Культура

15:37, 02 августа 2019

Огромный мир маленького человека

В Тульском выставочном зале – «Наивная живопись» московской художницы Люси Вороновой. В экспозицию вошли произведения из частной коллекции Александра Воронина.

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Здесь представлено более 60 работ, охватывающих 20-летний период творчества. Это портреты, пейзажи, натюрморты, которые объединяет главное: насыщенные краски, солнечное настроение, словно «зашифрованное» в каждой картине. Это словно гимн самой жизни.
Искусствоведы относят Люсю Воронову к наивным художникам, в то же время называя ее «абсолютно уникальным явлением в современном искусстве».
На торжественном открытии выставки коллекционер, учредитель фонда «Русское современное искусство» Александр Воронин отметил:
– Люся Воронова, несомненно, с полным правом вошла в историю современной мировой живописи. Но наивный художник – не значит наивный человек. Творчество Люси – это отражение ее натуры, а работы, несмотря на кажущуюся простоту и лаконичность, многосложны, обладают мощным эмоциональным воздействием. Потому что в них видна глубина противоречивого внутреннего мира. Вообще, в последнее время одной из мировых тенденций в мире живописи стало усиление внимания к искусству наива, к его философии, теории и практике…
Люся Воронова училась в Народном университете искусств – советском заведении, где каждый учащийся имел индивидуальную программу обучения. Ее наставниками были Борис Отаров и Нугзар Мгалоблишвили, привившие ей любовь к насыщенному колориту, эмоциональности.
Маститые критики сегодня замечают в работах художницы и отзвуки европейского карнавала с его масками, и узоры русских мастериц, созданные века назад.
На открытие выставки в Туле Александр Воронин привез недавно изданный альбом, в который вошли наиболее известные работы Вороновой и отзывы искусствоведов.
К примеру, Антон Успенский, историк искусства, художник, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, считает: «Язык художницы сознательно опирается на примитив, опыт изучения декоративно-прикладного искусства определяет изобретательность ее приемов, среди которых нет скрытых «цитат» из техники народных промыслов. Но есть осваивание персонального живописного стиля – стиля, в связи с которым вспоминается литературоведческое определение Мариэтты Чудаковой о сказовой прозе: «лабораторно созданное противоречие…».
Сама же художница в одной из своих дневниковых записей так характеризует свое творчество: «В любом из окружающих я ищу Человека. Люди очень разные, и каждый – Космос, загадка, неожиданность, но в каждом основные фундаментальные качества неизменны. Любовь, вера, надежда, ненависть – бесконечны, как само человечество. Я беседую с самыми разнообразными людьми и ищу «точки соприкосновения» для возможного диалога. При этом больше слушаю, и собеседник словно «приоткрывает занавеску», и открывается Душа – огромный мир маленького человека…»
– Картины Люси Вороновой, будь то изображения молодых женщин, натюрморты – точнее, живописные пейзажи с россыпью овощей и фруктов – отличаются особым изобилием композиции и радостным восприятием мира, – сказала заместитель директора Тульского музея изобразительных искусств Марина Кузина. – Эти работы напоминают и лубок, и ковры, где на фоне народного орнамента проступают личные впечатления. Это наша цветущая земля, показанная с большим чувством. Несомненно, манера этого автора весьма своеобразна и запоминаема.
На счету почетного члена Российской академии художеств Люси Вороновой более 50 персональных выставок в Третьяковской галерее, Русском музее в Петербурге и в городах Европы. Работы художницы выставлялись в Российской академии художеств, в ведущих музеях – Московском музее современного искусства, Государственном центре современного искусства, Музее декоративно-прикладного искусства, РОСИЗО, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств, Пермской государственной картинной галерее, Рязанском государственном областном художественном музее, Костромском музее-заповеднике и многих других.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему