Культура

20:06, 15 декабря 2014

Смешные истины

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Свет в зале меркнет не сразу, поначалу лампы над зрительскими креслами еще горят, а на сцене царит полумрак, мечутся какие-то тени. И становится понятно, что все происходящее – лишь условность.

А поскольку автор пьесы «Винная комедия», поставленной в Тульском академическом театре драмы, француз Роббер Ламуре, публика – в предвкушении немыслимой легкости бытия и изящных ситуаций. И актеры не обманывают ожиданий, играя с первой же сцены в хорошем темпе и словно иронизируя над происходящим: эдакий спектакль в спектакле.
Ламуре – французский актер, эстрадный певец, режиссер и сценарист. Был артистом мюзик-холла, выступал в кабаре, где исполнял свои собственные песни и скетчи. Писал пьесы, романы, снимался в кино. Выступал как театральный режиссер и драматург. Начиная с конца 80-х годов работал как сценарист на ТВ. «Винную комедию» написал в 1971 году, в 2002-м по ней был снят фильм.
Это его произведение не претендует на глубину мысли или оригинальность сюжета, но здесь, как и в еще одной французской комедии, «смешался глас рассудка с блеском легкой болтовни».
Не философствуя утомительно на морально-нрав­ствен­ные темы, тульский режиссер-постановщик Дмитрий Краснов создал изящную вещицу, позволяющую посмеяться над алчностью, жестокостью, глупостью. Здесь есть все: битва за наследство, любовная линия, ностальгические нотки.
Олицетворением доброты, суть которой – мудрость, выступает главная героиня, тетушка Виолетта (заслуженная артистка РФ Наталья Савченко). Она – словно центр маленькой вселенной, старинного имения, оформленного художником Ириной Блохиной в стиле прованс: кремово-сиреневый мир в кружевах – накидки на креслах, жалюзи, старинный буфет с посудой, где на видном месте красуется супница.
Главное же внимание в пьесе уделено винограднику в провинции Бордо. Сюда приезжает на уикенд любимый племянник Виолетты Поль (Тимур Курбангалеев) с женой Элен (Инна Тарада) и дочерью Бриджиттой (Марина Анисимова).
Точно найденная пропорция серьезности и лукавства обеспечивает успех спектакля. Для всех персонажей подобраны верные характеристики и интонации, каждый их выход – повод для зрителей от души посмеяться. Но порой начинается смех сквозь слезы: за внешним комедийным обличьем скрывается фактически трагедия. Ведь для достижения своих целей с виду благополучные герои готовы пойти даже на убийство. Лишить человека жизни для них все равно, что разбить неодушевленный предмет. В подобных выражениях обозначает ход операции Жермена (Инна Медведева) – девушка с криминальным прошлым, а сегодня добропорядочная служанка. Именно она закручивает интригу, предлагая Полю «расколоть старую супницу», то есть попросту «пришить» тетушку, не желающую продавать по выгодной цене имение. А поскольку племянник почти разорен и нуждается в деньгах, ему не остается ничего другого, как согласиться.
Роль Поля исполнена блестяще: добропорядочный буржуа и типичный профан пытается преобразиться в ловкача, которому все подвластно, но при этом спотыкается на каждом шагу в прямом и переносном смысле. Тут есть опасность переиграть, но актер виртуозно балансирует, не сбиваясь на пошлость. Поль словно примеряет не свой образ – как костюм с чужого плеча, и никак не может в него влезть.
Впрочем, здесь многие пытаются выдать себя за кого-то другого. Ловкий полицейский Клеман (заслуженный артист РФ Андрей Сидоренко) на самом деле – недотепа, которого легко обвести вокруг пальца. Аристократка Элен в вызывающем рыжем парике и немыслимо узкой короткой юбчонке с разрезами по бокам напоминает скорее женщину легкого поведения. Тогда как бывшая труженица панели в строгом коричневом платье чинно пробегает с подносом, по ходу продумывая убийство.
Искренни лишь Бриджитта и Жан Франсуа (Сергей Пыжов) – банковский работник, «офисный кулер» в дорогом костюме, сразу влюбившийся в юную девушку.
Главная же мысль о том, что добро непобедимо, присутствует в финале, когда несмотря ни на что уцелевшая тетушка Виолетта всем преподает мудрый урок, утверждая под занавес: «Семья – это главное!» – чем вызывает очередной приступ хохота у зрителей.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему