Культура

14:34, 29 марта 2022

Тайна за семью камнями: о чем молчат тульские мегалиты, но говорит РГО?

Даже если вы в курсе, что где-то на берегу Красивой Мечи есть Конь-камень, вполне возможно, что тут ваши познания о нем заканчиваются. Все дело в отсутствии достоверной информации об этом довольно интересном объекте. Его происхождение и история появления на Тульской земле по-прежнему остается под покровом тайны. Впрочем, как и его предназначение…

А между тем есть энтузиасты, которые, путешествуя по нашему региону, нашли еще массу необычных валунов, а то и целых каменных комплексов! Многие из них уже нанесены на карту, на некоторые даже можно полюбоваться, а вот потрогать получится не каждый: одни из них скрылись под землей, а другие – к примеру, тот самый Конь-камень, что стоит в Ефремовском районе – защитники природы просят не беспокоить, потому что поверхность этого валуна стала альма-матер для редкого вида накипного лишайника, который в нашей необъятной стране встречается только на Кавказе и Урале.

Выходит, тянутся к нашим камням и краснокнижные организмы, и люди, которые с давних пор прокладывали к ним тропинки и дороги! Впрочем, тайн и загадок от этого меньше не становится.


Как кум и кума Одоев ославили

– Каменную культуру Тульской области с давних пор определяют два ключевых маркера, известные далеко за пределами региона: тот самый ефремовский Конь-камень, который стоит неподалеку от села Козье, и одоевские Баш и Башиха, – рассказывает член Русского географического общества Иван Столяров. – Последние в свое время наделали много шума, прославив нашу губернию на всю Россию. Поэтому с них и начнем. В 1862 году в газете «Московские ведомости» вышла небольшая заметка краеведа Петра Мартынова под заголовком «Камнепоклонники». В ней говорилось о том, что в Тульской губернии все еще бытуют остатки язычества, а местные жители, выйдя из церкви, идут поклониться двум камням.

Версий о появлении этих камней есть несколько. Все начинаются одинаково: «Жили здесь мужчина и женщина», а вот дальше предания расходятся. То ли это были муж и жена, то ли кум и кума… Тульский краевед Иван Сахаров в книге «Сказания русского народа» пишет, что Баш и Башиха находятся в Одоевском уезде, в селе Башево, в 25 верстах от Одоева, близ дороги, среди поля: «Фигура камней почти квадратная, небольшого размера. <…> Поселяне не запахивают место кругом камней, опасаясь бед». Баши были татарами и переселились на Русь, жили и померли, а добрые люди схоронили их на этом месте. «Вскоре после того приплыли два камня из Оки в Упу, а из Упы пришли прямо на их могилы и остановились тут. То были тени Башей, не желавшие расстаться с ними и по смерти. Когда-то рассердился Баш на Башиху и ударил ее сапогом. На камне Башихи осталась ступня…».

– В Государственном архиве Тульской области хранится дело Тульской духовной консистории, повествующее об этих камнях, – рассказывает Иван Столяров. – И здесь стоит особо отметить, что в Российской империи за всякое проявление склонности к язычеству полагалось уголовное преследование. Профилактику и борьбу с такими правонарушениями должны были вести церковнослужители. А тут чуть ли не в центре страны появилось идолопоклонство! Разу­меется, сразу возникли вопросы к священникам. Причем возникли еще в 20-е годы ХIХ века, за 40 лет ничего не изменилось, и в итоге дело обрело широкую огласку, а местечковый скандал дошел до Москвы!

Началось серьезное разбирательство, священника и дьякона башевской церквушки вызвали в Тулу и устроили настоящий допрос: «Что это за камни? Откуда взялись? Ходят ли туда местные жители и если да, то когда?» Разбирательство длилось пять лет! В итоге местный священник
Иоанн Никольский предложил уничтожить Башей, превратив «в материал для каких-либо построек». Он написал в губернское правление, попросил выделить солдат, чтоб расстрелять камни из пушек. На поле вскоре приехали приставы, сделали подробное описание объектов, установили вес и размер, но в итоге никто из тульских чиновников не решился дать согласие на их ликвидацию! И судя по всему, неспроста. Как следует из тех же архивных документов, в былое время некий богатый помещик, не веря в чудодейственную силу Башей, решил надругаться над ними: приехал к камням, начал бить их плетью, костерить почем зря, а в итоге еще и помочился на них. Не успел он добраться до дома, как сделался вдруг слепым. И кого он только не просил о помощи, но все лекари были бессильны. Как-то раз один из крестьян посоветовал барину идти к камням и просить прощения. Тот был уже в том состоянии, когда душа велела действовать, он принес слезное покаяние и вскоре снова прозрел.

После революции в село Башево пришли не менее лихие парни, которые еще больше усомнились в надобности таких объектов поклонения, подцепили камни тракторами и сволокли с поля в овраг.

– В одной из экспедиций мы разговаривали с родственником, возможно, главного зачинщика башевского погрома, если так можно сказать. Так вот, по его словам, в ту ночь, когда первый раз скинули камни, стон и вой стояли по деревне. А наутро Баши уже были на месте.

Некоторое время спустя колхозники снова взялись за камни. В очередной раз их сбросили под бугор, к реке. Говорят, что в 90-е годы эти камни были еще видны. Но со временем берег осыпался, Баша и Башиху завалило землей, да и точного места, где они виднелись, никто толком указать не может.

Сегодня в Башево приезжают люди из разных регионов страны с надеждой отыскать пропавшие валуны. По словам Ивана Столярова, камни можно обнаружить с помощью приборов геофизической разведки. Но для этого надо знать хотя бы примерную локацию, ведь русло реки уже поменялось, а по берегам хозяйничают бобры и все вокруг завалено деревьями. Ну а сама разведка местности – очень дорогое удовольствие…


Уйти, чтобы вернуться?

Вообще, уход камней под землю в Тульской губернии очевиден. Причем это явление носит отнюдь не единичный характер. К примеру, неподалеку от Тулы ушел в землю Богучаровский конь-камень на берегу речки Нюховки, Грозовой камень – неподалеку от имения Льва Толстого в селе Малое Пирогово. Кстати, последний в семидесятые годы прошлого века достигал в высоту трех метров – был в рост всадника на большом коне, а сейчас торчит из земли максимум на 60‒70 сантиметров. По какой причине всего за каких-то 50 лет камень ушел на целый этаж, ученые пока объяснить не берутся… Между тем есть мнение, что камни прячутся, а потом могут вернуться…

Кстати, недалеко от другого толстовского имения, которое находится в Чернском районе, был целый каменный комплекс. Иван Столяров полагает, что когда-то и это имение было обустроено в одном из «мест силы» не просто так… В давние времена наши предки знали о природе и человеке гораздо больше, чем знаем мы…


На юг пойдешь – на север попадешь

– Коль мы заговорили о Козьевском конь-камне, стоит заметить, что само название могло родиться неслучайно: дело в том, что в данном случае огромный валун стоит на опорах из камней поменьше, – продолжает Иван Столяров. – Такие конструкции жители Кольского полуострова и других северных территорий России называют сейдами. Они считают их священными, а сами камни наделяют силой и душой. Некоторые ученые полагают, что сейды расположены в геологически активных точках земли. Ну а многочисленные паломники убеждены, что камни по-прежнему их видят и слышат ровно так, как столетия назад, и от них в разные стороны разбегаются тропы к границам миров…

Самый крупный Конь-камень, который находится в Тульской области, стоит на берегу Красивой Мечи. Это наш известный неизвестный. В 1892 году протоиереем Александром Успенским было составлено его первое самое общее описание, сделано несколько зарисовок видов Конь-камня, составлен план окружающей местности. Собранный материал священник направил видному археологу Николаю Троицкому, в архивных фондах которого он хранится и поныне. В 70-е годы XX века в ефремовской газете появилась заметка, как один местный тракторист пытался столкнуть Конь-камень в Красивую Мечу. К счастью, у него ничего не получилось, зато сам факт происшествия побудил чиновников к созданию особо охраняемой природной территории. Между тем на сайте комитета по туризму Тульской области мы видим запись, что в 1499 году от Конь-камня отправлялось в Кафу великокняжеское посольство во главе с Александром Голохвастовым. Почему от Конь-камня? Был ли он ориентиром? Или еще чем-то
большим, дающим некое благословение, куда люди ходили за помощью на протяжении веков?

Есть и еще один вопрос, который волнует всех путешественников. Откуда взялся этот объект? Конечно, первым делом приходит на ум тот самый пресловутый ледник, который пропахал пол-Европы. Между тем некоторые исследователи, изучающие сейды, шутят, что поставить огромный валун на такие же каменные опоры было бы возможно лишь в том случае, когда ледник обладал бы разумом. Более того, советский ученый-палеонтолог Иван Пидопличко вообще отрицал теорию оледенения средних широт материка в четвертичном периоде, подкрепив свою гипотезу богатой фактурой в своей работе, вышедшей еще в 1946 году. Но если дело не в леднике, то чем или кем принесены камни? И каким образом мистический сейд, очень привычный для Русского Севера, вдруг «оторвался» от своего ареала и вскочил на Среднерусскую возвышенность? Ответить на эти вопросы нелегко, потому что современные технологии рассчитаны на усовершенствование внешнего мира, в то время как знания строителей сейдов обращались к природе и душе.


Знать, чтобы ведать

– Археологические раскопки возле Конь-камня никогда не проводили, зато в районе села Козье в 1983 году локализовали древнее поселение эпохи раннего средневековья, – приоткрывает для нас историю Иван Столяров. – Кстати, в двух километрах от этого сейда находится деревня Ведьмино, а возле нее – большое скопление камней самой причудливой формы. В 1961 году деревню переименовали в Красногорское, силком избавив от «неблагозвучности». К слову сказать, некоторые исследователи полагают, что слово «ведьма» происходит от древнего «ведать», а потому весьма интересно, что легло в основу такого топонима. Смею думать, отнюдь не случайно деревня получила свое название. В стародавние времена ничего не было случайным…

Тут уместно отметить, что археологическое освоение бассейна реки Красивая Меча ведется с 1963 года. Однако раскопки, как правило, носили очаговый характер, поэтому целостную картину они составить не позволили. Позже, спустя 20 лет, член Географического общества СССР Александр Левин, археолог Юрий Разу­ваев, журналист Виктор Шавырин и члены Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры провели еще одну экспедицию. Тогда Левин выдвинул гипотезу, что Конь-камень мог быть палеоастрономической обсерваторией. Это мнение до наших дней никто не опроверг и не подтвердил, а значит, в данном направлении можно провести еще не одно исследование. Кстати, в начале двухтысячных годов в тех же местах работал исследователь Антон Платов, который написал про Конь-камень в книге «Мегалиты Русской равнины»: «…Можно сказать, что это ‒ один из самых впечатляющих мегалитических памятников центральной России. На высоком крутом берегу реки на трех каменных опорах установлен огромный камень ‒ более 20 тонн весом…» В XIX веке о нем писали краеведы и исследователи Иван Сахаров, Александр Афанасьев, Николай Троицкий и многие другие. Существует предание, что в водах Красивой Мечи некогда утонул прекрасный витязь. Конь же его, лишившись хозяина, тут же от горя окаменел. С незапамятных времен место это почиталось святилищем, и не далее чем 150 лет назад во времена «скотского мора» вокруг сейда совершали опахивание, чтобы «старуха – коровья смерть» не могла соскочить с него и наведаться в деревни… И вот тут возникают вопросы: почему этому камню поклонялись наши пращуры? Каким образом лапландская магия забрела в степную зону? Имела ли место миграция населения или это был «культурный обмен»? И если каждый сейд – это немой указатель, то куда указывает наш?

Эти вопросы в последнее время настолько взбудоражили неравнодушных людей, что Тульское областное отделение Русского географического общества не могло пройти мимо и пригласило многочисленных туристов «На юг, увидеть север», а наш знаменитый Конь-камень сейчас представляет губернию на премии в области развития внутреннего туризма и путешествий «Маршрут построен ‒ 2022».


Время собирать «табун»

– Изучая архивные материалы, научную литературу и иные источники, нам удалось собрать информацию как минимум о восьми конь-камнях, располагавшихся в пределах Тульской губернии. Они находились в Ефремовском, Чернском, Тульском, Алексинском уездах. Кстати, в последнем было село с говорящим названием ‒ Спас-Конино. Исследователи полагают, что этот топоним берет свое начало от местного камня-валуна, к которому со строительством Спаса-Преображенской церкви добавилась приставка Спас.

Вообще, феномен конь-камней носит общероссийский характер. Наверное, самый огромный каменный конь стоит на острове Коневец на Ладожском озере. На юге такие камни можно встретить в Липецкой и Орловской областях, на западе – в Калужской, на востоке – в Нижегородской. К слову сказать, историю одного из них описал в своем романе «В лесах» Павел Мельников-Печерский – кстати, тоже член Императорского Русского географического общества.

Ну а в нашем регионе о местонахождении таких объектов больше знают краеведы и путешественники, нежели научное сообщество. А потому мы расскажем еще о нескольких интересных объектах каменной культуры, к которым не зарастает народная тропа.


