Культура

09:00, 19 декабря 2014

О свободе творчества и вечных ценностях

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

В истории мировой рок-музыки имя Кена Хенсли прописано крупными буквами: фанаты всех времен и народов чтят его как первого, безусловного и настоящего лидера хард-рокового направления. При этом, несомненно, мы говорим – Хенсли, подразумеваем – Uriah Heep, и наоборот: ведь он – создатель этой легендарной группы, пленявшей умы и сердца в 70–80-е.

Когда их пути разошлись, это не стало потерей для великого хитмейкера, он был и остается незаурядным музыкантом, композитором, личностью, притягивающей внимание миллионов, продолжает творить, поражать, радовать.
С 2001 года Кен Хенсли регулярно приезжает на гастроли в Россию, и вот – очередной тур, с 17 ноября по 17 декабря, и наш город оказался на пути.
– Так здорово быть здесь с вами, в Туле, – сказал хитмейкер, выйдя на сцену ДК Туламашзавода под «бурные и продолжительные». – Я надеюсь, вы собрали всю свою энергию, потому что нам предстоит путешествовать во времени. Этот концерт – приглашение в тот период, когда многие из вас еще не родились. Впрочем, и тогда, когда и меня еще не было на свете… Что сегодня присутствует на сцене? Мои клавишные, моя гитара и песенный альбом, где есть 52 произведения: конечно, за свою жизнь я их написал гораздо больше, но именно эти изменили мою жизнь. И я надеюсь, что среди них есть хоть одна песня, которая так или иначе повлияла на жизнь каждого из вас. И первая, которую вы услышите сегодня, «Free Me», была написана в далекие семидесятые…
А разговор с рок-кумиром за кулисами перед концертом начался с признания:
– Кен, даже не верится, что поклонники смогут увидеть вас воочию: если бы нам в прошлые времена сказали, что увидим самого Хенсли, мы бы скорее поверили, что в Туле высадятся инопланетяне. Вы для нас – небожитель, в определенном смысле… А как возникло решение посетить Россию?
– В 2001 году музыкальная фирма в Москве пригласила меня записать новый альбом и перевыпустить некоторые старые записи. Так я оказался в вашей стране в первый раз, с этого все началось. Я был взволнован, заинтересован, поскольку ничего на тот момент не знал о России, о людях, живущих здесь. И было неожиданно узнать, что мою музыку любят, слушают, ценят.
– Какие-то встречи запомнились, поддерживаете отношения с теми, с кем познакомились тогда, в первый приезд?
– Разумеется: путешествуя, всегда встречаешь людей, которые потом, спустя время, становятся друзьями. Было много встреч на концертах, пресс-конференциях, и у меня в России появилось много знакомых. Например, в Санкт-Пе­тер­бурге есть поклонники разного возраста, с которыми общаюсь регулярно: они приходят на каждый мой концерт в вашей стране, и мы там видимся.
– А какие-то песни были навеяны впечатлениями от поездок по России?
– В моем последнем альбоме есть песня, которую мы исполняем с группой «I want go to the bаck», которую я связываю с Россией, Украиной, Белоруссией. И даже в эти дни я в дороге вел записи, фиксировал впечатления, которые впоследствии, возможно, станут песнями.
– Записывали стихи или музыку?
– Для меня все начинается со стихов: сначала я пишу текст песни, который потом ложится на музыкальное полотно. Впрочем, некоторые вещи так и остаются стихами… Но то, что написано в эти дни, точно станет песней.
– Ваши поклонники помнят одно из первых интервью, записанных на Российской земле, где вы говорите, что поэтом стали прежде, чем музыкантом…
– Действительно, стихи я начал писать очень рано, но когда мне исполнилось одиннадцать лет, захотел превращать их в песни, что и происходит по сей день. Конечно, поэтическое творчество требует времени, а у меня с начала 70-х его почти нет. Но я научился, колеся по свету, просто сидеть и писать, не замечая происходящего вокруг, не отвлекаясь, уходя полностью в свой мир. И это уже стало обыкновением: блокнот постоянно под рукой, я фиксирую свои мысли. А когда появляется возможность добраться до инструмента, начинаю импровизировать. Эта привычка стала, что называется, натурой. Не знаю, как это получается, но когда затем я пишу песни, словно какая-то энергия, заложенная в словах, помогает найти нужный ритм. Словно изначально это записалось не только на бумаге, но и в голове, уже зазвучало как определенная мелодия. Поэтому, может быть, я и вправду инопланетянин…
– Как знать… Когда видишь вас на сцене, действительно кажется, что вы живете в другом измерении: представляетесь таким отрешенным. Я сейчас наблюдала, как вы репетируете: весь – в себе.
– Частично я здесь, на сцене, частично – в мире вдохновения. И этот мир, живя во мне, находит выход через творчество – так мы и находим общий язык с людьми из разных стран. Это состояние необычное, я его постоянно чувствую, выходя на сцену, и наслаждаюсь, потому что эта энергия столько всего привносит в мои представления. Если ее охарактеризовать одним словом, то это – Бог. Творчество – божественная субстанция. И когда люди аплодируют, они с этим соглашаются. Что и делает мои концерты такими особенными.
– Так, возможно, не случайно ваша первая группа называлась The Gods?
– Ничего в жизни не бывает случайным. С каждым годом я все больше убеждаюсь, что все события, происходящие вокруг, кем-то предопределены, я нахожусь в руках Творца на протяжении всей своей жизни. Кстати, я уже не помню, откуда взялось название The Gods, но у него мог быть хороший потенциал.
– Но если уж и дальше выстраивать ассоциативный ряд, то для большинства поклонников ваше имя непременно связывается с Uriah Heep, хотя вы уже давно расстались.
– Долгие годы я старался быть просто Кеном Хенсли, а не Кеном Хенсли из Uriah Heep. Но потом понял, что то, чего мы вместе с музыкантами из этой группы достигли, занимает большую часть моей жизни, и лучше все-таки все это принимать, чем отвергать.
– Вы продолжаете традиции того времени в музыке или ритмы сегодняшнего дня пишет уже совсем другой человек?
– Конечно, есть связь с написанным в прошлые годы, хотя сейчас появилась другая манера исполнения. Но вдохновение я по-прежнему черпаю в том же источнике.
– Я вспоминаю те годы, потому что они дороги людям, выросшим на ваших песнях, которые прошли и через нашу жизнь.
– То была и моя молодость, мои открытия мира, не важно, хорошие или плохие. И опыт, который, как известно, приходит с годами, имел воздействие на творчество. Могу сказать одно: я никогда не врал в своих песнях, все они идут из моего сердца, и мне кажется, именно это дает возможность им проникнуть в людские сердца.
– Потому и сегодня к вам, как к давнему другу, приходит множество людей – уже повзрослевших, солидных, не носящих ежедневно черное: это раньше мы как на подбор были джентльмены и «lady in black».
– Ну конечно, музыку надо чувствовать сердцем, цвет одежды здесь ни при чем. Кстати, не так давно меня спросили, почему все рок-музыканты так любят ходить в черном. Я, конечно, мог бы нагнать мистики, создать ауру таинственного и сказать, что в черном есть нечто особенное, тем более что в прошлые годы мы пели о сверхъ­естественном – вспомните альбом Demons and Wizards. Но все гораздо проще: черная одежда меньше пачкается, а когда ты столько времени проводишь в дороге, это актуально: самый практичный цвет.
– Многие творческие люди жалуются, что приходится постоянно ездить, и говорят, что это – оборотная сторона популярности.
– Мне ничего не оставалось, как окунуться в атмосферу вечных путешествий, хоть они и не всегда бывают веселыми и увлекательными. Но я всегда знаю, что в конце поездки будет работа на сцене, встреча с единомышленниками, и это помогает пережить все неудобства.
– Сколько городов вы планируете посетить во время данного турне?
– Двадцать один – счастливое число.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На одном дыхании

17 декабря, 20:33

Красивое и опасное

17 декабря, 20:32

Заглянуть под ярлык

15 декабря, 20:07

Смешные истины

15 декабря, 20:06

На эту же тему