Культура
14:34, 29 марта 2022
Тайна за семью камнями: о чем молчат тульские мегалиты, но говорит РГО?
Даже если вы в курсе, что где-то на берегу Красивой Мечи есть Конь-камень, вполне возможно, что тут ваши познания о нем заканчиваются. Все дело в отсутствии достоверной информации об этом довольно интересном объекте. Его происхождение и история появления на Тульской земле по-прежнему остается под покровом тайны. Впрочем, как и его предназначение…
А между тем есть энтузиасты, которые, путешествуя по нашему региону, нашли еще массу необычных валунов, а то и целых каменных комплексов! Многие из них уже нанесены на карту, на некоторые даже можно полюбоваться, а вот потрогать получится не каждый: одни из них скрылись под землей, а другие – к примеру, тот самый Конь-камень, что стоит в Ефремовском районе – защитники природы просят не беспокоить, потому что поверхность этого валуна стала альма-матер для редкого вида накипного лишайника, который в нашей необъятной стране встречается только на Кавказе и Урале.
Выходит, тянутся к нашим камням и краснокнижные организмы, и люди, которые с давних пор прокладывали к ним тропинки и дороги! Впрочем, тайн и загадок от этого меньше не становится.
Как кум и кума Одоев ославили
– Каменную культуру Тульской области с давних пор определяют два ключевых маркера, известные далеко за пределами региона: тот самый ефремовский Конь-камень, который стоит неподалеку от села Козье, и одоевские Баш и Башиха, – рассказывает член Русского географического общества Иван Столяров. – Последние в свое время наделали много шума, прославив нашу губернию на всю Россию. Поэтому с них и начнем. В 1862 году в газете «Московские ведомости» вышла небольшая заметка краеведа Петра Мартынова под заголовком «Камнепоклонники». В ней говорилось о том, что в Тульской губернии все еще бытуют остатки язычества, а местные жители, выйдя из церкви, идут поклониться двум камням.
Версий о появлении этих камней есть несколько. Все начинаются одинаково: «Жили здесь мужчина и женщина», а вот дальше предания расходятся. То ли это были муж и жена, то ли кум и кума… Тульский краевед Иван Сахаров в книге «Сказания русского народа» пишет, что Баш и Башиха находятся в Одоевском уезде, в селе Башево, в 25 верстах от Одоева, близ дороги, среди поля: «Фигура камней почти квадратная, небольшого размера. <…> Поселяне не запахивают место кругом камней, опасаясь бед». Баши были татарами и переселились на Русь, жили и померли, а добрые люди схоронили их на этом месте. «Вскоре после того приплыли два камня из Оки в Упу, а из Упы пришли прямо на их могилы и остановились тут. То были тени Башей, не желавшие расстаться с ними и по смерти. Когда-то рассердился Баш на Башиху и ударил ее сапогом. На камне Башихи осталась ступня…».
– В Государственном архиве Тульской области хранится дело Тульской духовной консистории, повествующее об этих камнях, – рассказывает Иван Столяров. – И здесь стоит особо отметить, что в Российской империи за всякое проявление склонности к язычеству полагалось уголовное преследование. Профилактику и борьбу с такими правонарушениями должны были вести церковнослужители. А тут чуть ли не в центре страны появилось идолопоклонство! Разумеется, сразу возникли вопросы к священникам. Причем возникли еще в 20-е годы ХIХ века, за 40 лет ничего не изменилось, и в итоге дело обрело широкую огласку, а местечковый скандал дошел до Москвы!
Началось серьезное разбирательство, священника и дьякона башевской церквушки вызвали в Тулу и устроили настоящий допрос: «Что это за камни? Откуда взялись? Ходят ли туда местные жители и если да, то когда?» Разбирательство длилось пять лет! В итоге местный священник
Иоанн Никольский предложил уничтожить Башей, превратив «в материал для каких-либо построек». Он написал в губернское правление, попросил выделить солдат, чтоб расстрелять камни из пушек. На поле вскоре приехали приставы, сделали подробное описание объектов, установили вес и размер, но в итоге никто из тульских чиновников не решился дать согласие на их ликвидацию! И судя по всему, неспроста. Как следует из тех же архивных документов, в былое время некий богатый помещик, не веря в чудодейственную силу Башей, решил надругаться над ними: приехал к камням, начал бить их плетью, костерить почем зря, а в итоге еще и помочился на них. Не успел он добраться до дома, как сделался вдруг слепым. И кого он только не просил о помощи, но все лекари были бессильны. Как-то раз один из крестьян посоветовал барину идти к камням и просить прощения. Тот был уже в том состоянии, когда душа велела действовать, он принес слезное покаяние и вскоре снова прозрел.
После революции в село Башево пришли не менее лихие парни, которые еще больше усомнились в надобности таких объектов поклонения, подцепили камни тракторами и сволокли с поля в овраг.
– В одной из экспедиций мы разговаривали с родственником, возможно, главного зачинщика башевского погрома, если так можно сказать. Так вот, по его словам, в ту ночь, когда первый раз скинули камни, стон и вой стояли по деревне. А наутро Баши уже были на месте.
Некоторое время спустя колхозники снова взялись за камни. В очередной раз их сбросили под бугор, к реке. Говорят, что в 90-е годы эти камни были еще видны. Но со временем берег осыпался, Баша и Башиху завалило землей, да и точного места, где они виднелись, никто толком указать не может.
Сегодня в Башево приезжают люди из разных регионов страны с надеждой отыскать пропавшие валуны. По словам Ивана Столярова, камни можно обнаружить с помощью приборов геофизической разведки. Но для этого надо знать хотя бы примерную локацию, ведь русло реки уже поменялось, а по берегам хозяйничают бобры и все вокруг завалено деревьями. Ну а сама разведка местности – очень дорогое удовольствие…
Уйти, чтобы вернуться?
Вообще, уход камней под землю в Тульской губернии очевиден. Причем это явление носит отнюдь не единичный характер. К примеру, неподалеку от Тулы ушел в землю Богучаровский конь-камень на берегу речки Нюховки, Грозовой камень – неподалеку от имения Льва Толстого в селе Малое Пирогово. Кстати, последний в семидесятые годы прошлого века достигал в высоту трех метров – был в рост всадника на большом коне, а сейчас торчит из земли максимум на 60‒70 сантиметров. По какой причине всего за каких-то 50 лет камень ушел на целый этаж, ученые пока объяснить не берутся… Между тем есть мнение, что камни прячутся, а потом могут вернуться…
Кстати, недалеко от другого толстовского имения, которое находится в Чернском районе, был целый каменный комплекс. Иван Столяров полагает, что когда-то и это имение было обустроено в одном из «мест силы» не просто так… В давние времена наши предки знали о природе и человеке гораздо больше, чем знаем мы…
На юг пойдешь – на север попадешь
– Коль мы заговорили о Козьевском конь-камне, стоит заметить, что само название могло родиться неслучайно: дело в том, что в данном случае огромный валун стоит на опорах из камней поменьше, – продолжает Иван Столяров. – Такие конструкции жители Кольского полуострова и других северных территорий России называют сейдами. Они считают их священными, а сами камни наделяют силой и душой. Некоторые ученые полагают, что сейды расположены в геологически активных точках земли. Ну а многочисленные паломники убеждены, что камни по-прежнему их видят и слышат ровно так, как столетия назад, и от них в разные стороны разбегаются тропы к границам миров…
Самый крупный Конь-камень, который находится в Тульской области, стоит на берегу Красивой Мечи. Это наш известный неизвестный. В 1892 году протоиереем Александром Успенским было составлено его первое самое общее описание, сделано несколько зарисовок видов Конь-камня, составлен план окружающей местности. Собранный материал священник направил видному археологу Николаю Троицкому, в архивных фондах которого он хранится и поныне. В 70-е годы XX века в ефремовской газете появилась заметка, как один местный тракторист пытался столкнуть Конь-камень в Красивую Мечу. К счастью, у него ничего не получилось, зато сам факт происшествия побудил чиновников к созданию особо охраняемой природной территории. Между тем на сайте комитета по туризму Тульской области мы видим запись, что в 1499 году от Конь-камня отправлялось в Кафу великокняжеское посольство во главе с Александром Голохвастовым. Почему от Конь-камня? Был ли он ориентиром? Или еще чем-то
большим, дающим некое благословение, куда люди ходили за помощью на протяжении веков?
Есть и еще один вопрос, который волнует всех путешественников. Откуда взялся этот объект? Конечно, первым делом приходит на ум тот самый пресловутый ледник, который пропахал пол-Европы. Между тем некоторые исследователи, изучающие сейды, шутят, что поставить огромный валун на такие же каменные опоры было бы возможно лишь в том случае, когда ледник обладал бы разумом. Более того, советский ученый-палеонтолог Иван Пидопличко вообще отрицал теорию оледенения средних широт материка в четвертичном периоде, подкрепив свою гипотезу богатой фактурой в своей работе, вышедшей еще в 1946 году. Но если дело не в леднике, то чем или кем принесены камни? И каким образом мистический сейд, очень привычный для Русского Севера, вдруг «оторвался» от своего ареала и вскочил на Среднерусскую возвышенность? Ответить на эти вопросы нелегко, потому что современные технологии рассчитаны на усовершенствование внешнего мира, в то время как знания строителей сейдов обращались к природе и душе.
Знать, чтобы ведать
– Археологические раскопки возле Конь-камня никогда не проводили, зато в районе села Козье в 1983 году локализовали древнее поселение эпохи раннего средневековья, – приоткрывает для нас историю Иван Столяров. – Кстати, в двух километрах от этого сейда находится деревня Ведьмино, а возле нее – большое скопление камней самой причудливой формы. В 1961 году деревню переименовали в Красногорское, силком избавив от «неблагозвучности». К слову сказать, некоторые исследователи полагают, что слово «ведьма» происходит от древнего «ведать», а потому весьма интересно, что легло в основу такого топонима. Смею думать, отнюдь не случайно деревня получила свое название. В стародавние времена ничего не было случайным…
Тут уместно отметить, что археологическое освоение бассейна реки Красивая Меча ведется с 1963 года. Однако раскопки, как правило, носили очаговый характер, поэтому целостную картину они составить не позволили. Позже, спустя 20 лет, член Географического общества СССР Александр Левин, археолог Юрий Разуваев, журналист Виктор Шавырин и члены Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры провели еще одну экспедицию. Тогда Левин выдвинул гипотезу, что Конь-камень мог быть палеоастрономической обсерваторией. Это мнение до наших дней никто не опроверг и не подтвердил, а значит, в данном направлении можно провести еще не одно исследование. Кстати, в начале двухтысячных годов в тех же местах работал исследователь Антон Платов, который написал про Конь-камень в книге «Мегалиты Русской равнины»: «…Можно сказать, что это ‒ один из самых впечатляющих мегалитических памятников центральной России. На высоком крутом берегу реки на трех каменных опорах установлен огромный камень ‒ более 20 тонн весом…» В XIX веке о нем писали краеведы и исследователи Иван Сахаров, Александр Афанасьев, Николай Троицкий и многие другие. Существует предание, что в водах Красивой Мечи некогда утонул прекрасный витязь. Конь же его, лишившись хозяина, тут же от горя окаменел. С незапамятных времен место это почиталось святилищем, и не далее чем 150 лет назад во времена «скотского мора» вокруг сейда совершали опахивание, чтобы «старуха – коровья смерть» не могла соскочить с него и наведаться в деревни… И вот тут возникают вопросы: почему этому камню поклонялись наши пращуры? Каким образом лапландская магия забрела в степную зону? Имела ли место миграция населения или это был «культурный обмен»? И если каждый сейд – это немой указатель, то куда указывает наш?
Эти вопросы в последнее время настолько взбудоражили неравнодушных людей, что Тульское областное отделение Русского географического общества не могло пройти мимо и пригласило многочисленных туристов «На юг, увидеть север», а наш знаменитый Конь-камень сейчас представляет губернию на премии в области развития внутреннего туризма и путешествий «Маршрут построен ‒ 2022».
Время собирать «табун»
– Изучая архивные материалы, научную литературу и иные источники, нам удалось собрать информацию как минимум о восьми конь-камнях, располагавшихся в пределах Тульской губернии. Они находились в Ефремовском, Чернском, Тульском, Алексинском уездах. Кстати, в последнем было село с говорящим названием ‒ Спас-Конино. Исследователи полагают, что этот топоним берет свое начало от местного камня-валуна, к которому со строительством Спаса-Преображенской церкви добавилась приставка Спас.
Вообще, феномен конь-камней носит общероссийский характер. Наверное, самый огромный каменный конь стоит на острове Коневец на Ладожском озере. На юге такие камни можно встретить в Липецкой и Орловской областях, на западе – в Калужской, на востоке – в Нижегородской. К слову сказать, историю одного из них описал в своем романе «В лесах» Павел Мельников-Печерский – кстати, тоже член Императорского Русского географического общества.
Ну а в нашем регионе о местонахождении таких объектов больше знают краеведы и путешественники, нежели научное сообщество. А потому мы расскажем еще о нескольких интересных объектах каменной культуры, к которым не зарастает народная тропа.
И кучкой, и россыпью
В Белеве в местном краеведческом музее сегодня хранится Сныховский камень. Говорят, что раньше он лежал у церкви села Сныхово и люди шли к нему, чтобы прислониться или посидеть. Как правило, этого хватало для снятия не только хвори, но даже лечения бесплодия. Камень этот необычный. На его поверхности зафиксированы петроглифы – хорошо различимые изображения, нанесенные на его поверхность. Центром всей композиции стала беременная бобриха.
В конце 30-х годов, когда коммунисты громили храмы, досталось и старому священному валуну – его выбросили в Оку. Спустя десятилетия местный краевед Евгений Барбашов установил точное место, где притопили сныховское чудо, вытащил его и пригласил специалистов для экспертизы. Как следует из предварительного заключения тульского археолога Юрия Екимова, камень этот точно непростой, ну а рисунки на нем, судя по всему, появились еще в эпоху неолита, порядка 4‒5 тысяч лет назад.
Еще один интересный петроглифический объект находится неподалеку от Куликова поля, вблизи хутора Сабурова. В общем-то, от него он и получил свое название ‒ Сабуровская плита. Впервые о ней упомянул Александр Левин в начале 80-х годов прошлого века. Собственно, с тех пор этим объектом всерьез никто не занимался, а он весьма любопытен! В центре плоской округлой каменной плиты мы видим четко очерченный внутренний круг. Если прикоснуться к его центру, то ладонь сама собой ложится в небольшие углубления, будто бы для этого и предназначенные. Некоторые исследователи полагают, что это восточный родовой знак ‒ тамга. Такие ставили на своих вещах разные народы юга России и Средней Азии. А вот специалист Института истории материальной культуры Академии наук Евгений Гиря, напротив, обращает наше внимание на то, что аналогичные или похожие выбитые круги, канавки и ямки широко встречаются по всей Евразии от эпохи неолита до средневековья. Поэтому утверждать что-то определенное пока преждевременно.
Конечно же, говоря о среднерусских петроглифах, нельзя обойти вниманием Камень-меч, который находится в Каменском районе в так называемом Святилище Рожаницы. Тело этого валуна рассекает абсолютно прямой желоб, а сбоку, по обе стороны от него, такая же ровная перекладина. Откуда он взялся, чем и зачем были сделаны эти углубления – а они явно рукотворные, – пока тоже непонятно.
Не менее интересны для изучения окрестности деревни Белоозеро под Епифанью. Здесь мы находим не один валун, а целый каменный комплекс, в котором более 30 камней. Его возраст как минимум порядка 4 тысяч лет. Он был открыт в 1994 году Тульской археологической экспедицией под руководством Владимира Гриценко. Сначала археологи предположили, что на этой территории находилось древнее поселение, но в 2008 году научный сотрудник Государственного исторического музея Евгений Гак допустил, что здесь могла быть ритуальная площадка, ближайшие аналоги которой встречаются на Среднем Урале. Доминантой белоозерского комплекса является стоячий камень ‒ менгир. Такие объекты больше присущи культурным ландшафтам степей Алтая и Зауралья, но никак не Центральной России!
Наконец, еще один каменный комплекс можно найти в селе Николо-Гастунь Белевского района: не что иное, как петроглифы мы видим на камнях вокруг здешней церкви. И есть предположение, что сам храм, заложенный по велению Ивана Грозного, был воздвигнут в центре древнего святилища.
Прикоснуться к Вселенной
– По сути, каждый сакральный камень – это национальное достояние, материковая основа нашей идентичности, безмерный непознанный мир. В то же время это колоссальный ресурс для развития внутреннего туризма, который есть в Тульской области и который требует внимания, заботы и охраны со стороны государства. Сегодня нам крайне важно определить правовой статус почитаемых камней и как памятников природы, и как памятников культуры, – уверен наш собеседник.
Кстати, «ничейность» и неизученность камней уже выходит им боком. Весь ужас в том, что есть люди, которые забирают их домой, делают из них альпийские горки! Наши краеведы знают об этом и давно бьют в тревогу – к примеру, Ирина Мацнева из Каменского района. Тем не менее раз от раза появляются сообщения, что над камнями пытались надругаться…
А все потому, что родная история для многих остается запечатанной тайной. И пока тульские мегалиты – это свернутый в точку мир. Но если его раскрыть, то мы обретем целую Вселенную! И тогда сможем восхититься многообразием и глубиной знаний наших далеких предков.
Текст: Людмила ИВАНОВА
Фото: Елена КУЗНЕЦОВА, Сергей и Ирина МИТРОШИНЫ
Ранее на тему
22 марта, 15:59
22 марта, 15:15
22 марта, 15:11