Культура
18:51, 29 марта 2016
«Поедем на авто!»
Марина ПАНФИЛОВА
Кто же не помнит этого призыва Эллочки-людоедки из романа «Двенадцать стульев». А его главный герой утверждал, что автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. А какими они были, машины того времени?
В Тульском областном краеведческом музее в рамках проведения выставки «Я рожден в СССР» прошла лекция, посвященная ретро-автомобилям и другим атрибутам жизни советского человека.
Этот проект, который музейщики назвали «народным», подготовлен Сергеем Демидовым и его помощниками из фондов, но многие экспонаты приносили туляки, услышав, что в ТОКМ будут выставлены старые вещи, выпущенные до 1991 года.
И экспозиция получилась ностальгической – тут детские игрушки, пионерские галстуки, кружевные салфетки военной поры.
А бархатные шляпки, пудра и духи «Красная Москва», выпущенные в 50-х, словно знаменуют возвращение к мирной жизни. Тут же семь слоников на полке – как залог счастья на долгие годы.
Альбомы с марками, печатная машинка, даже кружевное свадебное платье – чего здесь только нет!
В витрине, посвященной 80-м, – полароидные снимки и видеокассеты (каким шиком было иметь их дома!). А магнитофон «Маяк», выпущенный в 1982 году, до сих пор в рабочем состоянии.
И завершает экспозицию мотороллер «Турист», который когда-то выпускался на «Туламашзаводе».
Как рассказал сотрудник ТОКМ Михаил Кучеров, он не случайно решил подготовить лекцию про советские авто: если посмотреть художественные и документальные фильмы тех лет, то увидишь все атрибуты прошлого в кадре, в том числе «средства передвижения». Они – неотъемлемая часть нашей жизни, с созданием многих моделей связаны имена великих конструкторов. Были машины, которые относились к спортивным, а еще – к правительственным и «народным». Над ними любовно посмеивались, но приобретали с радостью.
Слушателей собралось достаточно, разного возраста, и получился интересный рассказ о прошлом, иллюстрированный слайдами и плакатами из запасников музея и интернета – сегодня трудно найти четырехколесных «ветеранов» в хорошем, рабочем состоянии.
В СССР создавались и производились разные автомобили, иные – тысячными тиражами, иные – в ограниченном количестве. Некоторые модели разрабатывались на основе зарубежных, потом что-то в них менялось, происходила адаптация к нашим дорогам, климату.
Начался рассказ с первого советского грузового автомобиля Ф-15, который выпускался на АМО – ныне заводе имени Лихачева, ЗИЛе. Он как раз и был разработан на базе итальянского грузовичка «Фиат» в 1917 году.
Если вспомнить книгу братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», то там герои тоскуют: «Чтобы ездить по нашим дорогам, надо покупать ГАЗ-69, вездеход, но их почему-то не продают…»
В народе эту модель первого отечественного внедорожника прозвали «козликом», но популярной она была не только в СССР, но и еще в 56 странах мира, как отмечено в архивных документах. И между прочим, в наши дни этот простой и надежный вездеход популярен по-прежнему.
Рядом с ним можно поставить лишь УАЗ-469, «уазик» – обладатель многих престижных наград, в том числе по мотокроссу, покоритель Эвереста и колдобин, полных жидкой грязи, в отечественной глубинке. Эта уникальная по проходимости машина была выпущена в серийное производство в 1972 году и не модернизировалась тринадцать лет – тоже своеобразный рекорд.
«По совету друзей я приобрел автомобиль марки «Москвич». Последняя модель!» – говорит Шеф в фильме «Бриллиантовая рука». И как ему тогда завидовали наши соотечественники!
408-й «Москвич», о котором идет речь, стал выпускаться в 1964-м, а фильм Леонида Гайдая вышел на экраны в 1968-м: естественно, новая машина успела завоевать популярность.
На лекции Михаил Кучеров подробно рассказывал о технических характеристиках советских автомобилей, но слушатели с удовольствием вспоминали и прозвища, которые им давались, и случаи из собственной жизни, когда «мотор заглох, а ехать надо!»
«Запорожец» «запором» кликала буквально вся страна, еще он именовался «мыльницей», «жужиком», про него складывались анекдоты и частушки – как про всех народных любимцев.
Это к правительственной «Чайке» все относились с известным пиететом: она была символом власти. Только в конце 70-х у народа появилась возможность поездить на ней… до ЗАГСа: машину этой марки можно было арендовать для этих целей наряду с «Волгами» – ГАЗ-21.
Это «авто» было символом презентабельности, и приобрести его могли, как смеялись слушатели на лекции, «только народные артисты и товароведы».
Первая модель стала выпускаться с 1956 года, ее создал конструктор Леонид Еремеев. Через два года, когда было выпущено почти 30 тысяч машин, ее стали совершенствовать, появлялись экспериментальные – переходные – образцы. А в 1962-м сошла с конвейера «Волга» в 75 лошадиных сил, которая выпускалась вплоть до 1970 года.
Конечно, перечислить все автомобили отечественного автодрома сразу сложно, но эта лекция стала словно «поездкой в прошлое», туда, где, как кажется сегодня, всегда было безоблачное небо, а на дорогах отсутствовали «пробки».
Кто же не помнит этого призыва Эллочки-людоедки из романа «Двенадцать стульев». А его главный герой утверждал, что автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. А какими они были, машины того времени?
В Тульском областном краеведческом музее в рамках проведения выставки «Я рожден в СССР» прошла лекция, посвященная ретро-автомобилям и другим атрибутам жизни советского человека.
Этот проект, который музейщики назвали «народным», подготовлен Сергеем Демидовым и его помощниками из фондов, но многие экспонаты приносили туляки, услышав, что в ТОКМ будут выставлены старые вещи, выпущенные до 1991 года.
И экспозиция получилась ностальгической – тут детские игрушки, пионерские галстуки, кружевные салфетки военной поры.
А бархатные шляпки, пудра и духи «Красная Москва», выпущенные в 50-х, словно знаменуют возвращение к мирной жизни. Тут же семь слоников на полке – как залог счастья на долгие годы.
Альбомы с марками, печатная машинка, даже кружевное свадебное платье – чего здесь только нет!
В витрине, посвященной 80-м, – полароидные снимки и видеокассеты (каким шиком было иметь их дома!). А магнитофон «Маяк», выпущенный в 1982 году, до сих пор в рабочем состоянии.
И завершает экспозицию мотороллер «Турист», который когда-то выпускался на «Туламашзаводе».
Как рассказал сотрудник ТОКМ Михаил Кучеров, он не случайно решил подготовить лекцию про советские авто: если посмотреть художественные и документальные фильмы тех лет, то увидишь все атрибуты прошлого в кадре, в том числе «средства передвижения». Они – неотъемлемая часть нашей жизни, с созданием многих моделей связаны имена великих конструкторов. Были машины, которые относились к спортивным, а еще – к правительственным и «народным». Над ними любовно посмеивались, но приобретали с радостью.
Слушателей собралось достаточно, разного возраста, и получился интересный рассказ о прошлом, иллюстрированный слайдами и плакатами из запасников музея и интернета – сегодня трудно найти четырехколесных «ветеранов» в хорошем, рабочем состоянии.
В СССР создавались и производились разные автомобили, иные – тысячными тиражами, иные – в ограниченном количестве. Некоторые модели разрабатывались на основе зарубежных, потом что-то в них менялось, происходила адаптация к нашим дорогам, климату.
Начался рассказ с первого советского грузового автомобиля Ф-15, который выпускался на АМО – ныне заводе имени Лихачева, ЗИЛе. Он как раз и был разработан на базе итальянского грузовичка «Фиат» в 1917 году.
Если вспомнить книгу братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», то там герои тоскуют: «Чтобы ездить по нашим дорогам, надо покупать ГАЗ-69, вездеход, но их почему-то не продают…»
В народе эту модель первого отечественного внедорожника прозвали «козликом», но популярной она была не только в СССР, но и еще в 56 странах мира, как отмечено в архивных документах. И между прочим, в наши дни этот простой и надежный вездеход популярен по-прежнему.
Рядом с ним можно поставить лишь УАЗ-469, «уазик» – обладатель многих престижных наград, в том числе по мотокроссу, покоритель Эвереста и колдобин, полных жидкой грязи, в отечественной глубинке. Эта уникальная по проходимости машина была выпущена в серийное производство в 1972 году и не модернизировалась тринадцать лет – тоже своеобразный рекорд.
«По совету друзей я приобрел автомобиль марки «Москвич». Последняя модель!» – говорит Шеф в фильме «Бриллиантовая рука». И как ему тогда завидовали наши соотечественники!
408-й «Москвич», о котором идет речь, стал выпускаться в 1964-м, а фильм Леонида Гайдая вышел на экраны в 1968-м: естественно, новая машина успела завоевать популярность.
На лекции Михаил Кучеров подробно рассказывал о технических характеристиках советских автомобилей, но слушатели с удовольствием вспоминали и прозвища, которые им давались, и случаи из собственной жизни, когда «мотор заглох, а ехать надо!»
«Запорожец» «запором» кликала буквально вся страна, еще он именовался «мыльницей», «жужиком», про него складывались анекдоты и частушки – как про всех народных любимцев.
Это к правительственной «Чайке» все относились с известным пиететом: она была символом власти. Только в конце 70-х у народа появилась возможность поездить на ней… до ЗАГСа: машину этой марки можно было арендовать для этих целей наряду с «Волгами» – ГАЗ-21.
Это «авто» было символом презентабельности, и приобрести его могли, как смеялись слушатели на лекции, «только народные артисты и товароведы».
Первая модель стала выпускаться с 1956 года, ее создал конструктор Леонид Еремеев. Через два года, когда было выпущено почти 30 тысяч машин, ее стали совершенствовать, появлялись экспериментальные – переходные – образцы. А в 1962-м сошла с конвейера «Волга» в 75 лошадиных сил, которая выпускалась вплоть до 1970 года.
Конечно, перечислить все автомобили отечественного автодрома сразу сложно, но эта лекция стала словно «поездкой в прошлое», туда, где, как кажется сегодня, всегда было безоблачное небо, а на дорогах отсутствовали «пробки».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Раритеты с кораблей и фронтовых полей
28 марта, 17:30
Туризм в городе церквей и пастилы
25 марта, 09:00
Театр возможен и без сцены
25 марта, 09:00
В плену у рифм
25 марта, 09:00