рука. Ну если задуматься, за последние 60 лет «начинка» гаража ничуть не изменилась.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий