Культура

09:00, 05 сентября 2014

«Пиковый валет» на низком старте

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

– Полагаю, журналистам не стоит присутствовать на репетиции, – задумчиво произнес худрук Тульского академического театра драмы Владимир Ветрогонов в ответ на просьбу «хоть одним глазком…». – Артисты станут отвлекаться, сами понимаете…

Конечно, понимаем, репетиция – это святая святых в храме Мельпомены, таинство, когда из мельчайших деталей, жестов и интонаций, музыки и света выстраивается-вырастает здание нового спектакля.
Потом Владимир Юрьевич все-таки разрешил взглянуть на реппроцесс взамен на обещание сидеть тихо и не шуршать бумагами – про мобильник и планшет речи вообще быть не могло.
На сцене уже обозначены какие-то декорации – это… сфинксы разных размеров. Они молчаливы и таинственны, как и еще не родившийся спектакль, белеют на фоне черного задника. Их спины покрыты ковриками – изваяния пока в стадии доработки и могут быть испачканы в пылу репетиции. Вблизи на эти творения лучше не смотреть, чтобы не лишать себя сказки, но издали они будто белокаменные.
В закулисном просторе справа и слева от сцены громоздится реквизит – вещи из разных миров и эпох. Здесь можно легко заблудиться, как в Зазеркалье, но люди театра ориентируются в этих лабиринтах, запросто находя нужные вещи. Зрительный зал, за лето отвыкший от шума толпы, сейчас пустой и темный. Он, как и египетские божества, таит загадку, вопрос. Ведь неизвестно, как примут зрители то, чем сейчас «болеют» актеры и режиссер. Немного нервозная атмосфера поглощает и подчиняет себе существование всего коллектива театра, который живет в предвкушении двух готовящихся премьер.
Открывается сезон 11 сентября спектаклем «Как боги» по пьесе Юрия Полякова, ее поставил Дмитрий Краснов. Основные репетиции были в конце прошлого сезона, сейчас, как сказал режиссер, уже прошел момент «воспоминания» – и все замерли в ожидании.
А Владимир Ветрогонов репетирует «Пикового валета» Бориса Акунина. Произведения этого автора в России успешно экранизируют, но ставят в театрах всего второй раз, первый был в Москве, второй – в Туле.
Сидя в зале и наблюдая, как воплощается в жизнь пьеса, понимаешь, что перед создателями – постановщиком и исполнителями – стоит задачка не из легких. Как перенести на подмостки витиеватый до невозможности слог писателя Чхартишвили («девичья» фамилия Акунина)? Его произведения, написанные в лучших традициях прошлых столетий, изобилуют рассуждениями, ремарками. Но, наблюдая сцену за сценой, втягиваешься, видя, как появляется некий подтекст, – публике остается лишь внимательно следить за происходящим и «считывать» эти подсказки.
Великого сыщика и мечту девичьих и женских грез Эраста Фандорина, чиновника по особым поручениям при генерал-губернаторе, играет Юрий Богородицкий. Уже сейчас видна «канва», по которой «вышивается» узор этой роли, – персонаж проступает интересный на диво. Молодец молодцом – и рост, и косая сажень в плечах, все в наличии. А еще, естественно, ум, удачливость, находчивость и одет будет по последней тогдашней моде…
Пока же все герои щеголяют в джинсах, причем Андрей Сидоренко, выступающий в роли главного злодея, заправляет их в кирзачи, а сверху – шинель: стильно, ничего не скажешь, особенно в сочетании со шляпой-котелком и саблей на боку. Сергей Пыжов, Антон Архипов, Виктор Ананьин пока в современном одеянии. Они сходятся-расходятся по сцене, выверяя каждый шаг, соединяя движения с текстом. По ходу рождается нужный ритм, а актеры обыгрывают находки. Что-то еще в «наметках», и идет поиск идей. Какие-то дополнения к декорациям появляются по принципу «этот стул – стол, а этот табурет – окно».
Чуть что идет не так, главный «зодчий» – режиссер спектакля – буквально выпрыгивает на сцену, демонстрируя хорошую физическую подготовку, и ставит нужный «кирпичик» на место.
А уж актерам приходится целый марафон устраивать – к примеру, когда авантюристка Мими – Ольга Баурина бросается прочь, а все пытаются ее настичь. По пьесе она по городу удирает, а попробуй на сцене изобрази все переулки и площади, где может затеряться ветреная особа. Свистят полицейские – Сергей Сергеев и Николай Бутурлин, их свист перекликается с музыкальными заставками, напоминающими завывания зимнего ветра.
– Володя, вы «вьюгу» попозже включите, чтобы она постепенно входила, – командует Ветрогонов звукорежиссеру.
И попозже на сцену врывается метель, перекрывая все шумы далекого города и унося всех на сто лет назад…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Шведская песня

02 сентября, 20:56

Уездной барышни альбом

02 сентября, 20:50

Устремленный в небо

29 августа, 09:00

На эту же тему