Культура

09:00, 27 февраля 2015

Полет с обрыва

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

«В сером-сером городе, на серой-серой улице стояли серые-серые дома…» – что-то вроде детской страшилки приходит на ум при взгляде на место действия в спектакле Тульского драмтеатра «Почему люди не летают…» по мотивам пьесы Островского «Гроза».

И это вам не игривые «Пятьдесят оттенков серого». На сцене этот цвет – символ рутины, поглощающей все живое, он и есть то «темное царство», против которого восставали и автор пьесы, и его любимая героиня.
Впрочем, от русского драматурга тут мало что осталось, спектакль можно смело назвать авторским. Во всяком случае, это не очередная попытка рассказать с идеологическим подтекстом историю о «луче света», а типичный житейский сюжет о любовном треугольнике, который можно толковать по-разному, осуждая одних, оправдывая других. Впрочем, один светлый образ здесь есть, это… Кабаниха, которую играет Наталья Савченко. Ее героиня не имеет ничего общего с типажом из советского фильма, здесь Марфа Кабанова – воплощенная мудрость, ей присущи доброта, всепрощение, великодушие.
Вообще в этой трактовке с действующими лицами произошли некоторые изменения. Иных уж нет, к примеру, Кудряша, ухажера Вари (Мария Соловьева), а некоторые существуют по принципу «два в одном». Так, роли Кулигина и Дикого исполняет один актер – Тимур Курбангалеев.
С концепцией режиссера Гарольда Стрелкова, поставившего в ТАТД самую известную вещь Островского, можно поспорить. Но его творение не оставляет никого равнодушным, вызывает в зале не зевоту, а эмоции. Не страшно, если они будут негативными и кто-то не примет подобный подход к классике, главное – задеть зрителя за живое, расшевелить, сделать участником происходящего на сцене. Что непросто в наши дни, когда привычный к информационному потоку народ сиднем сидит возле разнообразных экранов, «поглощая» все, что видит и слышит.
С фразы «Почему люди не летают?», памятной каждому со школьных времен, и начинается действие. С этим вопросом исполнители обращаются к публике, спускаясь в зал по расстеленным половикам, словно из XIX века переходят в XXI. «Природой крыльев не дано!», «Во сне летают!», «Рожденный ползать летать не может!» – ответы на риторический вопрос следуют один за другим. А поскольку городок, где происходит действие, стоит на берегу великой русской реки, народ запевает «Течет река Волга» – хор Пятницкого отдыхает.
«Зритель становится главным героем в спектакле, определяющим поворотные моменты», – так отметил бы данный эпизод румяный критик.
«Люди включаются в дискуссию, поскольку привыкли к разнообразным ток-шоу, а спектакль становится похожим на одно из них, – возразил бы критик бледный. – Особенно это заметно, когда речь заходит о любви и прелюбодеянии: зал гудит в ажитации…»
Здесь слова, жесты, звуки выстраиваются в ассоциативный ряд, помогающий понять внутреннее состояние героев. Своеобразным фоном звучит грустная песня о женской доле, ее на протяжении всего действия исполняет Инна Медведева, то возвышая, то понижая голос.
Художник Александр Дубровин из декораций на сцене оставил только подиум-зигзаг, символизирующий жизненный путь любого человека, ведь не бывает ровной, гладкой дороги. Калитка в конце него – та самая заветная дверь, в которую можно войти, а можно и проскочить мимо. Это словно запретная черта, перешагивая которую, убегает Катерина к любовнику на свидание, туда же она уходит, чтобы броситься с высокого обрыва в реку.
Главная женская роль досталась приехавшей из Санкт-Петербурга Полине Курицыной, это ее дебютная работа на тульской сцене. Актриса предлагает свой пластический рисунок образа: изломанные жесты говорят о покореженной судьбе, стремительные движения означают сумятицу чувств влюбленной женщины. Борис (Юрий Богородицкий), прерывая этот полет, завязывает тугим узлом шаль на ней, словно привязывая к себе.
Тут много находок, которые служат шпаргалками зрителю, а порой и напоминанием об ассоциативных спектаклях Камы Гинкаса. На сцене гремят, катясь по подиуму, ведра – то ли гроза идет, то ли бабы из пустого в порожнее переливают. Булыжники летят вслед – как напоминание библейской истины «брось в нее камень, кто сам без греха…» Враждебность представителей темного, в смысле – серого, царства ко всем и ко всему очевидна, старая барыня (Людмила Гамуряк), пророчествуя, каркает, как ворона.
Катерина, облаченная в алое, словно охваченная любовным пламенем, вызывает наибольшее раздражение. Здесь героиня не произносит свой известный монолог про видения в храме, ангелов и прочее. Следуя сегодняшним модным веяниям, она рассказывает древнеславянскую легенду про богиню любви – Ладу. Но фигуры в сером не слышат, не хотят слышать. Они деловито обкладывают камнями Катерину и Бориса – как замуровывают заживо. Впечатление тягостное, зрители притихают. Опять слышится грохот камней, колеблется пламя свечи – финал…
Отвечая на вопросы после премьеры, режиссер Гарольд Стрелков заметил, что «Отчего люди не летают» – лишь первая часть серии интерактивных постановок на сцене ТАТД.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Блоха? Ха-ха!

20 февраля, 09:00

Кудрявый декор

18 февраля, 20:26