Культура

19:05, 03 февраля 2015

Прибыл на вечную стоянку

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ
Все фото на сайте tnews.tula.net

На современной железной дороге нечасто увидишь настоящий паровоз на ходу. Эта техника давно замерла на пристанционных постаментах, находится в специализированных музеях или скрыта от глаз публики в запасниках ОАО «РЖД».
Потому множество прохо­жих туляков и пассажиров скоростной «Ласточки», прибывшей со стороны Орла, восхищенно смотрели на то, как к Московскому вокзалу медленно подкатил величественный ветеран.
Нет, пар из-под его колес не шел, труба не дымила и звуков «чух-чух» не раздавалось – возраст уже не тот, чтобы выписывать такие коленца. Паровоз, найденный в одном из московских депо, прицепили к современному электровозу и таким вот образом доставили в оружейную столицу. Это ответственное задание поручили машинисту с более чем двадцатипятилетним стажем Игорю Шмачилину.
– Машина хоть и старая, но вела себя в пути нормально, – рассказал журналистам Игорь Павлович. – Из Подмосковья до места назначения ехал с этим необычным прицепом около семи часов. Прежде я никогда не возил паровозы. Чем еще запомнилась эта поездка? Автомобилисты моему составу сигналили на переездах, да и машинисты других поездов тоже. Оно и понятно – как не поприветствовать действительно эксклюзивную технику, столько повидавшую на своем веку?
Старинный паровоз после переоборудования и реставрации установят на вечную стоянку в областном центре. Он станет основой историко-культурного комплекса, посвященного 70-летию Великой Победы. Мемориал будет включать в себя монумент, посвященный воинам Красной армии, а также прототип бронепоезда «Туляк» с множеством прицепленных вагонов фронтовой поры.
– Когда немцы захватили Орел и стали подходить к Туле, было принято решение изготовить бронепоезд для защиты подступов к городу. Инициативу поддержали и местные партийные органы, и промышленные предприятия – и в течение месяца его сделали, – напомнил заместитель начальника Московской железной дороги Александр Потапенко. – Паровоз должен был быть мощным, а такие в Туле тогда отсутствовали, поэтому его срочно пригнали из столицы. Сейчас, как видите, история повторяется – паровоз, который станет памятником, мы также нашли у москвичей.
Подобная техника сегодня – раритет. «Туляк», громивший фашистов, внес вклад в общую победу. Его участие в боях – одно из важных звеньев в обороне города. Враг в итоге так и не смог взять Тулу – в этом есть немалая заслуга железнодорожников. По словам Александра Федоровича, уже сейчас выполнен значительный комплекс работ по созданию мемориала – приводится в порядок железнодорожная инфраструктура станции, построен фундамент будущего монумента, вдоль пассажирской платформы уложены рельсы, на которые со временем установят экспозиционные вагоны. В «сороковые роковые» в них размещались штаб, клуб и даже пекарня.
– Они военной поры, их мы смогли найти на тех промышленных предприятиях, где вагоны еще не успели порезать на металлолом, – сообщил Потапенко. – Все вагоны будут восстанавливаться железнодорожниками. Их станут приводить в порядок специалисты Тульской дистанции гражданских сооружений, эксплуатационного вагонного депо Тулы, вагоноремонтных депо областного центра и Узловой, мотор-вагонного депо Новомосковска. А паровозом займутся работники сервисного локомотивного депо Узловой. Сегодня работы уже ведутся полным ходом. Завершатся они к 9 Мая.
Любопытно, что посетители смогут осмотреть бронепоезд не только снаружи, но и изнутри. Мы намерены превратить вагоны в мини-музеи, чтобы гости смогли максимально окунуться в атмосферу фронтовой поры.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему