Культура

18:51, 14 марта 2013

Приманки для путешественников

«Какие же они сладкие! И не очень дорогие», – сказал англичанин Джон Уоррен, ведущий программы «Поедем, поедим» о тульских пряниках. Ролик о прелестях города оружейников уже показали по федеральному телевидению. Остается ждать, когда к нам хлынут заинтригованные туристы.
«Ясную Поляну посмотрим?»
География желающих взглянуть на оружейную столицу обычно ограничивается соседними городами. Об этом рассказывает менеджер по туризму Кристина Солопова. Компания, в которой работает девушка, ежемесячно организует экскурсии по Туле и области для 30–120 визитеров. Часто в Тулу едут москвичи, реже – жители Санкт-Петербурга. Львиная доля турпотока – школьники и студенты. Помимо гостей из близлежащих населенных пунктов есть еще иностранцы. Как правило, это взрослые люди, для которых экскурсия – просто приятный бонус в дополнение к рабочим делам. По данным УФМС России по Тульской области,  почти 84 процента заграничных гостей побывали в нашем городе в прошлом году с частным визитом, 4,5 процента – по делам и только чуть более 2 процентов могут назвать себя туристами.
–  Иностранцы чаще всего едут прямиком в Ясную Поляну, – продолжает Кристина. – Там есть оте­ль­ с неплохим конференц-залом, где проходят деловые встречи. Сочетая работу с отдыхом, заграничные визитеры (обычно это итальянцы и немцы) заказывают экскурсии по толстовским местам. Тула их, как правило, не интересует…
Ясная Поляна – самый раскрученный тульский бренд и самое популярное у туристов место. За прошлый год там побывали 160 тысяч человек.
– Почти сто процентов звонков по поводу экскурсии в нашу область начинаются со слов: «А Ясную Поляну посмотрим?», – констатирует Кристина. – Других запросов, других мест, которые гость хотел бы увидеть в обязательном порядке, просто нет…
Кстати, такого понятия, как «мертвый сезон», для путешественников по нашему региону не существует. Турист непредсказуем,  его не испугать морозами и заносами на дорогах.
– Те, кто отправляется путешествовать в холода, выходят из положения просто: сразу по приезде – гостиница, потом «мелкими перебежками» от музея к музею, – рассказывает Солопова.
Обычно туристы заранее договариваются с гидом,  где и когда у них будет свободное время, чтобы купить сувениры. Охотно берут пряники и маленькие самоварчики. Хотя в целом сувенирка довольно однотипная, не хватает креатива. Много всяких мелочей с местным колоритом продается на въезде в Ясную Поляну, а вот магнитика с надписью «Тула» днем с огнем не сыщешь…
Стандартная программа, которую в городе оружейников предложат вояжеру, укладывается в один-два дня. Самый популярный вариант – однодневная экскурсия с заездом в Ясную Поляну. Такая программа-минимум включает «забег» по музеям пряников, самоваров, оружия, Тульскому кремлю и историческому центру города – улице Металлистов с ее полуразрушенными памятниками старины и  обойдется в 4–5 тысяч рублей. Если гость желает более глубокого и основательного знакомства,  программа растягивается на пару дней. Стандартное «меню» для второго дня – путешествие на Куликово поле.
– Часто просят заглянуть в этнографический парк «Этномир», – говорит Кристина, – и не важно, что это уже другая область – Калужская. Если человек приехал издалека, скажем – из Питера, вполне естественно, что он хочет увидеть максимум, и несколько десятков километров роли для него не играют…
Такие межрегиональные туристические маршруты – можно сказать,  тренд. Когда соседние области не борются за потенциального туриста, а работают над его привлечением сообща, выходит намного выгоднее. К слову, на международной выставке «Интурмаркет», которая откроется в Москве 16 марта, Тула и Калуга представят совместную презентацию туристического продукта. А вскоре выйдет путеводитель, объединяющий достопримечательности двух регионов.
Сейчас между Ростуризмом и Тульской областью заключено соглашение о сотрудничестве. Проект по развитию туризма в Туле довольно амбициозен. К 2020 году вклад, который эта отрасль внесет во внутренний региональный продукт, должен вырасти в 10 раз и составить 4 процента.
Не ночевал – не турист
Кристина Солопова говорит, что для Тулы двухдневная экскурсия – это предел. Насытить более длительную программу просто нечем.
На самом деле нехваткой достопримечательностей наш регион не страдает. В области более 300 старинных усадеб, а памятников истории и культуры, способных вызвать интерес у приезжих, – 3,5  тысячи. (Для сравнения: в Москве всего на тысячу больше.)
Стать туристической Меккой Туле мешают «провалы» в инфраструктуре. На весь регион – 107 гостиниц, мотелей и санаториев. При этом в городе можно найти довольно недорогие варианты проживания – тысяча-полторы за сутки. Кстати, тульские гостиницы также предлагают постояльцу весь пакет туристических услуг – от бег­лого осмотра города  до поездки в область.
Однако бюджетных гостиниц, таких, где можно было бы переночевать за 500–600 рублей, в Туле нет. В сельской местности все еще печальнее: у туриста два варианта – спать в палатке или проситься на постой к местным жителям.
– Мы остро нуждаемся в гостиницах эконом-класса, в хостелах, – говорит начальник отдела развития туризма министерства образования и культуры Тульской области Лариса Дудкина. – Это помогло бы увеличить турпоток за счет молодежи – самой подвижной социальной прослойки. Проблема бюджетных гостиниц актуальна и для посетителей религиозных туров. К примеру, село Себино Кимовского района – родина святой Матроны Московской, куда едут паломники со всей России, но остановиться на ночлег им негде…
Та же история с местами общественного питания: мало кафе и закусочных. Общепиту не хватает антуража, какой-то изюминки, оригинальности, на которую падок турист. Кроме того, нет внятных указателей на домах, вывесок: без навигатора тульские достопримечательности тяжело отыскать.
В то же время неоспоримый плюс нашего края – природа.  Красивомечье, которое  называют тульской Швейцарией за неповторимый холмистый ландтшафт, долина Оки, знаменитый Бежин луг.
Конечно, туда часто приезжают путешественники. Но турист одного дня, который не остался ночевать, не купил сувениров и не отобедал в местном кафе, с экономической точки зрения для региона менее привлекателен. За прошлый год таких торопливых визитеров насчитывалось 1 миллион 129 тысяч (еще 425 тысяч все же останавливались на ночлег).
Туристы-«однодневки» могут задержаться и на более длительное время, надо только предложить им соответствующий сервис. Для любителей охоты и рыбалки, например, построить гостевые домики, сдавать в аренду удочки, лодки, поставить на берегу мангалы.
Привлекательный для путешественников объект можно сделать даже из самого обычного села. Это называется агротуризм: городской человек едет «на деревню» пожить в деревянном доме, подоить корову, прополоть грядку. Для среднестатистического туляка это малоинтересно, но для жителя мегаполиса порой самая настоящая экзотика.
Сейчас сельский досуг туристам предлагает музей-заповедник «Куликово поле»: в Епифани гостям показывают усадьбу купца Байбакова,  а после потчуют местными соленьями и вареньями. В Веневском районе есть  база отдыха «Барсучок», где тоже можно отведать блюда деревенской  кухни и покататься на лошади.
Приток туристов в сельскую местность  – способ поднять деревню. Ведь принимать гостей, кормить, устраивать досуг будет местное население.
Что будем брендировать?
Город Мышкин в Ярославской области – пример того, как буквально из воздуха создается туристический престиж и привлекательность. За неимением местечковых героев и исторически сложившихся брендов из грызуна, давшего название городу,  сделали символ,  который появляется везде – в названиях кафе, гос­тиниц, музеев. И туристы буквально хлынули потоком –  смотреть   Музей мыши и участвовать в фестивале «Мышь».
Тульская область в этом смысле в куда более выгодном положении: самовары и пряники не нуждаются в рекламе. Мозговой штурм по созданию легенд, на которые «клюнет» потенциальный гость, устраивать не надо – все и так знают про подкованную блоху.
– Тульской области требуется ребрендинг территории, – поясняет Дудкина. –  Мы располагаем слишком большим количеством исторически сложившихся символов, и выбрать один-единственный достаточно сложно. Например, Ясная Поляна – это мировой бренд. Если мы выбираем его как ведущий, зонтичный, то предполагаем возможность открыть сеть ресторанов, где накормят блюдами  по рецептам Софьи Андреевны, детский парк «Филипок» и памятник Анне Карениной на территории железнодорожного вокзала. В то же время Куликово поле с его историей – всероссийский бренд. Известные всем ружья, самовары и пряники. Есть еще новые, нераскрученные достопримечательности: Венев – родина поручика Ржевского и Чекалин – самый маленький город в Европе.
Въехать в туристический рай Тула может, эксплуатируя любой из этих символов.
…То, что у региона есть потенциал, понятно и без экспертных оценок. Ясно и то, что городу оружейников,  чтобы стать действительно привлекательным, не хватает многих элементов инфраструктуры: гостиниц, парков, сквериков, ровных дорог и симпатичных кафе, где интерьер соответствовал бы тульской тематике. И сделать все это стоит если не для туристов, то для коренных туляков.
Юлия ГРЕЧЕНКОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий