Культура

Песни хорошие и все остальные


Анастасия КАЛИНИНА
Елена КУЗНЕЦОВА

Фестиваль авторской песни на Куликовом поле, в принципе, можно описать парой строк, особенно если позаимствовать их у Толкиена: «Там хорошо всем – и тем, кто любит поесть и поспать, и тем, кто любит трудиться и кто любит слушать или рассказывать истории, петь или просто сидеть и думать, и тем, кому нравится все понемножку».
Но если описывать подробно и со вкусом – газетной полосы мало.

Крайне приличная свобода
…Купаясь в Непрядве, голосисто исполняет арию из Евгения Онегина какая-то русалка, со сцены звучат патриотические песни, идет утренняя часть программы «Рота, подъем». Как на военном биваке, к небу тянутся дымки костров, конкурсанты и сочувствующие готовят полевую снедь. Народ одет, а точнее, раздет настолько, насколько позволяют приличия. Это самые первые впечатления, которые получили тульские журналисты, прибывшие на фестиваль.
Традиционно Куликово поле начинает череду летних бардовских слетов. Потом будет и Грушинский фест, и Липецкий, и еще бог знает какие, благо бородатых музыкантов с гитарами наперевес и исполнительниц в юбках в пол и фетровых шляпах, из-под которых змеятся косы, хватает во всех уголках нашей необъятной Родины.
Но праздник в Кимовском районе самый ранний и неизменный – ведь даже капризная погода не пугает местных завсегдатаев; по-федеральному размашистый: география участников колоссальна, в разные годы здесь выступали исполнители из городов от Мурманска до Краснодара и от Санкт-Петербурга до Владивостока. В этом году было подано около сотни заявок, а послушать живую музыку под открытым небом приехали почти пять тысяч человек – по крайней мере, столько оплатили оргвзносы за парковку автомобилей и установку палаток.
Может, оттого что барды – явление родом из советского прошлого и аудитория фестиваля зрелая, воспитывающая уже собственных детей, внуков и даже правнуков, – атмосфера на поле хоть и свободная, но очень упорядоченная и приличная. Мусор выбрасывается в строго отведенные места, туалеты чистые, вода для питья доступна неограниченно, переоценивших свои силы в схватке с зеленым змием нет.
Между палаток распеваются конкурсанты – и это, пожалуй, самая приятная составляющая фестиваля. Те же песни, но со сцены, пусть и обработанные ведущими звукорежиссерами страны, становятся чуть-чуть холоднее. А в поле вполголоса, под звуки флейт, гитар и губных гармошек только и услышишь по-настоящему живую и теплую музыку. Можно целыми днями курсировать между палаточными крыльями и слушать тихие камерные аккорды и вокал.

О чем поют гитары
Для поколения молодого слово «бард» ассоциируется, пожалуй, лишь с персонажем Семена Слепакова, «бардом-десятником» из телешоу «Комеди клаб», исполняющего сатирические песни. Старшее поколение воспитывалось на другой музыке и слушало пусть не менее ироничных, но совершенно других артистов. В середине 50-х прошлого века гитары в руки взяли тогдашние «хипстеры» – в первую очередь студенты биологического факультета МГУ, следом строители БАМа и туристы. Их сочинения отличались от «официальных» текстов и композиций ВИА, которые продюсировались, писались и исполнялись профессионалами. Поговаривают, что клубы самодеятельной песни возникли с подачи тогдашнего КГБ. Разведка хотела быть в курсе, что творится в студенческой среде. А кроме того, слушать хорошие песни…
Кстати, авторская песня не является феноменом лишь русской культуры. Это явление возникло в 1960-е годы одновременно в разных странах. В ГДР и ФРГ бардов называли «песнеделатели», в Италии и Латинской Америке – «авторы-исполнители», во Франции – «композиторы-интерпретаторы». Все они пели вещицы собственного сочинения под гитару, их творения содержали критику общества и государства – не важно, социалистического или капиталистического. Самолепные артисты экспериментировали с разными жанрами и обладали колоссальной способностью завоевывать популярность молодой аудитории. Впрочем, сегодня авторская песня обросла более зрелыми поклонниками.
О чем пели на этот раз на Куликовом поле? Да обо всем. О любви – к женщине, морю, небу, Родине, хорошему вину и много еще к чему. О присоединении Крыма. Была даже русскоязычная версия песни, звучавшей в мультике про Шрека.

Лучшие
уходят в народ
Впрочем, такая разносортица в репертуаре фестиваля не смущает барда-исполнителя, по совместительству еще и члена жюри Алексея Черемисова. Он оценивает песни по своей методике – захочется ли ему ее перепеть или нет.
– Вечные ценности в тематике исполнителей – всегда самые популярные, остаются всегда. Кроме того, авторы обычно реагируют на текущие события – на Украине, например. Михаил Калинкин сейчас пел про Сирию, про пилота сбитого, – рассуждает, сидя под влажным от дождя тентом Алексей.
Он говорит, что не делит песни на старые и новые. По его словам, существует градация лишь на хорошие песни – и все остальные. Первые, как правило, уходят «в народ», бардовская песня, как и в «домагнитофонное» время, часто передается из уст в уста. Если песню «утащили» – это самое главное признание.
Другой представитель жюри – супруга Алексея Ольга, признается, что не очень любит чисто женские и лирические песни, ей больше интересны композиции, как говорится, на злобу дня. Ратует она и за хорошую перепевку уже известных песен.
– Исполнители интересно подают хорошо забытое старое. Немного грустно, что стихи, написанные в 60–70-е, по сей день остаются лучшими. Они актуальны, играют новыми, свежими гранями. Ребята совершают великое дело, перепевая их, хранят песенные традиции. Но новые мелодии часто тоже неплохо звучат, – рассказывает Ольга Черемисова.
…Налетевшая субботняя гроза в считаные секунды разогнала конкурсантов и зрителей по палаткам и машинам и испортила оборудование. Но через пару часов разъяснило, и фестивальщики продолжили петь, играть на гитарах и жарить на мангалах сосиски.
После замены звукового пульта состоялось самое захватывающее действо – гала-концерт мэтров авторской песни и специальных гостей фестиваля. На вечерней сцене выступили Сергей Канунников, Юлия Зиганшина, группа «Баклуши-Beat», Михаил Калинкин, Александр Евстигнеев, Михаил Башаков и группа «Башаков-Бэнд», Борис Щеглов, Алексей Витаков, группа «Порт Сентябрь», Илья Оленев, Ольга и Алексей Черемисовы.
А потом, поздно ночью, в небо над Куликовым полем – следом за женским вокалом, высоко и чисто выводящим «Ой, при лужку, при лужке», вместе с ритмичным стуком по деке гитары и звуками флейты – взлетели первые «волшебные фонарики», а затем звезды салюта. Отраженный сразу в двух реках – Непрядве и Доне, фейерверк кажется особенным, незабываемым, не таким, как в городе. И продолжение ночи полно серебристых переборов, перемурлыкивающихся с ветром обрывков песен, философских разговоров. Можно никуда не ходить – их прекрасно слышно, даже если дремлешь в палатке. Потому-то фестиваль хорош для всех: и для тех, кто любит петь, и для тех, кто любит праздно валяться на трапиках, в палатках или под открытым небом, любуясь на звезды.

Другие новости