Культура

12:15, 05 июля 2023

«Поленово — мое служение и мой дом». Наталья Поленова в проекте «Культурный код»

«Поленово — мое служение и мой дом». Наталья Поленова в проекте «Культурный код»

Маргарита ЧЕРКАСОВА
Глеб АНФИЛОВ

Об идиллических поленовских пейзажах, лирической красоте окских берегов, безмолвии беховского холма сказано и написано много. В Поленово ехали и будут ехать те, кто ищет красоту, покой, радость, вдохновение, гармонию с самим собой и миром. При этом, гуляя по лугам, вдыхая сосновый аромат и всматриваясь в молочную дымку над рекой, мы редко думаем о том, что все это природное великолепие — результат огромного человеческого труда. О том, каково это — быть хранителем маленького кусочка земного рая — в новом проекте «Тульских известий» под названием «Культурный код» рассказала директор музея-заповедника «Поленово» Наталья Поленова.

— Наталья Федоровна, раз уж наш новый проект называется «Культурный код»… В чем, на ваш взгляд, заключен культурный код русского человека?

— Первое слово, которое приходит на ум, это жертвенность. Начиная с народного эпоса, со сказок мы говорим о том, что кто-то пожертвовал собой или чем-то важным в жизни ради любви, своего дела, Оте­чест­ва. Это свойственно, наверное, только русской культуре. Мы воспитываем детей на том, что, чем бы ты ни занимался, в этом должна присутствовать какая-то жертвенность. Профессия возводится в ранг служения — то есть ты всегда отдаешь себя чему-то. Это и есть, по моему мнению, основное зерно культурного кода русского человека.

— Для вас Поленово — служение?

— Бесспорно. Это моя жизнь, другой у меня нет.

— Довольно долго вы жили вдали от этих мест. Чего вам больше всего не хватало в ту пору?

— Эти места всегда были моим домом. Усадьба, кладбище, где похоронены родные мне люди, церковь — все это мой дом. Дома мне не хватало. И семьи, конечно. Праздничных дней, которые мы проводили вместе, конечно, было недостаточно.

Да, я долго прожила за границей, но никогда не воспринимала это как отъезд, эмиграцию. Скорее — как дополнительный опыт, который нужно было получить, прежде чем навсегда осесть в Поленове.

Мне нравилось, как я жила, делала интересные проекты, которые развивали и в про­фес­сио­наль­ном плане, и в личностном. И не жалею ни секунды о времени, проведенном вне этих мест. Я очень благодарна городам, командам, с которыми я работала. Не было бы этого всего, не было бы и меня — такой, какая я сегодня. А сегодня я готова брать на себя ответственность, не боюсь рисков. Сегодня я на своем месте.

— Помните момент, когда вы сказали себе: все, я вернулась и теперь останусь тут навсегда?

— Это было время пандемии, время, когда угасала моя мама. Я наблюдала за этим и понимала, что больше отсюда не уеду.

— Поленово многие сравнивают с кусочком рая на земле. У вас здесь райская жизнь?

— В месте, которое другие считают раем, на самом деле жить очень тяжело. Потому что рай должен оправдывать чьи-то ожидания. Рай нужно создавать. Следить за тем, чтобы не вытаптывалась земля, люди могли припарковать машины, сходить в кафе, посетить удобства, чтобы они чувствовали себя в безопасности, — все это очень важно. Ведь что такое пребывание в раю? Это значит, что ты не обременен никакими хлопотами, ты отдыхаешь.

— Получается вы — менеджер рая?

— Менеджер — не совсем верное слово. Я — хранитель поленовских мест.

— Для нас, туристов, Поленово — это дом художника, Адмиралтейство, Ока… А в чем для вас заключена душа заповедника?

— В поленовской жизни. Нематериальное наследие, традиции — это то, благодаря чему здесь такая незабываемая аура. Спектакли, концерты, новогодняя елка, пикники — это все не элитные мероприятия. Это для людей. Как было при жизни художника, так и сейчас. Раньше Василий Дмитриевич приглашал детей на праздник и играл для них на своем любимом музыкальном инструменте — целестине. Сейчас играют музыканты, которых мы приглашаем. Традиции живут, и благодаря этому чувствуешь нерв жизни этого места.

Ну и общий антураж, пейзажи — само собой. Меня очень волнует экология: я из тех, кто жертвует на белых медведей. Не знаю, доходят ли до них мои средства, но все равно жертвую. И меня глубоко ранят экологические проблемы: то, что из Оки пропадают некоторые виды рыб, что она мелеет.

Я очень переживала за то, что сильно просел беховский холм. Ведь это место писал не только Поленов. О нем говорится в воспоминаниях и его современников, и известных людей XX столетия. К примеру, сделанная здесь фотография всю жизнь сопровождала Александра Солженицына…

В том числе благодаря этим уникальным видам Бехово получило статус лучшей туристической деревни мира. Но из-за большого потока посетителей холм и начал оседать. Были вытоптаны редкие травы. И единственным решением, которое поддержало и правительство области, и лично губернатор Алексей Дюмин, стало создание смотровой площадки с лестницей. В будущем надеемся ее укрепить, снабдить навигацией. Этот проект должен стать началом пятнадцатикилометровой экологической тропы, оборудованной для велосипедистов и любителей северной ходьбы.

— Получается, беховский холм был местом силы для многих талантливых людей. А у вас есть свое место силы в Поленове?

— Поленово в целом. И Тульская область в целом. Я смотрю на эти места, на людей, которые меня окружают и поддерживают. Это моя сила.

— Есть ли время у директора музея-заповедника просто гулять по территории, не думая ни о чем?

— Практически нет. Разве что зимой… Вспоминаю Наталью Николаевну, свою матушку, предыдущего директора музея. Гуляя по парку, она то бумажку поднимет, то на урну покосившуюся обратит внимание, то заметит, что что-то не покрашено, где-то надо выпилить, где-то — посадить.

Вот и я так же.

— Обходы территории устраиваете?

— Обязательно. Каждый день, к сожалению, не получается — дела. Но когда есть возможность, с нашим лесником обходим всю усадьбу по периметру, наблюдаем, как себя ведут зеленые насаждения. Это очень приятные мгновения. Мой отец, кстати, больше всего любил заниматься парком. 

— Нынешним летом жизнь в Поленове будет насыщенной?

— Как всегда. Одно из ключевых событий — серия концертов с Тульской областной филармонией, которые прошли с большим успехом.

Обязательно организуем пикник: сейчас уже составляем программу. Очень ждем тульских исполнителей. Мне нравится группа «Runa Project», которая фокусируется на фольклоре, но при этом делает современные аранжировки. Такая музыка прекрасно вписывается в контекст поленовской усадьбы. Ну и других, конечно, приглашаем. Благо у нас теперь две площадки: одна — в центре Тулы, другая — здесь, в усадьбе.

Непременно покажем спектакль «Театра на лужайке», в котором традиционно участвуют поленовские сотрудники и их дети. Второй год подряд его будет ставить режиссер Иван Лазарев. Прошлым летом был «Дядюшкин сон», который собрал много положительных отзывов. Ну и в этот раз обязательно будет что-то интересное.

— Каким в целом должен быть современный музей, чтобы оставаться интересным?

— Мы транслируем мысль, что музей — это площадка, отправная точка, основа основ. Конечно, его основная задача — сохранять, приумножать и просвещать. Причем хранить не только ценности, но и нематериальное наследие, традиции. И домашний театр, и музыкальные вечера, и литературные гостиные. Даже огонь в камине — это тоже традиция. Осенью мы приглашаем детишек из страховской школы на каминный вечер. Как делал Василий Поленов.

Наш музей живет уже 130 лет, и каждый год привносит что-то новое. Так, мы стали регулярно проводить пленэры. А «Театр на лужайке» стал продолжением «Театра новогодней елки».

Мы вовлекаем широкую ауди­торию, местное сообщество в нашу культурную повестку. Это, собственно, то, что завещал нам Василий Поленов. Он создал этот микромир, и местные жители за ним пошли.

— Сегодня музей существует не только в реальном мире, но и в виртуальном?

— Без интернета уже невозможно. Я об этом говорила еще лет двадцать назад. Тогда только познакомилась с соцсетями и сразу отметила, какое большое внимание ведущие мировые музеи уделяют ведению своих аккаунтов и страничек. Мое базовое образование — журналистика и связи с общественностью, мне это все очень было близко. Я себя даже позиционировала как некого культуртрегера: сразу же завела для поленовского музея соцсети и начала это пропагандировать.

Помню, как поехала на круглый стол по проблемам культурного туризма в Эрмитаж и рассказывала там про соцсети. Многие коллеги говорили, что нам просто нечем заняться. Выслушала много насмешек, столкнулась с пренебрежением. Но прошло время, и теперь мы уже не можем представить себе жизнь без соцсетей.

И за эти годы я увидела огромный результат этого труда. Это и обратная связь от людей, и увеличение аудитории в Сети, и как результат — рост туристического потока. Навскидку: 60 процентов сегодняшних посетителей узнают об усадьбе «Поленово» из интернета.

— Вы сами отслеживаете соц­сети?

— Конечно. Я — главный редактор своего маленького поленовского СМИ, у которого сейчас больше 10 тысяч подписчиков. Я отсматриваю все комментарии, сообщения. И мне это очень нравится. Нравится возможность выйти на связь с подписчиками. Есть у нас такая замечательная форма общения: предлагаем ответить на определенные вопросы и за верные ответы обещаем отправить открытку из Поленова. Радостно видеть, сколько людей из разных уголков России хотят получить от нас открытки.

— Мир будет развиваться и дальше… А каким должно быть Поленово лет через десять-двадцать?

— Как минимум таким, каким мы его видим сейчас. И травка, и деревья, и просека, и река. А как максимум… Двадцать лет — это временной шаг, который я обозначила лично для себя. Это время мне нужно прожить очень активно и плодотворно, для того чтобы к 200-летию Василия Дмитриевича Поленова подойти так, чтобы ему не было за нас стыдно. В первую очередь нужно сохранить в хорошем состоянии дом, который сейчас остро нуждается в реставрации. И не только он, но и мастерская, и Троицкая церковь, и новоприобретенный филиал на Зоологической улице в Москве. Еще 130, 150, 200 лет это все должно простоять.

Нужно сохранить наши потрясающие окские ландшафты. Сохранить заповедник: не дать ему разрушиться ни от антропогенной нагрузки, ни от притязаний девелоперов. Сохранить эту атмосферу, этот мир.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
//