Культура

20:36, 12 ноября 2014

Рекорды Гиндеса

 Марина ПАНФИЛОВА

– А с кем этот композитор мог бы попить чайку? – с таким вопросом нередко обращался к студентам училища имени А. С. Даргомыжского их любимый преподаватель. И тогда скучная теория превращалась в рассказ об эпохе, во времена которой жил и творил маэстро, скучная теория оживала, и все запоминалось словно само собой.
Об этом рассказывал солист Тульской областной филармонии пианист Яков Соловьев на вечере, посвященном памяти Генриха Гиндеса – композитора, дирижера, музыканта, наставника, которому в этом году исполнилось бы 80 лет. Бывшие ученики, воспитанники Генриха Самойловича, те, кому он дал путевку на сцену, рассказывали о нем, и этот удивительный человек словно присутствовал в музыкальной гостиной.
– Гиндес вел у нас курс сольфеджио и гармонии – теоретический предмет, в котором вроде бы не может быть ничего интересного, – поделился Соловьев. – Но его подход, метод работы, крылатые выражения помнятся до сих пор. К примеру, какую-то известную мелодию он мог охарактеризовать так: «Эту музыку поют все трамваи!» А значит, нам ее не знать просто стыдно, и приходилось искать пластинки – тогда Интернета в помощь не было, читать соответствующую литературу… Вообще Генрих Самойлович все делал необычно, неординарно – по-Гиндесовски, как мы говорили. Но главное: он к каждому человеку умел найти подход, нужные слова, в каждом видел личность – это помнится. А когда мы потом встретились в филармонии, которую он возглавлял десять лет в самые трудные годы – в 90-е, меня опять удивлял стиль работы любимого наставника. Гиндес не шел на поводу у лукавого времени, когда в эфире звучали песни-однодневки про розы-грезы-слезы, а их исполнители катались по стране, собирая стадионы. Но именно тогда он придумал серию концертов «Тульские имена» и вывел на сцену нас, солистов филармонии, – Ларису Дееву, Елену Романову, Вячеслава Сладкова, Геннадия Шеверева, меня. И проект удался, собирались полные залы зрителей – все, что задумывал Гиндес, удавалось.
Все выступавшие на вечере рассказывали о своих встречах с этим мудрым и невероятно чутким человеком – Генрихом Гиндесом, чье имя памятно не только для Тульской филармонии, но и для всей нашей культуры. Он родился в Одессе 19 октября 1934 года, в детстве ненавидел играть на скрипке, как настаивали родители, и увлекался химией. Но именно музыка стала его судьбой. Отец Генриха, по образованию историк, был директором школы, во время войны служил в разведке – ведь он так хорошо знал немецкий язык.
В голодные военные годы семья Гиндес была эвакуирована в Оренбург, детей вынужденно отдали в интернат: там кормили. Долгое время им ничего не было известно о судьбе отца, и лишь в 1979 году выяснилось, что Самуил Гиндес был сожжен бандеровцами вместе со всем его отрядом и захоронен в братской могиле…
В 1951 году Генрих Гиндес с отличием окончил Одесскую школу военных музыкантов Советской армии по классу кларнета и был направлен в Московский институт военных дирижеров. А в 1957-м, после его окончания, приехал в наш город и стал дирижером оркестра Тульского военного артиллерийского инженерного училища и Тульского гарнизона. Проработал в этой должности 34 года, получил второе высшее профессиональное образование в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и преподавал в Тульском музыкальном училище имени Даргомыжского.
Будучи поистине творческой личностью, Гиндес писал музыку для театра, делал аранжировки для симфонического оркестра. Музыкант высокой культуры, обширных знаний, блестящий организатор, человек неутомимой работоспособности – таким вспоминают его все, кто знал. Генрих Гиндес – один из немногих в Советском Союзе военных людей, кто получил гражданское звание – «Заслуженный работник культуры».
– Для меня, как и для многих, собравшихся на этот вечер, Генрих Самойлович навсегда – учитель и наставник. До сих пор мы работаем по составленным им планам, проектам. Один из них – детская филармония, которую я долгое время возглавляла и в составе которой сегодня работают почти сто детей, – рассказала директор ТОФ Елена Руднева. – Это была идея Гиндеса: растить будущих зрителей, в то время как все в стране бились за выживание, прививать детям понятие о музыкальной культуре… А сегодняшний вечер памяти не случаен: мы словно были его последней музыкальной семьей, с нами он работал, творил, мечтал – несмотря на проблемы, болезнь, и многие его замыслы воплощены в жизнь…
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Геннадий
24 июня 2015
А скольким воспитанникам он дал дорогу в жизнь,профессию,вернул к нормальной жизни!...да,...таких людей,как Генрих Самойлович,не встречал в своей жизни....Память достойному человеку,любимому другу..

Ранее на тему