И кучкой, и россыпью

В Белеве в местном краеведческом музее сегодня хранится Сныховский камень. Говорят, что раньше он лежал у церкви села Сныхово и люди шли к нему, чтобы прислониться или посидеть. Как правило, этого хватало для снятия не только хвори, но даже лечения бесплодия. Камень этот необычный. На его поверхности зафиксированы петроглифы – хорошо различимые изображения, нанесенные на его поверхность. Центром всей композиции стала беременная бобриха.

В конце 30-х годов, когда коммунисты громили храмы, досталось и старому священному валуну – его выбросили в Оку. Спустя десятилетия местный краевед Евгений Барбашов установил точное место, где притопили сныховское чудо, вытащил его и пригласил специалистов для экспертизы. Как следует из предварительного заключения тульского археолога Юрия Екимова, камень этот точно непростой, ну а рисунки на нем, судя по всему, появились еще в эпоху неолита, порядка 4‒5 тысяч лет назад.

Еще один интересный петроглифический объект находится неподалеку от Куликова поля, вблизи хутора Сабурова. В общем-то, от него он и получил свое название ‒ Сабуровская плита. Впервые о ней упомянул Александр Левин в начале 80-х годов прошлого века. Собственно, с тех пор этим объектом всерьез никто не занимался, а он весьма любопытен! В центре плоской округлой каменной плиты мы видим четко очерченный внутренний круг. Если прикоснуться к его центру, то ладонь сама собой ложится в небольшие углубления, будто бы для этого и предназначенные. Некоторые исследователи полагают, что это восточный родовой знак ‒ тамга. Такие ставили на своих вещах разные народы юга России и Средней Азии. А вот специалист Института истории материальной культуры Академии наук Евгений Гиря, напротив, обращает наше внимание на то, что аналогичные или похожие выбитые круги, канавки и ямки широко встречаются по всей Евразии от эпохи неолита до средневековья. Поэтому утверждать что-то определенное пока преждевременно.

Конечно же, говоря о среднерусских петроглифах, нельзя обойти вниманием Камень-меч, который находится в Каменском районе в так называемом Святилище Рожаницы. Тело этого валуна рассекает абсолютно прямой желоб, а сбоку, по обе стороны от него, такая же ровная перекладина. Откуда он взялся, чем и зачем были сделаны эти углубления – а они явно рукотворные, – пока тоже непонятно.

Не менее интересны для изучения окрестности деревни Бело­озеро под Епифанью. Здесь мы находим не один валун, а целый каменный комплекс, в котором более 30 камней. Его возраст как минимум порядка 4 тысяч лет. Он был открыт в 1994 году Тульской археологической экспедицией под руководством Владимира Гриценко. Сначала археологи предположили, что на этой территории находилось древнее поселение, но в 2008 году научный сотрудник Государственного исторического музея Евгений Гак допустил, что здесь могла быть ритуальная площадка, ближайшие аналоги которой встречаются на Среднем Урале. Доминантой белоозерского комплекса является стоячий камень ‒ менгир. Такие объекты больше присущи культурным ландшафтам степей Алтая и Зауралья, но никак не Центральной России!

Наконец, еще один каменный комплекс можно найти в селе Николо-Гастунь Белевского района: не что иное, как петроглифы мы видим на камнях вокруг здешней церкви. И есть предположение, что сам храм, заложенный по велению Ивана Грозного, был воздвигнут в центре древнего святилища.


Прикоснуться к Вселенной

– По сути, каждый сакральный камень – это национальное достояние, материковая основа нашей идентичности, безмерный непознанный мир. В то же время это колоссальный ресурс для развития внутреннего туризма, который есть в Тульской области и который требует внимания, заботы и охраны со стороны государства. Сегодня нам крайне важно определить правовой статус почитаемых камней и как памятников природы, и как памятников культуры, – уверен наш собеседник.

Кстати, «ничейность» и неизу­ченность камней уже выходит им боком. Весь ужас в том, что есть люди, которые забирают их домой, делают из них альпийские горки! Наши краеведы знают об этом и давно бьют в тревогу – к примеру, Ирина Мацнева из Каменского района. Тем не менее раз от раза появляются сообщения, что над камнями пытались надругаться…

А все потому, что родная история для многих остается запечатанной тайной. И пока тульские мегалиты – это свернутый в точку мир. Но если его раскрыть, то мы обретем целую Вселенную! И тогда сможем восхититься многообразием и глубиной знаний наших далеких предков.


Текст: Людмила ИВАНОВА

Фото: Елена КУЗНЕЦОВА, Сергей и Ирина МИТРОШИНЫ



0 комментариев
, чтобы оставить комментарий