Культура

11:40, 21 июня 2019

Не картинки, а дух России

«Это – моя Родина!» – такой отклик вызывают в душе каждого зрителя полотна московского художника Бориса Смотрова. Он любит Россию с ее необъятными далями, пейзажами, деревенскими красавицами, просторами до горизонта.

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Архаика и авангардизм, глубоко воспринятые традиции русского и мирового искусства – все это присутствует в картинах, которые радуют глаз яркостью цветов и, кажется, звучащим в них гимном жизни.
Экспозиция работ этого замечательного мастера открылась в Выставочном зале на Красноармейском. Лето, жара, лучи солнечного света за окном – и на полотнах.
Творчество Смотрова сразу поражает – яркостью, колоритом, буквально пламенеющим, горящим: эти сочетания красного, зеленого, желтого сразу напоминают народные вышивки, наши расписные филимоновские игрушки. Даже осень у него ослепительна – такие оттенки найдены для летящих листьев.
Сам художник говорит, что нынешняя манера возникла не сразу, ей предшествовали многолетние поиски: поиск темы был постепенным.
– Меня постоянно волновал вопрос: а что же я буду показывать своему сыну? На чердаке обнаружил лоскутное одеяло. Затем появилось одноименное произведение – монтаж фотографии и одеяла; вскоре эта форма – разноцветные лоскуты-символы, превращающиеся в пространственную иллюзию – перетекала из работы в работу. Я рисую не картинки о России, а пишу дух России – оптимизм… – эти слова автора можно считать лейтмотивом выставки.
Борис Смотров родился в Ростовской области, рисовать стал в раннем возрасте, а затем поступил в МГХИ им. В. И. Сурикова.
Творческий путь художника начинался в мастерской «Агитплакат» – с ее многолетними традициями создания политических и социальных работ. Однако в это время графическая стилистика объединения ушла от метафоричности листов 50–60 годов, ориентированных на продукцию «Окон РОСТА» прошлых лет. А Смотров нашел собственный неповторимый живописный язык, свое направление.
Гармония его полотен построена на неразрывной связи человека и окружающего мира, воплощена в бытовых предметах, реалиях природы, повседневном труде и празднике повседневной жизни, где простые вещи становятся символами, выразителями первооснов мироздания.
Как говорилось на открытии выставки Бориса Смотрова в Туле, его картины – это органные фуги, перенесенные цветом на плоскость. И главным звуком среди прочих остается красный цвет.
«Уберите красный, замените его – и вы не получите той энергетики, которая присуща моим работам» – таков девиз творчества мастера.
Вглядываясь в работы Смотрова, улавливаешь присутствие стихийного народного язычества с православной этикой и тут же – современную манеру живописи.
– Можно искать корни творчества художника и в любимой им живописи Аргунова, Венецианова, Сурикова, в произведениях мастеров русского авангарда, прежде всего в опытах позднего Казимира Малевича, – отметила директор Тульского областного художественного музея Марина Кузина. – Однако нет и намека на подражательность или сознательное ориентирование на существующие образцы. Сверхзадачу своей живописи, концепцию выставки Смотров определяет так: «Соединение в душе художника мира видимого, реального и условного, неосязаемого, уходящего вглубь тысячелетий, заложенного природой на генетическом уровне, – есть форма моего существования в живописи. Солнце, Свет, Жизнь, Цвет – суть моего бытия и творчества…»
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему