Культура

13:59, 01 ноября 2022

Огонь, мерцающий в сосуде

Огонь, мерцающий в сосуде

Ирина Мельханова
Сергей Киреев
 


Выставка «Античные вазы» открылась в тульском филиале Исторического музея.

 

Для стройных керамических «гречанок» солидный возраст – предмет гордости. Тем более что крутобокие красавицы нескольких десятков столетий от рождения и сегодня выглядят на зависть юным подражательницам.

Более 60 античных сосудов, самые ранние из которых датируются вторым тысячелетием до нашей эры, расскажут историю развития древнегреческой вазописи, а дополнительный акцент древней истории придадут подлинные предметы – ровесники амфор, пелик, кратеров, ойнохой и гидрисков, созданных в интервале с XV по III век до нашей эры.

_L9A8671.JPG-1.JPG

- Предтечей той выставки, которая сейчас открылась в Туле, была выставка, организованная около пяти лет назад в Ярославле. Она тоже называлась «Античные вазы», и все же с тульской не идентична, - рассказывает хранитель фонда античных городов Северного Причерноморья и византийских древностей Государственного исторического музея Денис Журавлев. - Мы заменили некоторые экспонаты и ввели новые темы, а с ними и новые категории материалов. Теперь «Античные вазы» - не только вазы, идею дополнили шлем античного воина, бусы, металлический стригиль – скребок для очищения тела атлета, и другие предметы. Многие экспонаты уникальны, некоторые выставляются впервые – широкой публике они прежде никогда не были представлены.

_MG_0268.JPG

__________________

Любопытно, что в Москве выставка «Античные вазы» никогда не проходила. Кураторы надеются, что сумеют открыть ее в столичном ГИМ позже. А если тема античности будет востребована у туляков, взамен обещают привезти еще что-нибудь интересненькое.

 __________________

  

На дне кратера

В основе выставки – ретроспектива декоративной керамической росписи в Древней Греции, от микенского периода до классических ориентализирующего, чернофигурного и краснофигурного стилей, более поздних предметов и техник.

Эта концепция использовалась кураторами выставки еще в Ярославле. А в Туле «Античные вазы» получили новую идею развития. Дополнительными векторами стали две темы, знаковые для культуры Древней Греции.

_MG_0187.JPG

Канфар – один из самых частых атрибутов, используемых при изображении Диониса. Считается, что именно из канфаров пили древнегреческие боги. Этот сосуд создан в VI веке в Южной Италии. 

___________________________

Тема Диониса и дионисийства вполне логична, поскольку значительная часть сосудов, созданных древними греками, предназначалась для винопития, транспортировки или хранения вина. Эта линия более подробно познакомит с Дионисом – не только богом виноградарства и виноделия, но в первую очередь – воплощением производительных сил природы. Не забудут и про его покровительство, отданное театру: одну из витрин не случайно украшает маска сатира – персонажа свиты Диониса… Словом, выставка обещает сделать этого олимпийского бога куда более объемным, чем он до сих пор представлялся многим.

_L9A8688.JPG

Маска сатира соседствует в витрине с амфорисками – маленькими сосудами для хранения ароматических и косметических масел.

_____________________  


Вторая по распространенности сфера использования различных сосудов в Древней Греции – погребальные ритуалы, и еще одна линия в повествовательной ткани выставки – тема погребения и загробной жизни.

В экспозиции собран типичный ритуальный инвентарь древнегреческого погребения: тут и уже упоминавшийся стригиль - серповидный скребок, который до изобретения мыла использовался для очищения поверхности кожи от пота и грязи; и шлем воина, сопровождавший владельца в загробном мире; и узкие сосуды - лекифы для ароматических масел – после умащивания тела лекиф оставлялся в погребении…   

- И, безусловно, сохранилась общая концепция выставки: знакомство с историей вазописи и самой Древней Греции, - продолжает Денис Журавлев. - На всех вазах очень богатые изображения. Тут мы можем и проследить повседневную жизнь древних греков, и узнать об их представлениях о Северном Причерноморье – территории, откуда большая часть представленных вещей происходит. И конечно, перед глазами любознательных – вся античная мифология: грифоны, аримаспы, амазонки…

В центре зала – полноразмерный кратер – сосуд для смешения вина с водой, ведь в греческой традиции неразбавленное вино пить не принято. Роспись на нем изображает древнегреческий Комос – ритуальное шествие, посвященное культу плодородия. Дионис в сопровождении сатиров и менад веселится… А вот хранителям фондов, собравшимся привезти этот кратер на выставку, в какой-то момент оказалось не до смеха.

- Этот сосуд упомянут в первом путеводителе по Историческому музею 1893 года издания. Перепутать невозможно – описание точное. Но, когда мы стали готовить его к выставке, выяснилось, что каким-то непостижимым образом именно этот кратер не занесен ни в какую документацию. Экспонат, долгие годы простоявший в музее, не имел учетного номера в каталоге! Конечно, все исправили, но давненько у этого сосуда не было таких приключений…

_MG_0298.JPG

В центре экспозиции в Туле – кратер необычной судьбы: много лет он был фактически «лицом» античной коллекции ГИМа, а номером в каталоге обзавелся только благодаря тому, что отправился на выездную выставку.  

______________________


За металл

Среди экспонатов, представленных зрителям впервые, погребальная ваза – один из немногих на выставке сосудов, выполненных не в керамике, а в металле.

Это произведение Ш века до нашей эры найдено российскими археологами в Херсонесе. Использовались такие вазы для захоронения праха умершего. Отдельная удача, что экспедиции удалось обнаружить при раскопках и крышечку от сосуда, так что экспонат представлен «в полной комплектации».

Массивная погребальная ваза выполнена из свинца, и чудо само по себе уже то, что такой крупный металлический предмет избежал посягательств нелегальных копателей.

_MG_0278.JPG

Погребальная ваза – далекий «предок» урны для праха, обнаружена при раскопках на месте древнегреческого полиса на юго-западном побережье Крыма.

__________________


А вот еще один экспонат, также выставляемый впервые – бронзовый шлем древнегреческого воина – был передан в фонды Государственного исторического музея правоохранителями.

Типичный для античности шлем наемника, выполненный в форме пилоса - высокой конусообразной шляпы с небольшими полями, предположительно, похищенный при незаконных раскопках на Северном Кавказе, был задержан таможенниками при попытке нелегальной переправки груза через границу России.

- К сожалению, попытки нелегального вывоза предметов древности за границу страны реже не становятся, и мы системно работаем с органами таможни, полицией и другими службами охраны правопорядка. Сотрудники Исторического музея часто привлекаются к оценке подлинности задержанных предметов искусства. Фальшивок в нашем деле хватает, и вазы тоже подделывают. И, знаете, нередко случается, что правонарушитель сам обманут – купил где-то что-то подпольно, а на поверку – подделку за раритет считает. И пусть вывозит ее тогда!

_L9A8669.JPG

Этот шлем в музей попал уже в хорошем состоянии – предшествующий владелец-нелегал качественно отреставрировал древность, а вывезти за границу не смог.

___________________


У всех экспонатов здесь – богатейшая история, и не только та, что связана с их созданием и обретением спустя десятки веков. Для кураторов выставки каждый предмет – маленькая научная победа. Или большая.

- Одна из самых дорогих мне историй связана вот с этой маленькой амфоркой, - рассказывает старший научный сотрудник ГИМ, хранитель фонда и куратор выставки «Античные Вазы» Георгий Ломтадзе. - То, что она по назначению – транспортная, очевидно из характерной формы. Но почему такая маленькая? Транспортные амфоры, это общеизвестно, весьма крупные сосуды – литров на 50-60. В них возили вино и масло из различных городов Греции, где произрастали ингредиенты. В Северном Причерноморье все это не растет, а греки без вина и масла жизни не представляли, вот и отправляли сюда кораблями. В разное время, хотя и нечасто, археологам попадались такие вот маленькие амфоры разной формы и нестандартного объема – пара литров максимум. И никто не мог понять, в какой контекст вписать эти сосуды, ведь для перевозки они крайне непрактичны. Огромные объемы поставок, порядка двух месяцев по морю и вдруг – такое «баловство» с мелкой тарой. Но однажды обратили внимание, что на подобных амфорах иногда встречаются характерные пометки краской. И один из наших коллег, сопоставив с вычитанной информацией, пришел к выводу: да это же пробники! Представьте себе, древние греки придумали этот коммерческий ход еще до наступления нашей эры. В специально изготовленной для этих целей мелкой амфорке потенциальному покупателю высылалось вино нового сорта – на пробу. А уж если оно пришлось по вкусу, тут уже делался заказ на сотни литров. Эта гипотеза, кстати, объяснила разом и нестандартную форму амфор-малюток: каждый производитель каждый раз делал сосуд индивидуально, под возникшую необходимость.

_L9A8668.JPG

_MG_0150.JPG

 

Время собирать керамику

Самые древние предметы в экспозиции датируются XV веком до нашей эры. Например, парфюмерные сосуды с геометрическим орнаментом, представленные на выставке в Туле – часть коллекции, собранной основателем музея, графом Уваровым и объединяющей предметы, изготовленные в середине второго тысячелетия до нашей эры на острове Кипр.

_L9A8705.JPG

- Основу же выставки составляют предметы VI-IVвеков до нашей эры, - продолжает хранитель фонда. - Эти вещи происходят из раскопок, ведущихся в Северном Причерноморье. «Урожайны» для археологов Крым, Таманский полуостров – в этих местах создавались шедевры так называемого керченского стиля. Конечно, большая часть предметов пришла в наше собрание из старых раскопок, еще дореволюционных времен. Какие-то предметы поступили из частных коллекций, но есть и совсем недавно обретенные экспонаты. На Таманском полуострове и сейчас продолжают работу две южные археологические экспедиции Исторического музея. И интересные находки есть до сих пор – не просто отдельные черепки, а вещи, которые мы можем демонстрировать на серьезных выставках.

Например, в Туле, среди прочих, выставлена ваза из собственных раскопок Дениса Журавлева. Этот артефакт экспедиция ГИМ обнаружила на Таманском полуострове несколько лет назад.

Вот она – классическая малоазийская столовая амфора, в таких подавали вино к трапезе. Внушительного размера многолитровый сосуд, усилиями реставраторов возрожденный из боле чем сотни осколков.

_MG_0293.JPG

- Если очень приглядеться, видно, что амфора собрана из мельчайших черепочков, - объясняет исследователь. - В данном случае нам повезло: несмотря на то, что заметная часть осколков так и не была обнаружена, экспонат удалось восстановить. Есть в нашей работе такой термин «археологически целый сосуд». Это означает, что, несмотря на отсутствие тех или иных деталей, форму сосуда можно восстановить полностью. Для расписного сосуда есть еще один показатель археологической целостности – возможность восстановить исходную роспись. С этим сложнее. Обратите внимание: на этой амфоре достаточно фрагментов, не раскрашенных, а затонированных в цвет обожженной глины. Здесь вы наблюдаете современную технику реставрации, принятую на сегодня многими мастерами. Поверьте, наши с вами современники - реставраторы смогли бы довершить утраченную роспись целостно и стилистически выверено, так, что зрителю ни по чем не догадаться будет, что это «новодел». Но мы специально показываем сосуд в этом виде. Люди приходят на выставку античности, чтобы посмотреть на работы древних греков, а не современных художников. То, что осталось от созданий древних греков, мы и выставили.  

- Керамика, в принципе, вечный материал, - рассуждает Георгий Ломтадзе. - Брось черепок в землю, и он пролежит там практически до бесконечности. Так что шанс на то, что лучшие находки и ценнейшие открытия впереди, есть всегда. И коллекция, даже спустя тысячелетия, будет расти.

_L9A8682.JPG 

 ________________________  

Выставка «Античные вазы»

Где: Исторический музей. Филиал в Туле (ул. Металлистов, 10)

Когда: до 13 февраля 2023 года

Возрастная категория: 6+


Реклама. Исторический музей. Филиал в Туле tula.shm.ru


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий