Рекламный баннер.

Культура

00:00, 12 мая 2018

От Алисы до Веревкина

От Алисы  до Веревкина
Софья МЕДВЕДЕВА,
Андрей ЖИЗЛОВ
Сергей КИРЕЕВ

«Некогда наш Веревкин был центром небольшого княжества, за которое боролись могучие соседи – рязанцы и туляки. Городище и сегодня можно различить за взорванным в тридцатые годы собором. Его взрывали, но не до конца, динамит кончился. За перерасход динамита, говорят, репрессировали командование саперной дивизии. Все может быть – времена стояли морозные…»

Так начинается неоконченный роман известного писателя-фантаста Кира Булычева «Лишний близнец». Немногие знают, что город этот – Веревкин – списан с Венева.
Главный город, фигурирующий во многих произведениях Булычева, – Великий Гусляр, чьим прототипом стал Великий Устюг. Как позже признавался писатель, Веревкин – более реалистичное отображение действительности в книгах, но все же фантастическое. В произведениях цикла про Веревкин, в который вошли несколько рассказов, легко узнаются Николаевская колокольня, площадь Ильича, усадьба фон Мекк. А рядом – вполне называемая своим именем Тула, которую с Веревкином связывает железная дорога.
В Веревкине происходит действие семи произведений Булычева 90-х годов: «Котел», «Лишний близнец», «Будущее начинается сегодня», «В когтях страсти», «Золушка на рынке», «Чума на ваше поле» и «Гений и злодейство». Время такое, что и тогдашней реальности в этих произведениях побольше с наркоманами и беженцами, и сюрреалистического антиутопизма, и горьковатой, щедринской иронии. Но такова социальная фантастика, которая отчасти и не фантастика вовсе.
Инициатором приезда Булычева в Венев стал учитель физики Альберт Михайлович Петросов. В 1992 году он основал при местной школе №1 клуб любителей фантастики «Млечный путь», бывал на различных мероприятиях, посвященных этому удивительному и необычному миру, переписывался с различными авторами. В 1997 году он пригласил Кира Булычева на пятилетие клуба – а тот не отказался.
Маленький юбилей веневские фантасты отмечали в районном Доме культуры. Но сначала для гостя провели экскурсию по городу.
– Игоря Всеволодовича интересовало многое, особое внимание уделялось деталям, – вспоминает Альберт Михайлович. – На улице Льва Толстого его внимание привлек дом №19, глядя на который, делал интересные замечания, долго не мог оторваться от созерцания колокольни Никольского собора.
На встрече с Киром Булычевым был аншлаг. Писатель с удовольствием фотографировался со всеми желающими, раздавал автографы, отвечал на вопросы.
«В самом деле, после поездки в ваш городок я изменил Великому Гусляру и перешел к вашему городу. Больше того, в первой из повестей о городе Веревкине Тульской области, не очень счастливом, обыкновенном нынешнем городе, существует как бы лирический герой, альтер-эго автора. Этот школьный учитель, конечно же, не имеет ничего общего с Альбертом Михайловичем, но не смог бы родиться на свет, если бы не было Альберта Михайловича», – писал Кир Булычев после.
Советская эпоха с ее устремленностью в будущее была благодатной почвой для произрастания жанра. И Кир Булычев, как на книжной полке, достойно соседствует в нем с другими фантастами – братьями Стругацкими и Иваном Ефремовым, Александром Казанцевым и Евгением Велтистовым. Правда, за пределами литературы он был Игорем Можейко, научным сотрудником Института востоковедения Академии наук СССР, специалистом по Юго-Восточной Азии. Вплоть до 1982 года Булычев скрывал свое настоящее имя, полагая, что занятия фантастикой начальство сочтет несерьезными и уволит его. Помимо писания собственных книг, Булычев активно переводил иностранную литературу: Артура Кларка, Айзека Азимова, Хорхе Луиса Борхеса, Жоржа Сименона.
А в 1982-м пришлось сбросить маску: Булычев был удостоен Государственной премии СССР за два сценария – к художественной ленте «Через тернии к звездам» о жизни XXIII века и мультфильма-полнометражки «Тайна третьей планеты» с Громозекой, птицей Говорун и, конечно, Алисой Селезневой.
Пожалуй, если бы Булычев создал всего лишь одну Алису, он обессмертил бы свое имя в искусстве. Безусловно, способствовал этому фильм «Гостья из будущего» по повести «Сто лет тому вперед» ‒ слишком уж запала в душу зрителям Алиса, сыгранная Наташей Орловой. Школьница, живущая в 2084 году, дочь космозоолога и архитекторши Солнечной системы, сочетала в себе детскую непосредственность и взрослую находчивость. Она стала героиней 52 произведений писателя и любимым персонажем миллионов читателей.
Художественные миры Булычева, несмотря на фантастичность, довольно скрупулезно сформированы. Писатель всегда уделяет большое внимание социальным отношениям, морально-этическим вопросам. Булычев далек от простоватых стрелялок и аморфных вымышленных цивилизаций, в рисовке которых упор сделан на внешность и спецэффекты. Ему было важно обнаружить приводные ремни развития общества и обрисовать, как меняется личность в этих условиях. Такой подход способствовал тому, что Булычев оказался самым экранизированным среди отечественных фантастов: по его произведениям сняли свыше двадцати мультфильмов и кинолент. Помимо «Гостьи из будущего» и «Тайны третьей планеты», самые известные среди них ‒ фильмы «Через тернии к звездам», «Лиловый шар», «Остров ржавого генерала», «Слезы капали» с Евгением Леоновым в главной роли. Быть может, и веревкинский цикл мы когда-нибудь увидим в кино?
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий