Культура

14:07, 17 мая 2019

Последний полет Ме-110

Сергей МИТРОФАНОВ
Елена КУЗНЕЦОВА

За этим многокилограммовым экспонатом, который сейчас находится в поселке Ленинском в музее обороны Тулы, – интересная история. На него наткнулись буквально – человек шагал по лесу и зацепился ногой за какой-то торчавший из земли металлический предмет. Присмотрелся – а это пушка. Авиационная. С немецкого самолета «Мессершмитт-110».

Потом туда – а дело происходило на территории соседней Калужской области – потянулись поисковики. В 2006 году они организовали крупномасштабную экспедицию. Обнаружили массу всевозможных деталей самолета, а также его вооружение. Нашли и останки экипажа, а это значит, что разбился как минимум один авиатор. Тип самолета установили сразу же – это был тяжелый истребитель Bf 110 («Мессершмитт-110»). А вот фамилии летчиков люфтваффе, время гибели борта – все это до 2017 года оставалось неизвестным. Выручил случай. Волгоградский исследователь военной авиации Евгений Величко, прибывший в Щекино по работе, в свободное время стал распутывать клубок тайн, связанных с калужским «мессером». И помог тульским следопытам идентифицировать экипаж. Евгений изучил детали с места обнаружения авиамашины, сопоставил свои данные, после чего сделал вывод.
– Самолет был сбит нашей зенитной артиллерией 14 июля 1943 года, – поделился исследователь. – На его борту находились унтер-офицеры пилот Вилли Мачиовалли (возможно, немец с итальянскими корнями) и бортрадист Ханс Вестерманн.
Врага надо знать в лицо, убеждены музейщики. И тогда придет понимание: наши предки сражались не с виртуальными «гансиками в самолетиках», а с серьезным врагом, владевшим мощным оружием. И все равно противник был бит. Вот, смотрите, оружие люфтваффе, а вот обломки того «мессера», а вот и имена авиаторов. За каждой «железкой» Великой Отечественной – история поражений и побед. Может, тогда поубавится желающих принизить подвиг советского солдата?
– Есть у нас в музее и местные диковинные трофеи, – берет слово директор музея Артем Зенов. – Вот, например, германский велосипед, привезенный сюда из поселка Плеханово. А вообще он попал в Тульскую область из-под Сталинграда. У советских самокатчиков, прибывших с Волги, имелись четыре неучтенных трофейных велосипеда. Они обменяли эти излишки местным жителям на спиртное. Три веломашины ушли со временем в небытие, а четвертый все-таки дожил до наших дней – его задняя резина даже родная, немецкая. Сохранилась техника потому, что стояла в сарае. Вот только идентифицировать марку мы пока не сумели. А еще есть в экспозиции швейная машинка «Зингер». В том же самом Плеханове ушлые бабушки у пленных немцев, которых этапировали в лагерь, выменяли машинку на муку. Она, кстати, по сей день в рабочем состоянии. По номеру определили дату ее изготовления – 1896 год.
В музее обороны Тулы – масса предметов, показывающих, каким был фронтовой быт солдат Красной армии и вермахта. У противника на позициях попадаются бутылки с выдавленной на стекле надписью «Фанта», банки с кремом для рук, тюбики с зубной пастой – воевали с комфортом.
– А вот то, что было у наших воинов. Фарфоровая кружка с изображением бойца Красной армии и надписью «Разгромим фашистских налетчиков», – продолжает Зенов. – Версий ее появления в нашем музее несколько. Одни говорят: просто обнаружили в блиндаже. Другие утверждают: медсестра тащила раненого красноармейца, попала под минометный обстрел… И кружку нашли в воронке вместе с останками убитых.
Недавно подобный раритет продавался на одном из российских аукционов. Конечная цена – 16 800 рублей. Дорого или нет, каждый решает сам. Но то, что цена Победы выражается не в руб­лях, а в жизнях, – с этим спорить никто не станет. И кружка – еще одно напоминание о тех самых жизнях.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий