Культура

13:27, 20 сентября 2019

Настроиться на лучшее

В Тулу приехал концертный рояль ведущей мировой компании Steinway & Sons. Не просто качественный – лучший в своем роде. Не просто дорогой с финансовой точки зрения – бесценный с позиции культурного развития региона.

Ирина МЕЛЬХАНОВА
Сергей КИРЕЕВ

– Мы ждали этот инструмент семь лет, – буквально выдохнула директор Тульской областной филармонии Елена Руднева. – Вся моя история пребывания в роли директора филармонии – история ожидания этого рояля. Когда я пришла на эту должность в 2012 году, филармония находилась в сложном положении. Требовался ремонт фасада, текущей крыши, концертного зала… В тот момент думать о музыкальных инструментах было практически нереально. Но мы думали. И уже тогда рискнули подать первую заявку на концертный рояль. С тех пор благодаря поддержке правительства региона многое кардинально изменилось – и внешний вид, и внутренняя отделка; и главное – филармония обрела великолепную акустику. А мы тем временем продолжали жить надеждой о концертном рояле, достойная «оправа» для которого уже появилась. Наши обращения поддерживали ведущие музыканты России и мира – Николай Луганский, Денис Мацуев, Юрий Башмет, Даниил Крамер, Игорь Бутман…
Одно время в фойе филармонии даже стоял ящик для сбора средств с надписью: «100 рублей на Steinway».
– И мы собрали уже порядка трехсот тысяч рублей, – улыбается Елена Руднева, – когда получили принципиальную поддержку проекта на региональном уровне и бюджетное финансирование на эти цели. Собранные средства – и все наши жертвователи знают об этом – были израсходованы на ремонт белого рояля Hertz, стоящего сейчас в зале Дома дворянского собрания. Мы спасли этот инструмент. А теперь в филармонию приехал профессиональный концертный Steinway…

Когда этих клавиш коснется рука...
– Теперь рояль должен отдохнуть, привыкнуть к новому дому. Три-четыре дня к нему никто не будет прикасаться, – объясняет заместитель директора ТОФ по творческим вопросам заслуженный артист РФ Яков Соловьев. – Потом приедет настройщик из Москвы, который должен подготовить инструмент. Дальше роялю снова нужно будет отстояться, прийти в себя…
– Вы о нем говорите как о живом.
– Конечно. Ему, как и человеку, нужно войти в строй, акклиматизироваться. Это сложнейший механизм, новый, «не притертый» инструмент. Я больше скажу: он еще будет меняться – привыкать к нам. Могут скорректироваться тембр, звук.
А пока для рояля созданы специальные условия. Сейчас существует возможность установки непосредственно на деку инструмента системы климат-контроля. Как для автомобиля, только в авто человек выстраивает комфортный климат для себя, а тут оптимальные условия по температуре и влажности будут созданы для инструмента.
– Легендарная фирма Steinway & Sons («Стейнвей и сыновья») производит рояли уже более ста лет, – продолжает Яков Соловьев. – И даже когда все конкуренты компании перешли к механизированной сборке, здесь сохранили принципиальную позицию – каждый инструмент Steinway будет собран вручную, каждый будет индивидуальным. Уникальным. Поэтому наша филармония хотела получить рояль именно этого бренда.
– Другие инструменты такого уровня у Тульской областной филармонии есть?
– Это не первый наш Steinway. Рояль этого бренда был приобретен в 70-е годы прошлого века, в период, когда филармонией управлял знаменитый Иосиф Михайловский. Что же до нового рояля, приехавшего в Тулу, то я лично ездил в салон-представительство фирмы в Москве и выбирал из четырех великолепных инструментов.
– И как же выбрать лучший рояль, когда все они идеальны?
– У каждого рояля свои особенности. Стоит начать играть – и чувствуешь нюансы, которые и словами-то не передашь. Просто чувствуешь, что этот инструмент – такой…
– Наш рояль – какой он?
– «Всеядный». На нем великолепно будут звучать и сочинения XVIII века, и музыка века XX, и романтическая, и бравурная. И если другие рояли были просто яркими, то у нашего – послевкусие: сыграешь – и только потом инструмент раскрывает все свои тембровые черты, звуковые краски. Будто шлейф за музыкой… У Тулы было приоритетное право выбора. Следом должна была выбирать другая филармония. И сотрудники салона, которым – при всем их замечательном отношении к нам – запрещено советовать, после того как я остановился на этом инструменте, с облегчением сказали: «Мы все бы выбрали именно его».
– Наш новый Steinway – обыкновенное чудо, которое обязательно должно было случиться, – уверена Елена Руднева. – На фоне глобального позитивного обновления региона появление в областной филармонии концертного рояля, открывающего возможности для приглашения мировых звезд, стало закономерным имиджевым событием. Скоро будет объявлено о презентации долгожданного Steinway для публики. Уже ведутся переговоры с выдающимися фортепианными исполнителями, выбирается дата. Тянуть с этим не будем – предположительно первый для рояля «выход в свет» произойдет в конце сентября – начале октября этого года. Рояль «в шкафу» – хуже, чем «рояль в кустах».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему