Культура

21:25, 22 мая 2013

Особенности национальной охоты

На третьем этаже Тульского государственного музея оружия представлена выставка из фондов под названием «Охотничьи ружья: взгляд сквозь призму истории». Здесь красуются уникальные экземпляры, созданные нашими мастерами в разное время, украшенные резьбой, чеканкой, порой напоминающие ювелирные изделия – столь филигранна на прикладах драгоценных древесных пород затейливая вязь.
Но длительный интерес к себе они вызывают, пожалуй, лишь у посетителей мужского пола, а вот прекрасная половина человечества, а также детишки быстро переходят от витрины к витрине. И тогда у директора Надежды Калугиной появилась интересная идея: создать в центре зала уголок российской дикой природы, той, что отражена в творчестве многих наших писателей.
«Мой лучший друг – охотничья собака, да острый нож, да меткий карабин…» – писал Некрасов. Впрочем, внимание охотничьей тематике уделяли в своих произведениях Пушкин, Сумароков, Лесков, Куп­рин, Мамин-Сибиряк, Чехов, Пришвин, Аксаков. Наш земляк Лев Толстой в «Войне и мире» и «Анне Карениной», рассказах и очерках великолепно описывает вальдшнепиную тягу, болотную охоту, отъезжее поле, делая это самостоятельным жанром.
«Охота – это забава, которая сближает нас с природой, приучает к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью, этим тешились наши предки», – считал Тургенев.
«С двадцатого года моей жизни охота приобрела надо мной силу, и я предавался ей с таким жаром, что посвящал все свободное время, – вспоминал Алексей Толстой. – Она даже не оставила без внимания колорит моей поэзии, всегда написанной в мажорном тоне, между тем как мои соотечественники пели по большой части минором…»
Претворять в жизнь задуманное в Музее оружия взялась известный флорист международного уровня Ирина Моисеева. Созданная ею инсталляция занимает 25 квад­ратных метров в центре зала, и здесь отражены времена года в лесу.
– Мне хотелось показать этот таинственный мир, про который наши предки складывали легенды, сказки, – рассказала Ирина Алексеевна. – Первая встреча с Надеждой Ивановной Калугиной у нас произошла зимой, вот я после нее встала на лыжи – и в чащу. И в охотничьем зале я воссоздала эту атмосферу с дикими зарослями, буреломами – ровные аллейки, как в парке, здесь не смотрелись бы. Каждый из детства помнит, что в лесу, особенно в зимнем, словно новогоднем, живет тайна, и ее хотелось подарить посетителям…
И теперь экскурсанты, обходя по кругу этот шедевр, рассматривают поваленные деревья, болотце, валуны, выходящего из берлоги медведя – чучела животных и птиц были специально закуп­лены для этой цели. А еще из лесничества привезли два грузовика «природного материала», который предварительно прошел специальную обработку, – чтобы разные жуки-короеды потом не попортили ружейные приклады и мебель в музее. Кроме косолапого здесь есть еще волк, рысь, куница и даже мыши: проработан каждый сантиметр композиции, как и должно быть в настоящем лесу, ведь если рядом с мшаником будут торчать доски подиума, пропадет весь эффект.
И теперь, попадая в зал, ребятня бежит первым делом фотографироваться «с мишкой», а экскурсоводы смело могут включать в рассказ о мастерстве тульских мастеров-оружейников объяснение, что в соответствии с традициями охота на Руси – не убийство. Недаром Михаил Пришвин сравнивал ее с процессом, вдохновляющим творчество: «Типичная особенность русской национальной охоты в том, что она насквозь пропитана духом товарищества и содержит в себе чувство охраны природы…»
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему