Культура
18:51, 14 марта 2013
Приманки для путешественников
«Какие же они сладкие! И не очень дорогие», – сказал англичанин Джон Уоррен, ведущий программы «Поедем, поедим» о тульских пряниках. Ролик о прелестях города оружейников уже показали по федеральному телевидению. Остается ждать, когда к нам хлынут заинтригованные туристы.
«Ясную Поляну посмотрим?»
География желающих взглянуть на оружейную столицу обычно ограничивается соседними городами. Об этом рассказывает менеджер по туризму Кристина Солопова. Компания, в которой работает девушка, ежемесячно организует экскурсии по Туле и области для 30–120 визитеров. Часто в Тулу едут москвичи, реже – жители Санкт-Петербурга. Львиная доля турпотока – школьники и студенты. Помимо гостей из близлежащих населенных пунктов есть еще иностранцы. Как правило, это взрослые люди, для которых экскурсия – просто приятный бонус в дополнение к рабочим делам. По данным УФМС России по Тульской области, почти 84 процента заграничных гостей побывали в нашем городе в прошлом году с частным визитом, 4,5 процента – по делам и только чуть более 2 процентов могут назвать себя туристами.
– Иностранцы чаще всего едут прямиком в Ясную Поляну, – продолжает Кристина. – Там есть отель с неплохим конференц-залом, где проходят деловые встречи. Сочетая работу с отдыхом, заграничные визитеры (обычно это итальянцы и немцы) заказывают экскурсии по толстовским местам. Тула их, как правило, не интересует…
Ясная Поляна – самый раскрученный тульский бренд и самое популярное у туристов место. За прошлый год там побывали 160 тысяч человек.
– Почти сто процентов звонков по поводу экскурсии в нашу область начинаются со слов: «А Ясную Поляну посмотрим?», – констатирует Кристина. – Других запросов, других мест, которые гость хотел бы увидеть в обязательном порядке, просто нет…
Кстати, такого понятия, как «мертвый сезон», для путешественников по нашему региону не существует. Турист непредсказуем, его не испугать морозами и заносами на дорогах.
– Те, кто отправляется путешествовать в холода, выходят из положения просто: сразу по приезде – гостиница, потом «мелкими перебежками» от музея к музею, – рассказывает Солопова.
Обычно туристы заранее договариваются с гидом, где и когда у них будет свободное время, чтобы купить сувениры. Охотно берут пряники и маленькие самоварчики. Хотя в целом сувенирка довольно однотипная, не хватает креатива. Много всяких мелочей с местным колоритом продается на въезде в Ясную Поляну, а вот магнитика с надписью «Тула» днем с огнем не сыщешь…
Стандартная программа, которую в городе оружейников предложат вояжеру, укладывается в один-два дня. Самый популярный вариант – однодневная экскурсия с заездом в Ясную Поляну. Такая программа-минимум включает «забег» по музеям пряников, самоваров, оружия, Тульскому кремлю и историческому центру города – улице Металлистов с ее полуразрушенными памятниками старины и обойдется в 4–5 тысяч рублей. Если гость желает более глубокого и основательного знакомства, программа растягивается на пару дней. Стандартное «меню» для второго дня – путешествие на Куликово поле.
– Часто просят заглянуть в этнографический парк «Этномир», – говорит Кристина, – и не важно, что это уже другая область – Калужская. Если человек приехал издалека, скажем – из Питера, вполне естественно, что он хочет увидеть максимум, и несколько десятков километров роли для него не играют…
Такие межрегиональные туристические маршруты – можно сказать, тренд. Когда соседние области не борются за потенциального туриста, а работают над его привлечением сообща, выходит намного выгоднее. К слову, на международной выставке «Интурмаркет», которая откроется в Москве 16 марта, Тула и Калуга представят совместную презентацию туристического продукта. А вскоре выйдет путеводитель, объединяющий достопримечательности двух регионов.
Сейчас между Ростуризмом и Тульской областью заключено соглашение о сотрудничестве. Проект по развитию туризма в Туле довольно амбициозен. К 2020 году вклад, который эта отрасль внесет во внутренний региональный продукт, должен вырасти в 10 раз и составить 4 процента.
Не ночевал – не турист
Кристина Солопова говорит, что для Тулы двухдневная экскурсия – это предел. Насытить более длительную программу просто нечем.
На самом деле нехваткой достопримечательностей наш регион не страдает. В области более 300 старинных усадеб, а памятников истории и культуры, способных вызвать интерес у приезжих, – 3,5 тысячи. (Для сравнения: в Москве всего на тысячу больше.)
Стать туристической Меккой Туле мешают «провалы» в инфраструктуре. На весь регион – 107 гостиниц, мотелей и санаториев. При этом в городе можно найти довольно недорогие варианты проживания – тысяча-полторы за сутки. Кстати, тульские гостиницы также предлагают постояльцу весь пакет туристических услуг – от беглого осмотра города до поездки в область.
Однако бюджетных гостиниц, таких, где можно было бы переночевать за 500–600 рублей, в Туле нет. В сельской местности все еще печальнее: у туриста два варианта – спать в палатке или проситься на постой к местным жителям.
– Мы остро нуждаемся в гостиницах эконом-класса, в хостелах, – говорит начальник отдела развития туризма министерства образования и культуры Тульской области Лариса Дудкина. – Это помогло бы увеличить турпоток за счет молодежи – самой подвижной социальной прослойки. Проблема бюджетных гостиниц актуальна и для посетителей религиозных туров. К примеру, село Себино Кимовского района – родина святой Матроны Московской, куда едут паломники со всей России, но остановиться на ночлег им негде…
Та же история с местами общественного питания: мало кафе и закусочных. Общепиту не хватает антуража, какой-то изюминки, оригинальности, на которую падок турист. Кроме того, нет внятных указателей на домах, вывесок: без навигатора тульские достопримечательности тяжело отыскать.
В то же время неоспоримый плюс нашего края – природа. Красивомечье, которое называют тульской Швейцарией за неповторимый холмистый ландтшафт, долина Оки, знаменитый Бежин луг.
Конечно, туда часто приезжают путешественники. Но турист одного дня, который не остался ночевать, не купил сувениров и не отобедал в местном кафе, с экономической точки зрения для региона менее привлекателен. За прошлый год таких торопливых визитеров насчитывалось 1 миллион 129 тысяч (еще 425 тысяч все же останавливались на ночлег).
Туристы-«однодневки» могут задержаться и на более длительное время, надо только предложить им соответствующий сервис. Для любителей охоты и рыбалки, например, построить гостевые домики, сдавать в аренду удочки, лодки, поставить на берегу мангалы.
Привлекательный для путешественников объект можно сделать даже из самого обычного села. Это называется агротуризм: городской человек едет «на деревню» пожить в деревянном доме, подоить корову, прополоть грядку. Для среднестатистического туляка это малоинтересно, но для жителя мегаполиса порой самая настоящая экзотика.
Сейчас сельский досуг туристам предлагает музей-заповедник «Куликово поле»: в Епифани гостям показывают усадьбу купца Байбакова, а после потчуют местными соленьями и вареньями. В Веневском районе есть база отдыха «Барсучок», где тоже можно отведать блюда деревенской кухни и покататься на лошади.
Приток туристов в сельскую местность – способ поднять деревню. Ведь принимать гостей, кормить, устраивать досуг будет местное население.
Что будем брендировать?
Город Мышкин в Ярославской области – пример того, как буквально из воздуха создается туристический престиж и привлекательность. За неимением местечковых героев и исторически сложившихся брендов из грызуна, давшего название городу, сделали символ, который появляется везде – в названиях кафе, гостиниц, музеев. И туристы буквально хлынули потоком – смотреть Музей мыши и участвовать в фестивале «Мышь».
Тульская область в этом смысле в куда более выгодном положении: самовары и пряники не нуждаются в рекламе. Мозговой штурм по созданию легенд, на которые «клюнет» потенциальный гость, устраивать не надо – все и так знают про подкованную блоху.
– Тульской области требуется ребрендинг территории, – поясняет Дудкина. – Мы располагаем слишком большим количеством исторически сложившихся символов, и выбрать один-единственный достаточно сложно. Например, Ясная Поляна – это мировой бренд. Если мы выбираем его как ведущий, зонтичный, то предполагаем возможность открыть сеть ресторанов, где накормят блюдами по рецептам Софьи Андреевны, детский парк «Филипок» и памятник Анне Карениной на территории железнодорожного вокзала. В то же время Куликово поле с его историей – всероссийский бренд. Известные всем ружья, самовары и пряники. Есть еще новые, нераскрученные достопримечательности: Венев – родина поручика Ржевского и Чекалин – самый маленький город в Европе.
Въехать в туристический рай Тула может, эксплуатируя любой из этих символов.
…То, что у региона есть потенциал, понятно и без экспертных оценок. Ясно и то, что городу оружейников, чтобы стать действительно привлекательным, не хватает многих элементов инфраструктуры: гостиниц, парков, сквериков, ровных дорог и симпатичных кафе, где интерьер соответствовал бы тульской тематике. И сделать все это стоит если не для туристов, то для коренных туляков.
Юлия ГРЕЧЕНКОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
«Ясную Поляну посмотрим?»
География желающих взглянуть на оружейную столицу обычно ограничивается соседними городами. Об этом рассказывает менеджер по туризму Кристина Солопова. Компания, в которой работает девушка, ежемесячно организует экскурсии по Туле и области для 30–120 визитеров. Часто в Тулу едут москвичи, реже – жители Санкт-Петербурга. Львиная доля турпотока – школьники и студенты. Помимо гостей из близлежащих населенных пунктов есть еще иностранцы. Как правило, это взрослые люди, для которых экскурсия – просто приятный бонус в дополнение к рабочим делам. По данным УФМС России по Тульской области, почти 84 процента заграничных гостей побывали в нашем городе в прошлом году с частным визитом, 4,5 процента – по делам и только чуть более 2 процентов могут назвать себя туристами.
– Иностранцы чаще всего едут прямиком в Ясную Поляну, – продолжает Кристина. – Там есть отель с неплохим конференц-залом, где проходят деловые встречи. Сочетая работу с отдыхом, заграничные визитеры (обычно это итальянцы и немцы) заказывают экскурсии по толстовским местам. Тула их, как правило, не интересует…
Ясная Поляна – самый раскрученный тульский бренд и самое популярное у туристов место. За прошлый год там побывали 160 тысяч человек.
– Почти сто процентов звонков по поводу экскурсии в нашу область начинаются со слов: «А Ясную Поляну посмотрим?», – констатирует Кристина. – Других запросов, других мест, которые гость хотел бы увидеть в обязательном порядке, просто нет…
Кстати, такого понятия, как «мертвый сезон», для путешественников по нашему региону не существует. Турист непредсказуем, его не испугать морозами и заносами на дорогах.
– Те, кто отправляется путешествовать в холода, выходят из положения просто: сразу по приезде – гостиница, потом «мелкими перебежками» от музея к музею, – рассказывает Солопова.
Обычно туристы заранее договариваются с гидом, где и когда у них будет свободное время, чтобы купить сувениры. Охотно берут пряники и маленькие самоварчики. Хотя в целом сувенирка довольно однотипная, не хватает креатива. Много всяких мелочей с местным колоритом продается на въезде в Ясную Поляну, а вот магнитика с надписью «Тула» днем с огнем не сыщешь…
Стандартная программа, которую в городе оружейников предложат вояжеру, укладывается в один-два дня. Самый популярный вариант – однодневная экскурсия с заездом в Ясную Поляну. Такая программа-минимум включает «забег» по музеям пряников, самоваров, оружия, Тульскому кремлю и историческому центру города – улице Металлистов с ее полуразрушенными памятниками старины и обойдется в 4–5 тысяч рублей. Если гость желает более глубокого и основательного знакомства, программа растягивается на пару дней. Стандартное «меню» для второго дня – путешествие на Куликово поле.
– Часто просят заглянуть в этнографический парк «Этномир», – говорит Кристина, – и не важно, что это уже другая область – Калужская. Если человек приехал издалека, скажем – из Питера, вполне естественно, что он хочет увидеть максимум, и несколько десятков километров роли для него не играют…
Такие межрегиональные туристические маршруты – можно сказать, тренд. Когда соседние области не борются за потенциального туриста, а работают над его привлечением сообща, выходит намного выгоднее. К слову, на международной выставке «Интурмаркет», которая откроется в Москве 16 марта, Тула и Калуга представят совместную презентацию туристического продукта. А вскоре выйдет путеводитель, объединяющий достопримечательности двух регионов.
Сейчас между Ростуризмом и Тульской областью заключено соглашение о сотрудничестве. Проект по развитию туризма в Туле довольно амбициозен. К 2020 году вклад, который эта отрасль внесет во внутренний региональный продукт, должен вырасти в 10 раз и составить 4 процента.
Не ночевал – не турист
Кристина Солопова говорит, что для Тулы двухдневная экскурсия – это предел. Насытить более длительную программу просто нечем.
На самом деле нехваткой достопримечательностей наш регион не страдает. В области более 300 старинных усадеб, а памятников истории и культуры, способных вызвать интерес у приезжих, – 3,5 тысячи. (Для сравнения: в Москве всего на тысячу больше.)
Стать туристической Меккой Туле мешают «провалы» в инфраструктуре. На весь регион – 107 гостиниц, мотелей и санаториев. При этом в городе можно найти довольно недорогие варианты проживания – тысяча-полторы за сутки. Кстати, тульские гостиницы также предлагают постояльцу весь пакет туристических услуг – от беглого осмотра города до поездки в область.
Однако бюджетных гостиниц, таких, где можно было бы переночевать за 500–600 рублей, в Туле нет. В сельской местности все еще печальнее: у туриста два варианта – спать в палатке или проситься на постой к местным жителям.
– Мы остро нуждаемся в гостиницах эконом-класса, в хостелах, – говорит начальник отдела развития туризма министерства образования и культуры Тульской области Лариса Дудкина. – Это помогло бы увеличить турпоток за счет молодежи – самой подвижной социальной прослойки. Проблема бюджетных гостиниц актуальна и для посетителей религиозных туров. К примеру, село Себино Кимовского района – родина святой Матроны Московской, куда едут паломники со всей России, но остановиться на ночлег им негде…
Та же история с местами общественного питания: мало кафе и закусочных. Общепиту не хватает антуража, какой-то изюминки, оригинальности, на которую падок турист. Кроме того, нет внятных указателей на домах, вывесок: без навигатора тульские достопримечательности тяжело отыскать.
В то же время неоспоримый плюс нашего края – природа. Красивомечье, которое называют тульской Швейцарией за неповторимый холмистый ландтшафт, долина Оки, знаменитый Бежин луг.
Конечно, туда часто приезжают путешественники. Но турист одного дня, который не остался ночевать, не купил сувениров и не отобедал в местном кафе, с экономической точки зрения для региона менее привлекателен. За прошлый год таких торопливых визитеров насчитывалось 1 миллион 129 тысяч (еще 425 тысяч все же останавливались на ночлег).
Туристы-«однодневки» могут задержаться и на более длительное время, надо только предложить им соответствующий сервис. Для любителей охоты и рыбалки, например, построить гостевые домики, сдавать в аренду удочки, лодки, поставить на берегу мангалы.
Привлекательный для путешественников объект можно сделать даже из самого обычного села. Это называется агротуризм: городской человек едет «на деревню» пожить в деревянном доме, подоить корову, прополоть грядку. Для среднестатистического туляка это малоинтересно, но для жителя мегаполиса порой самая настоящая экзотика.
Сейчас сельский досуг туристам предлагает музей-заповедник «Куликово поле»: в Епифани гостям показывают усадьбу купца Байбакова, а после потчуют местными соленьями и вареньями. В Веневском районе есть база отдыха «Барсучок», где тоже можно отведать блюда деревенской кухни и покататься на лошади.
Приток туристов в сельскую местность – способ поднять деревню. Ведь принимать гостей, кормить, устраивать досуг будет местное население.
Что будем брендировать?
Город Мышкин в Ярославской области – пример того, как буквально из воздуха создается туристический престиж и привлекательность. За неимением местечковых героев и исторически сложившихся брендов из грызуна, давшего название городу, сделали символ, который появляется везде – в названиях кафе, гостиниц, музеев. И туристы буквально хлынули потоком – смотреть Музей мыши и участвовать в фестивале «Мышь».
Тульская область в этом смысле в куда более выгодном положении: самовары и пряники не нуждаются в рекламе. Мозговой штурм по созданию легенд, на которые «клюнет» потенциальный гость, устраивать не надо – все и так знают про подкованную блоху.
– Тульской области требуется ребрендинг территории, – поясняет Дудкина. – Мы располагаем слишком большим количеством исторически сложившихся символов, и выбрать один-единственный достаточно сложно. Например, Ясная Поляна – это мировой бренд. Если мы выбираем его как ведущий, зонтичный, то предполагаем возможность открыть сеть ресторанов, где накормят блюдами по рецептам Софьи Андреевны, детский парк «Филипок» и памятник Анне Карениной на территории железнодорожного вокзала. В то же время Куликово поле с его историей – всероссийский бренд. Известные всем ружья, самовары и пряники. Есть еще новые, нераскрученные достопримечательности: Венев – родина поручика Ржевского и Чекалин – самый маленький город в Европе.
Въехать в туристический рай Тула может, эксплуатируя любой из этих символов.
…То, что у региона есть потенциал, понятно и без экспертных оценок. Ясно и то, что городу оружейников, чтобы стать действительно привлекательным, не хватает многих элементов инфраструктуры: гостиниц, парков, сквериков, ровных дорог и симпатичных кафе, где интерьер соответствовал бы тульской тематике. И сделать все это стоит если не для туристов, то для коренных туляков.
Юлия ГРЕЧЕНКОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
«Прямой эфир» в манеже
13 марта, 20:15
Священные реликвии
12 марта, 20:43
Продолжая традиции
12 марта, 20:42
На старой открытке – дореволюционная Тула
11 марта, 19:10