Культура

09:00, 24 апреля 2015

Порошки, мази и кровь единорога

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

В «Старой Тульской аптеке» теперь располагается экспозиция Тульского историко-архи­тек­тур­ного музея, посвященная фармакологии – от средних веков до наших дней.


Удивительно: несмотря на капитальный ремонт, запах лекарств так и не выветрился из этого помещения, что отмечают посетители, которые приходят сюда на экскурсии, мастер-классы. Параллельно продолжается исследовательская работа, добавляющая новые экспонаты.
Часть экспозиции посвящена москательным лавкам – предшественницам аптек, их в Туле в XVIII веке было около двухсот, и большая часть располагалась на улицах возле кремля. Поскольку конкуренция среди москательщиков была большой, покупателей заманивали разными «чудесами». В основе снадобий были травяные отвары и настойки. Здесь же можно было и разных заспиртованных гадов посмотреть, и загадочных животных, и уродцев – как в кунсткамере.
На специальном стенде музейщики показывают историю знахарства за три века. И современные школьники могут оценить средневековые «маркетинговые ходы». Так, тулякам предлагали лекарства с толчеными драгоценными и полудрагоценными камнями, внутренностями животных и рыб, пресловутым корнем мандрагоры и даже «кровью единорога».
Это здание было построено в 1780-х годах, и его первым владельцем был князь Касаткин-Ростовцев, который вообще-то подавал городским властям проект на строительство театра. Игрались ли здесь спектакли, архивы умалчивают, но известно, что из-за пожаров дом неоднократно перестраивался. Первое упоминание о том, что в нем располагалась аптека, относится к 1801 году: часть постройки для этих целей арендовал некий Миллер. Потом владельцем аптеки стал Роман Бейер, а в 1862-м все здание под лечебно-фармакологическое производство приобрел Александр Белявский, выпускник Дерптского университета, удачно женившийся на богатой Ольге Адерман. В 2003 году в Тулу приезжала из Германии Доната Мозер, их потомок, и передала в музей некоторые экспонаты, в том числе – снимки из фамильного альбома. Кстати, от нее стало известно, что Фридрих Адерман одним из первых в Туле купил фотоаппарат и смог запечатлеть всех своих родственников, а также – городские пейзажи того времени.
Сегодня в витринах выставлены предметы, по которым можно понять, что в аптеке раньше продавались не только порошки (капсул и таблеток в то время не было), микстуры, бинты и вата, но также и парфюмерия. Но не будем забывать, что даже Дмитрий Менделеев проводил свои опыты в одной из аптек Санкт-Петербурга. Вот и здесь красуется керамическая и стеклянная аптечная посуда, сверхточные весы, на которых отмерялись ингредиенты, пузырьки разных цветов. Кстати, синие использовались для хранения ядов, чтобы их сразу можно было отличить. А для наркотиков применялись черные этикетки: опий, кофеин, морфий выписывали очень часто, ими лечили давление, отравления, бессонницу, боли. Но поскольку все было в мик­родозах, наркоманами пациенты обычно не становились.
Сегодня наркотиков здесь, конечно, не найти, но в ходе «Полезного чаепития» можно попробовать напиток из трав и узнать про их полезные свойства. А на занятиях по «Тайнам парфюмерии» желающие могут даже сами создать новый запах из масел и нехитрых ингредиентов.
Есть и занятие под названием «Звездная аптека», где рассказывают, как в 20-е годы сын доктора Николая Шистовского Константин открыл здесь обсерваторию.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему