Культура

09:00, 12 февраля 2016

Разговор на языке искусства

 Марина ПАНФИЛОВА
 Андрей ВАРЕНКОВ

Долгое время Тамара Хижняченко была режиссером Тульского государственного цирка, ставила великолепные номера и программы. Ее знают популярные цирковые артисты, представители известных династий – Запашные, Филатовы, Корниловы, Багдасаровы.

Как балетмейстер она участвовала в создании музыкальных постановок во всех тульских театрах и с тех пор дружна со многими актерами. И сотни детей, занимавшихся в разное время в детском цирке города Тулы, считают худ­рука «ТамарПалну» самой-самой – веселой, доброй, одним словом – классной.
У этой личности – потрясающая энергетика, позволяющая реализовать все самые невероятные творческие проекты. Но главное, что отмечали все выступавшие на творческом вечере Тамары Хижняченко в Тульской областной филармонии, – это доброта, умение любить, хранить верность друзьям и родным.

Родом из детства
В цирке часто работают представители династий, а Тамара Хижняченко  – первая в своей семье пришла в волшебное здание под куполом. Ее дедушка и бабушка по материнской линии были учителями, во время войны их с маленькими детьми из городка Пильвишкяй, что под Каунасом, сослали в Сибирь, обрекая на голод, а то и на смерть, – без паспортов, без средств к существованию. А когда Тамариной маме исполнилось 18 лет, в это местечко приехали выпускники Тульского артучилища, и одному из них приглянулась глазастая литовская девушка с красивой фамилией Матуливечюте, и он увез ее сначала в Москву, а потом в свой родной город, где продолжил службу.
Тамара вспоминает, как однажды уже в Туле ее мать отправилась на рынок и долго не возвращалась, а когда пришла, со слезами рассказала мужу и маленькой дочери, что встретила литовца и поговорила с ним на родном языке. Тамара в детстве несколько раз ездила в Литву к дедушке, к дяде – маминому брату, которые вернулись на родину после 1956-го, и ей все нравилось в маленьком городке, расположенном близ реки Неман…
– Я родилась в Алтайском крае, но выросла в Туле. Здесь – все самые лучшие воспоминания: детство, друзья и, конечно, первые выступления. Помню, как мы в начальных классах с девчонками танцевали и пели: «Мы – матрешки, вот такие крошки, как у нас, как у нас – красные сапожки…» Потом я занималась в школе-студии «Маяк» у знаменитой питерской балерины Морозовой, у нее в старшей группе в это время обучалась наш знаменитый хореограф Элеонора Пожидаева, руководитель ансамбля «Счастье детям». Потом я танцевала во Дворце культуры профсоюзов в студии у Павла Киселева – уже на пуантах, в паре с Юрой Потоцким.
Наша школа № 36 тогда была с физико-математическим уклоном,  я ее окончила с серебряной медалью. Собиралась стать врачом, но так вышло, что поступила в Московский государственный институт культуры на хореографическое отделение.

Танцуют все!
– Как я после окончания ­МГИКа попала в Киевский мюзик-холл – целая авантюра! Гибкость, техника – это понятно, но и рост нужно было иметь не меньше 175 сантиметров, а у меня и 170 нет. Так я специальные сапоги надела, в них – подкладки над каблуками (многие попсовые знаменитости в таких по сцене разгуливают), и меня приняли…
Но Тамаре пришлось вернуться в Тулу: тяжело заболел отец и маме было трудно. Случайно наткнулась на объявление: «Срочно требуется балетмейстер в Тульский государственный цирк для работы с «Цирком на воде», ансамб­лем «Масленица», Олегом Поповым…»
– Приняли на временную работу, но когда дуэту Марьяш–Сергунин я поставила номер «Лебединое озеро», директор Дмитрий Калмыков сказал, что берет меня в штат. И в ответ на мои возражения: «Я же балетмейстер! Мне балет нужен!» – в течение трех часов в ТГЦ были зачислены 10 танцоров из Москвы – по телеграмме, – вспоминает Тамара Павловна. – Они все  сегодня – профессиональные балетмейстеры, все десять приезжали на мое 60-летие: из Москвы, Питера, других городов. Я тогда работала, наверное, по 25 часов в сутки, энергия бурлила, и в этот свой первый состав я столько вложила!.. Тут же, в цирке, познакомилась с будущим мужем Андреем Хижняченко, родила сына, как смеются друзья, без отрыва от производства.
Не знаю, откуда бралась энергия, и главное – время, но успевала репетировать с балетом, создавать цирковые номера и программы, да еще ставить танцы в тульских театрах – и в ТЮЗе, и в кукольном.
В драмтеатре довелось работать с Римой Асфандияровой, Михаилом Матвеевым, Любовью Спирихиной, Натальей Савченко. В театрах – другая специфика, там надо не просто танец отработать, а чтобы он органично вписался в канву спектакля, в образ!..

Виват, Париж!
Созданные режиссером Тульского государственного цирка программы покоряли европейскую публику, а она радовалась, что их первыми могли увидеть земляки, а уж потом, как, к примеру, «Табор уходит в небо», – парижане. И французскую столицу, где ей вслед представители этой нации в восторге кричали: «О, belle blonde!», толком не рассмотрела – режиссер отвечает за успех представления, тут уж не до собственных эмоций.
– Мне та программа запомнилась только потому, что я встречала Новый год и миллениум не дома, с двумя Андреями, мужем и сыном, а в Париже, – рассказала Тамара Хижняченко. – А так была обычная работа, может, чуть сложнее, потому что артисты работали не только в манеже, но и на двух сценах. Там помимо цирковых были задействованы цыганский оркестр и ансамбль Татьяны Филимоновой. И я номера соответственно стилизовала, подобрала музыку, костюмы были пошиты – яркие юбки, рубахи, ленты… Французы вопили от восторга, все газеты наперебой писали хвалебные рецензии. Ну как же, для них все это и есть «а-ля рус» – лошади, медведи, цыгане… Жерар Депардье на премьеру приезжал, но в той суете и цейтноте мне с ним толком пообщаться не удалось. Зато теперь он – наш соотечественник…
Но у Тамары Хижняченко были и другие зарубежные поездки: в начале 90-х она кочевала с российским цирком по странам Южной Америки, еще через пару лет полгода ездила по Австралии. Были в разные годы международные цирковые конкурсы в Омане, Арабских Эмиратах, Италии – и везде номера, поставленные Хижняченко, получали высшие награды.

«Будущие звезды российского цирка»
Подобное название конкурса, четверть века назад придуманного Тамарой Хижняченко, пусть не считается пафосным: с него начинали свой путь в профессиональное искусство многие мальчишки и девчонки из цирковых студий. В начале 90-х, когда, казалось, в стране все рушилось, режиссер ТГЦ стала собирать каждый год 1 июня маленьких артистов и проводить конкурс под девизом «Дети – детям»: вход – бесплатный, в цирке – аншлаг, за кулисами – сумасшедший дом.
Участники приезжали со всей Тульской области и ближайших регионов, а некоторые, обзаведясь спонсорами, прибывали издалека – из Москвы, из Карелии, даже из Германии. Гримерных на всех не хватало, реквизитом делились друг с другом, меценаты находились спонтанно, и потому призы были самые невероятные. Так, несколько раз свою продукцию выделяли производители мороженого, и к моменту награждения оно успевало подтаять так, что потом цирковые звезды заляпывали все свои цветные костюмы.
В жюри на общественных началах определялись артисты, журналисты, спортсмены, депутаты: Тамара умеет так «зацепить», что отказаться невозможно. В финале участники, зрители, судьи пребывали в эйфории, а Хижняченко по этому поводу комментировала: «Цирк – волшебная страна, здесь все чувствуют себя детьми…»
Конкурс существует и сейчас, только поменялось место его проведения: теперь это молодежный центр «Родина», где Тамара Павловна занимается с одной из своих цирковых групп. Еще она проводит занятия в Мяснове, в кинотеатре «Радуга» и в центре детского творчества на улице Путейской.
На сегодняшний день у Хижняченко почти 100 учеников от 5 до 18 лет, и если верить педагогу – абсолютно все невероятно одаренны. Впрочем, когда видишь, как работают эти ребята, убеждаешься, что их не перехваливают, а лишь констатируют факт.
– Я могу только повторить уже известную вещь: абсолютно все дети талантливы, – говорит Хижняченко. – Надо только помочь им в это поверить…

Зарубежные гастроли
Впервые выступать в Германию победителей конкурса «Будущие звезды российского цирка» Тамара Хижняченко привезла в 1991-м: в город-побратим Филлинген-Швеннинген в Баварии.
Клоунада, хлысты, лассо, диаболо, жонглеры – все жанры были им подвластны. Германская публика пребывала в полном восторге: такое нечасто увидишь на представлениях профессиональных артистов, говорили зрители худруку.
Уже десять лет, как тульские юные циркачи сменили место дислокации, теперь это город Ганновер, где туляков принимает семья Дайке – Питер, Криста и их дочь Соня – в своем частном парке. Там расположен цирк-шапито, в котором наши земляки выступают с неизменными аншлагами: пуб­лика на представлениях истошно свистит, что там считается высшей похвалой.
И по-прежнему Хижняченко успевает не только присматривать за своими питомцами, но и тренировать юных бюргеров, которые в свободное от репетиций время становятся экскурсоводами для россиян. При этом хозяева говорят на немецком, гости – на русском, и те, и другие вкрапляют в речь английские слова и прекрасно понимают друг друга.
А Тамара Хижняченко неизменно находит общий язык с детьми, которых, как известно, не обманешь, а на искренность и доброту они отзываются сразу.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

С ног на голову

08 февраля, 18:48

Меж двух Толстых

01 февраля, 19:43