Культура
Сергей Безруков: Публика соскучилась по классике
- 11:40 08 ноября 2019
«Вишневый сад», «Энергичные люди» и «Вождь краснокожих» – три спектакля, которые показал в Туле Московский губернский театр драмы, гастроли которого состоялись при поддержке губернатора Алексея Дюмина.
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА, Сергей КИРЕЕВ
Как сказала министр культуры Татьяна Рыбкина, показ прошел в рамках Года театра, который в области празднуется широко. Программа – гастрольная и постановочная – весьма насыщенная благодаря инициативе и заинтересованности главы региона. Министр культуры перечислила мероприятия, прошедшие в течение года, и назвала гастроли Московского губернского театра драмы кульминацией проекта.
Художественный руководитель МГТД народный артист РФ Сергей Безруков охарактеризовал все три постановки, отметив, что сцена Тульского академического театра драмы несколько меньше, но она уютна, что очень ценно.
– Я много выступаю в Туле, совсем недавно играл моноспектакль «Хулиган. Исповедь» по стихам Есенина, – поделился Сергей Витальевич. – Эскиз «Вишневого сада» я сделал в Любимовке – в доме брата Станиславского, где гостил Чехов, когда работал над произведением, и там мы играли в живых декорациях. Именно там Антон Павлович все придумал: увидел Шарлотту Ивановну, там протекает Клязьма, где он рыбачил по семь раз в день... Эта пьеса популярна во всем мире, и там такая глубина, что ее можно ставить постоянно – и каждый раз по-новому. Текст тот же, но акценты, которые я расставляю в этом спектакле, покажутся новыми: это история любви Лопахина к Раневской – любви, которую ему придется выкорчевывать, как вишневый сад, чтобы жить дальше…
Постановка «Энергичные люди» была сделана к 90-летию Василия Шукшина, и действие худрук сознательно не стал переносить в наши дни – напротив, постарался подчеркнуть атмосферу прошлого. Что же касается «Вождя краснокожих», то этот спектакль идет в Губернском театре уже 24 года, он заводной, веселый и нравится публике разных поколений…
На спектакле «Энергичные люди» побывал губернатор Алексей Дюмин. Он встретился с Сергеем Безруковым в необычной обстановке: среди инсталляций в фойе, изображающих быт советских времен. Алексей Дюмин с интересом осмотрел импровизированную гостиную, где сервант с хрусталем, а по черно-белому телевизору транслируется хоккейный матч СССР – Канада. Затем – деревенский дом, какие описывает в своих рассказах Василий Шукшин. А на импровизированной кухне 70-х годов Алексей Дюмин и Сергей Безруков посидели за накрытым столом.
Затем, уже в зрительном зале, актер и режиссер поблагодарил главу региона и отметил:
– Я сегодня открыл для себя Тулу, господа! Я был в вашем городе много раз, но сегодня словно познакомился с ним впервые: какая здесь необыкновенная набережная, улица Металлистов! Я очень хочу приехать на 500-летие Тульского кремля, чтобы отметить эту дату вместе с вами и со своей семьей.
– Тула – это оружейная столица, и так было всегда, – напомнил Алексей Дюмин. – Но у нас есть и насыщенная культурная жизнь. Это касается и театральных событий, и музейных. Мало кто знает, что из фондов хранилища Тульского музея изобразительных искусств, столетие которого отмечается в этом году, двадцать-тридцать процентов экспонатов регулярно берут в свои экспозиции ведущие музеи России, такие как Эрмитаж и Третьяковская галерея, они выставляются и в странах Европы, и по всему миру. Поэтому в следующем году мы будем строить новое фондохранилище.
Спасибо Сергею Безрукову за этот показ – уверен, что его коллектив и он сам посетили Тулу не в последний раз. У нас немало совместных проектов, а этот человек отдает много сил, курируя детские проекты, – значит, будем сотрудничать!
На сотрудничество нацелен и Безруков, он рассказал, что хочет принять участие в международном театральном фестивале «Толстой» в Ясной Поляне:
– Я понимаю, что приехать без произведения Толстого в репертуаре неловко. У меня есть мысль о новой постановке – пока не буду говорить, о какой именно, я уже обещал Володе Толстому, что она будет большой и масштабной. За мной не заржавеет – раз обещал, значит сделаю. Это произведение не так часто ставят, и полагаю, это будет довольно-таки интересно. Так что я обязательно приеду к вам в Тулу – но уже со своим «самоваром».
– Сергей Витальевич, спасибо вам за ваши реалистические постановки – пожалуй, это сегодня одна из возможностей сохранить русский классический театр. А как вы относитесь к экспериментам на сцене, которых сейчас – великое множество?
– Я не ретроград, не консерватор, рад экспериментам – только бы они не отпугнули зрителей. Но мы знаем, что взрослые не поведут своих детей на так называемую современную постановку. Те авангардные спектакли в регионах, которые потом отправляют на самую главную премию в России, смотрят только члены жюри, вручающие эту премию. А зрители на них идти не хотят – и не пойдут! То есть получается, что это некая радость для определенной элитарной прослойки: критиков и любящих самих себя – взасос! – режиссеров.
У нас страна целомудренная, люди воспитаны на классике, а это крепкая основа. Поэтому, что касается современного театра, самое главное – не навредите, господа художники, считающие, что, проповедуя чужие ценности на сцене, понимают современное искусство, а мы занимаемся ерундой, «отстоем» в стиле old school.
Я – за современные технологии в театре, я люблю сложные спектакли, мою фантасмагорию «Сон разума» по Гоголю не все понимают: для этого надо много читать автора и разгадывать те метафоры, что зашифрованы буквально в каждом сантиметре. Я не упрощаю, беру эмоции – и воплощаю их, и зритель благодарен за то, что с ним разговаривают на сложном языке. И потому классические постановки сегодня выигрывают – по ним соскучилась публика…
Елена КУЗНЕЦОВА, Сергей КИРЕЕВ
Как сказала министр культуры Татьяна Рыбкина, показ прошел в рамках Года театра, который в области празднуется широко. Программа – гастрольная и постановочная – весьма насыщенная благодаря инициативе и заинтересованности главы региона. Министр культуры перечислила мероприятия, прошедшие в течение года, и назвала гастроли Московского губернского театра драмы кульминацией проекта.
Художественный руководитель МГТД народный артист РФ Сергей Безруков охарактеризовал все три постановки, отметив, что сцена Тульского академического театра драмы несколько меньше, но она уютна, что очень ценно.
– Я много выступаю в Туле, совсем недавно играл моноспектакль «Хулиган. Исповедь» по стихам Есенина, – поделился Сергей Витальевич. – Эскиз «Вишневого сада» я сделал в Любимовке – в доме брата Станиславского, где гостил Чехов, когда работал над произведением, и там мы играли в живых декорациях. Именно там Антон Павлович все придумал: увидел Шарлотту Ивановну, там протекает Клязьма, где он рыбачил по семь раз в день... Эта пьеса популярна во всем мире, и там такая глубина, что ее можно ставить постоянно – и каждый раз по-новому. Текст тот же, но акценты, которые я расставляю в этом спектакле, покажутся новыми: это история любви Лопахина к Раневской – любви, которую ему придется выкорчевывать, как вишневый сад, чтобы жить дальше…
Постановка «Энергичные люди» была сделана к 90-летию Василия Шукшина, и действие худрук сознательно не стал переносить в наши дни – напротив, постарался подчеркнуть атмосферу прошлого. Что же касается «Вождя краснокожих», то этот спектакль идет в Губернском театре уже 24 года, он заводной, веселый и нравится публике разных поколений…
На спектакле «Энергичные люди» побывал губернатор Алексей Дюмин. Он встретился с Сергеем Безруковым в необычной обстановке: среди инсталляций в фойе, изображающих быт советских времен. Алексей Дюмин с интересом осмотрел импровизированную гостиную, где сервант с хрусталем, а по черно-белому телевизору транслируется хоккейный матч СССР – Канада. Затем – деревенский дом, какие описывает в своих рассказах Василий Шукшин. А на импровизированной кухне 70-х годов Алексей Дюмин и Сергей Безруков посидели за накрытым столом.
Затем, уже в зрительном зале, актер и режиссер поблагодарил главу региона и отметил:
– Я сегодня открыл для себя Тулу, господа! Я был в вашем городе много раз, но сегодня словно познакомился с ним впервые: какая здесь необыкновенная набережная, улица Металлистов! Я очень хочу приехать на 500-летие Тульского кремля, чтобы отметить эту дату вместе с вами и со своей семьей.
– Тула – это оружейная столица, и так было всегда, – напомнил Алексей Дюмин. – Но у нас есть и насыщенная культурная жизнь. Это касается и театральных событий, и музейных. Мало кто знает, что из фондов хранилища Тульского музея изобразительных искусств, столетие которого отмечается в этом году, двадцать-тридцать процентов экспонатов регулярно берут в свои экспозиции ведущие музеи России, такие как Эрмитаж и Третьяковская галерея, они выставляются и в странах Европы, и по всему миру. Поэтому в следующем году мы будем строить новое фондохранилище.
Спасибо Сергею Безрукову за этот показ – уверен, что его коллектив и он сам посетили Тулу не в последний раз. У нас немало совместных проектов, а этот человек отдает много сил, курируя детские проекты, – значит, будем сотрудничать!
На сотрудничество нацелен и Безруков, он рассказал, что хочет принять участие в международном театральном фестивале «Толстой» в Ясной Поляне:
– Я понимаю, что приехать без произведения Толстого в репертуаре неловко. У меня есть мысль о новой постановке – пока не буду говорить, о какой именно, я уже обещал Володе Толстому, что она будет большой и масштабной. За мной не заржавеет – раз обещал, значит сделаю. Это произведение не так часто ставят, и полагаю, это будет довольно-таки интересно. Так что я обязательно приеду к вам в Тулу – но уже со своим «самоваром».
– Сергей Витальевич, спасибо вам за ваши реалистические постановки – пожалуй, это сегодня одна из возможностей сохранить русский классический театр. А как вы относитесь к экспериментам на сцене, которых сейчас – великое множество?
– Я не ретроград, не консерватор, рад экспериментам – только бы они не отпугнули зрителей. Но мы знаем, что взрослые не поведут своих детей на так называемую современную постановку. Те авангардные спектакли в регионах, которые потом отправляют на самую главную премию в России, смотрят только члены жюри, вручающие эту премию. А зрители на них идти не хотят – и не пойдут! То есть получается, что это некая радость для определенной элитарной прослойки: критиков и любящих самих себя – взасос! – режиссеров.
У нас страна целомудренная, люди воспитаны на классике, а это крепкая основа. Поэтому, что касается современного театра, самое главное – не навредите, господа художники, считающие, что, проповедуя чужие ценности на сцене, понимают современное искусство, а мы занимаемся ерундой, «отстоем» в стиле old school.
Я – за современные технологии в театре, я люблю сложные спектакли, мою фантасмагорию «Сон разума» по Гоголю не все понимают: для этого надо много читать автора и разгадывать те метафоры, что зашифрованы буквально в каждом сантиметре. Я не упрощаю, беру эмоции – и воплощаю их, и зритель благодарен за то, что с ним разговаривают на сложном языке. И потому классические постановки сегодня выигрывают – по ним соскучилась публика…