Культура

10:41, 05 июля 2019

Сплетенье прошлого и настоящего

У бревенчатых стен закручиваются хороводы, чистые голоса выводят старинные напевы, выстукивают дробь белые сапожки – таким предстает новый спектакль «Сказание о деве-тулянке и Засечной черте».

Марина ПАНФИЛОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

Он подготовлен к 500-летию Тульского кремля ансамблями Тульской областной филармонии «Услада» и «Визави», а премьера состоится 6 июля на Казанской набережной.
На генеральной репетиции в Тульской областной филармонии все исполнители были облачены в костюмы, стилизованные под одежды древних славян, с повязками на голове, с пучками травы и цветов в руках. В их круг вторгались «литвины» и «татары» со своими плясками, иным ритмом.
Режиссер спектакля и автор инсценировки Вениамин Найман снова и снова выверял каждый момент постановки – дабы на премьере порадовать зрителей и не допустить неприятных неожиданностей.
Художественный руководитель фольклорного ансамбля «Услада» Марина Федосеева непосредственно участвует в действе: исполняет роль тетки Гордеи, которая «знает ответы на все». И на вопрос о главной идее нового проекта она рассказала:
– Это не просто зрелищное шоу, но экскурс в историю земли Тульской.
«Услада» здесь исполняет десять песен, записанных в Одоевском, Суворовском и Чернском районах. Композитор ­Сергей Руднев, делая аранжировки, столь бережно отнесся к материалу, что ни одной ноты не пропало! Современные ритмы и эти жемчужины фольклора сплелись весьма органично, что будет интересно для молодежи. Это ведь тоже путешествие в прошлое: музыка способна многое рассказать о том, как жили предки, чему радовались, над чем печалились.
И смысл постановки в том, что сквозь музыку сегодняшнего дня – условно говоря, неким 25-м кадром! – будут звучать старинные песни, с которыми познакомятся зрители, прежде всего молодое поколение. Я уверена, что они их воспримут – душой, сердцем, смогут погрузиться в это великое наследие.
Руководитель ансамбля танца «Визави» Денис Васин и хореограф Ольга Сковородникова выстраивали сложный узор, по которому двигались в хороводе туляне и тулянки.
– К десяти песням «Услады» нами было создано столько же танцевальных номеров, – рассказала Сковородникова. – И тут я ориентировалась на музыку, а она – необыкновенна: с живым звучанием инструментов, голосов. Были сложности с полифонией: когда у вокалистов был вдох, мы делали движение на выдох… Но все постепенно стало синхронным, и работалось необыкновенно легко: сочиняли прямо на ходу. Бывает, что годами какой-то танец «не идет», а тут по номеру в неделю рождалось.
Я давно сотрудничаю с «Усладой», привыкла к тульскому фольклору: в нем все лирично, плавно. Порой мне говорят, что можно бы и «помощнее» задать ритм, а я отвечаю, что тогда это уже будет не Тула…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему