Культура

00:00, 13 января 2018

Сражаясь на стороне женщин

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Туляки познакомились с тогда еще актером Дмитрием Красновым в 1997 году – в спектакле «Дамская война», где он «сражался» на стороне прекрасного пола. Уже в 2004-м Дмитрий Алексеевич сделался режиссером-постановщиком Тульского академического театра драмы, с 2012 по 2013 год был там главным режиссером. Сейчас – главный режиссер Новомосковского филиала Тульского академического театра драмы. Но где бы Краснов ни служил, все его режиссерские работы были построены так, что женщина выходила в финале победительницей…

На пятерку с плюсом
– Я родился в Казани, а вырос в Баку – городе, носящем печати разных культур. Кавказские ценности – почитание старших, уважение к женщине, правила приличия и поведения – повлияли на мое становление.
И я всегда склоняю голову перед женщиной – в жизни и творчестве. Благодарен судьбе за то, что в Тульском драмтеатре встретился с актрисой Натальей Савченко – мы с ней буквально «дышим одним воздухом», живем на одной волне, и поэтому рождались многие спектакли, поначалу антрепризные – «Игра теней», «Свободная супружеская пара». Потом была «Корсиканка», «Акапулько, мадам!», «Доктор философии», «Неистовство любви», «Чао!»…
«Игра теней» рождалась мучительно долго: в театре началась реконструкция, и спектакли шли в ДК «Туламашзавода», а потом пришлось осваивать малую сцену в ТАТД.
А «Корсиканка» была моей дипломной работой в Щукинском, за которую я получил пять с плюсом: это оценка работы всего коллектива. Там органично соединились лицедейство, музыка Ларисы Козловой к моим текстам, невероятное оформление Бориса Ентина: Наполеон на острове Эльба, сидящий на чемоданах. И только когда появляется женщина, ситуация меняется…

О Туле
– Я приехал в Тулу из Москвы и сразу сыграл главную роль в «Дамской войне», потом в спектакле «Быть или не быть?». Это удача – сразу войти в репертуар, но об этом не думалось, все казалось само собой разумеющимся.
Тогда главным было привыкание к этому городу – после столицы, к другой эстетике театра, к иному зрительскому взгляду. Тула своеобразно воспринимает многие вещи – не так, как другие города. Мне пришлось много поездить и в своей частной жизни, и как слушателю творческой лаборатории Леонида Ефимовича Хейфеца, который любит проводить занятия в разных городах России. Я видел всякие спектакли и реакцию зрителей на них, и Тула – повторюсь! – особенный город: несколько закрытый, со своей ментальностью, но при этом туляки с интересом воспринимают все, что связано с искусством. Они умеют быть благодарными за творчество, за умение дарить радость и не терпят фальши…

Кто в театре главный?
– Хейфец – приверженец психологического театра, и мне близка его позиция.
На вопрос, что самое главное в театре, в режиссерской и актерской профессии, он отвечает словами Фаины Раневской: «Главное – сострадание!» Действительно, тот, кто умеет сострадать, работает не ради себя, но для людей.
Главным в театре всегда был и останется зритель, это и есть наш основной критик, который оценивает труд актеров, режиссеров, всего театрального коллектива. Его невозможно обмануть, убедить, что происходящее на сцене – не скучно: публика, как известно, голосует руб­лем.
Перед театром еще с 90-х была поставлена задача – зарабатывать, стать коммерческим предприятием. И при этом нужно развиваться на серьезной драматургии, серьезных авторах. Но любой скажет, что без комедии в наше время нельзя, зритель ходит, чтобы отдохнуть, – на людей такая большая нагрузка ложится, нервы натянуты как струны, утеряно чувство радости, полноты жизни. Как быть?..
Для меня хорошая драматургия – это когда непредсказуемо, когда простор для поиска нестандартных проявлений. В театре же интересно тогда, когда вроде бы не как в жизни, но при этом правдоподобно. Ведь здесь даже о серьезных вещах, на вечные темы можно говорить весело, не скучно. А вечное – это отношения мужчины и женщины, которым тысячи лет, и каждая история – неповторима.
В Новомосковском театре недавно выпустили «Мою прекрасную леди», «Первую любовь», сейчас будем репетировать «Хозяйку гостиницы» Гольдони – все о женщинах и для женщин.
Все меняется – ритм жизни, коммуникации, а значит, и ритм действия на сцене должен быть иным. Но это значит не демонстрировать трюки, ускорять ход спектакля, а внутренний ритм, в котором существуют герои, вот он и есть отличительная черта нашего времени.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий