Культура

00:00, 30 июня 2018

Танец – это жизнь

Ольга Чекмазова – художественный руководитель шоу-балета Remix, бизнесвумен, президент Федерации эстрадного и современного танца Тульской области. Ученица заслуженного артиста России Владимира ­Шубарина, выступала с гастролями своего балета во многих странах мира – Болгарии, Японии, ОАЭ, Турции, Индии, Черногории, Италии, Кипре и других.

Марина ПАНФИЛОВА
Фото из архива Ольги Чекмазовой

В мире существует множество прекрасных танцевальных стилей и направлений. У каждого из них свои цели, своя красота и свои особенности. Разные люди в разных танцах ищут удовлетворения своих целей, желаний и даже амбиций. А тулячка Ольга Чекмазова за свою жизнь поставила почти 150 танцев и много сил отдает популяризации этого вида искусства.
– Ольга, осенью у вас юбилей – 30-летие творческой деятельности. Как будете отмечать?
– Хочу внести поправку – трудовой творческой деятельности: я недавно открыла свою трудовую книжку, и первая запись сделана в 1988 году. Мне не очень бы хотелось устраивать крупное событие – внутренне не готова, но понимаю, что придется: у меня много друзей, они захотят поздравить.
– Развитию хореографии в Тульской области во многом способствовала Федерация эстрадного и современного танца, созданная по вашей инициативе 12 лет назад…
– И занимается развитием более 48 танцевальных дисциплин – это очень большой объем. Знаете, что сегодня самое сложное? Найти людей, которые бы развивали отдельные направления, – ведь у нас общественная организация, а каждый занят собой, зарабатыванием денег, энтузиастов почти нет. Но когда отдаешь что-то другим, личностное развитие идет быстрее – к сожалению, это мало кто понимает. Хотя в последнее время стали появляться единомышленники…
– Конкурсы, которые проводит федерация, любят не только участники, но и зрители, и в их числе – не только туляки: залы всегда полны.
– Среди участников уже есть постоянные – из Москвы, Питера, Челябинска, других городов. Вообще говоря, танцоры, постоянно ездящие на конкурсы, знают, как работать на сцене, и потому достигают про­фес­сио­наль­ного мастерства.
Наша осень начинается в первое воскресенье октября с «Solo star»: название означает, что участвуют солисты и дуэты – большие коллективы после лета еще не готовы, в отличие от индивидуальных участников. Причем подать заявку может любой, и не важно, какой у него уровень, рады видеть всех.
А вот следующий конкурс уже массовый, для крупных форм – «Осенний марафон», включающий в себя много дисциплин, состоится в ноябре.
Вокальное состязание «Фортиссимо», которое проводится восемь лет, я передала своему сыну, и теперь его директором и генеральным организатором является Остап Чекмазов. Он окончил Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского, имеет связи в России музыкальной: на этот конкурс приезжают большие коллективы из Москвы и Подмосковья, других регионов ЦФО. Так что есть идея проводить все в несколько дней, разделив академический, народный и эстрадный вокал.
– Ольга Юрьевна, как вы объясняете такую популярность тульских конкурсов?
– Они, конечно, непро­фес­сио­наль­ные, но позволяют людям увлеченным пообщаться, посмотреть на выступления, поучиться друг у друга. Конкурсы – это вообще отдельный мир, который открывает участникам многое – и прежде всего в себе самих, потому что именно в эти дни происходит их становление. Это моменты яркой и стремительной жизни, показывающей реальную оценку каждого участника.
Второй по массовости после «Фортиссимо» – конкурс народного танца, и он всегда проходит в последнее воскресенье января. И между прочим, никакое другое подобное танцевальное соревнование в России его пока не превзошло по количеству участников. Помню наш рекорд: 1450 танцоров за один день, когда выступления шли параллельно на двух площадках – на одной они длились 8 часов, на другой 15!
– Как же этот марафон выдержали члены жюри?
– Они тоже профессионалы своего дела – и профессионалы высокого уровня. Общение с ними – колоссальный опыт для участников и их педагогов, поскольку анализ и советы экспертов помогают улучшить хореографию, сделать постановки более привлекательными для аудитории. Я не знаю ни одного другого доступного способа получить столько отзывов от действительно компетентных людей.
– Вы про­фес­сио­наль­ная танцовщица и преподаватель. Какая из двух частей работы важнее, что для вас интереснее?
– Я обожаю преподавать. Стараюсь с первых занятий разъяснить своим ученикам, какой путь им предстоит пройти. Это путь постоянного самосовершенствования: ты неизбежно возвращаешься к основам, к базовой технике танца, чтобы исправить ошибки, что-то улучшить, подчистить. И конечно, сама постоянно занимаюсь.
– А с чем вы можете сравнить танец?
– Прежде всего это самовыражение. Когда ты телом можешь сказать то, что не выразить словами, – отсюда и разные танцы. Но главное, что мне всегда хочется объяснить ученикам: через эти занятия человек понимает, на что способен. Потому что, чувствуя физическое истощение, желая отдохнуть, ты заставляешь себя еще работать – дожимать. И усилием воли вновь и вновь делаешь прыжок или вращение, и вот в этот момент занятия и приносят истинное удовлетворение, понимание, что ты можешь достичь главной победы – над собой. Это и называется вторым дыханием, которое способствует росту личности – и не только в танцах. И вообще, танец – это движение, а движение – это жизнь.