Культура

17:11, 16 августа 2022

Тайный сюжет на холсте. Уникальный эксперимент Тульского музея изобразительных искусств

Тайный сюжет на холсте. Уникальный эксперимент Тульского музея изобразительных искусств

«Да почему же сразу женщина легкого поведения? Она просто готова к свиданию!» – ворвался в горячее обсуждение картин оптимист… учитель-оптимист.

Этим летом Тульский музей изобразительных искусств решился на уникальный эксперимент: пригласить людей разных профессий в галерею, чтобы определить, зависит ли мировоззрение человека от специальности. Ранее героями репортажа стали психологи, использующие метод психоанализа и «оживления» картин. Теперь же галерея открывается для нового интересного гостя. Это Вероника Абрамова, доцент кафедры русского языка и литературы в педагогическом университете.

– Всю свою жизнь я занимаюсь литературой, фольклором, – говорит она.

Для первого рассмотрения педагогу предложили выбрать свою любимую картину из музея. Без раздумий Вероника Игоревна подбежала к полотну Крымова «Пейзаж с женской фигурой в красном».

 

Все же не путана?

На поляне, окруженной гигантскими деревьями, стоит маленькая лавочка. Женщина в ярко-красном платье сидит на ее краю и смотрит на свет уходящего солнца. Лучи касаются деревянного забора в углу картины.

– Ассоциации, связанные с этой работой, у меня исключительно литературные. Я ее люблю очень-очень давно, еще даже когда не была доцентом, да и когда не была студенткой, все равно люблю. Что я здесь вижу? Девятнадцатый век. Старинная дворянская усадьба. Тургеневская девушка. Она ждет кого-то, видите, как она повернула голову. Девушка ловит каждый звук, каждый шорох, к ней должен кто-то прийти. А кого ждет тургеневская девушка? Конечно, своего возлюбленного. И вот он должен явиться, пройти к ней практически по солнечному лучу, – трактует художественный посыл Абрамова.

Не все присутствующие сразу поняли, как полотно может быть связано с Тургеневым.

– У меня ассоциация почему-то с дворянской усадьбой, а Тургенев – это ее певец, «Дворянское гнездо» – один из самых известных его романов. И даже в литературоведении есть такой термин, как усадебный текст, и связан он с творчеством Тургенева.

Также из анализа Абрамовой нам стало известно, что дама в ожидании спутника. Но тяготящий вопрос в том, придет ли он к ней.

– Я думаю, что да, придет, потому что ее так освещает солнечный свет, будто вселяет оптимизм, – говорит она.

Интересно то, что ранее приходившие психологи смотрели на женщину в красном с грустью и пророчили ей одиночество. Существовало даже предположение, что героиня – женщина легкого поведения.

 

Если она повернется, мы не испугаемся

Константин Коровин «У окна»

_L9A4261.JPG


Следующую картину авторства Коровина Веронике Абрамовой предложили уже мы. Темный вечер, у окна стоит ярко одетая счастливая женщина и, судя по мимике, что-то увлеченно рассказывает своей знакомой. Собеседница одета более скромно и повернута к нам спиной. Называется холст «У окна».

– Коровин – импрессионист. А в литературе человек такого жанра – Афанасий Фет. И хотелось бы здесь вспомнить его «Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало». Единственное, что не совпадает, у Фета все-таки лирический герой мужчина, а здесь мы видим двух женщин. Сюжет разыгрывается иной. Могу снова достроить его. Женщина стоит к нам лицом, из-за крупных мазков мы не можем ничего различить. Но мазки эти яркие, она молода, полна жизненных сил. Вторая сидит, одежда ее более темная, мы не видим ее лица, но можем предположить, что дама зрелая или даже пожилая. Возможно, это диалог поколений: молодость и жизнерадостность и уже зрелость или даже старость. Вся картина светлая. Думаю, причина в улыбке женщины в красном.

Педагог поинтересовалась мнением психологов и по совместительству ее университетских коллег. Снова все противоположно. Предыдущие гости нашли картину противоречивой, они посчитали, что сидящая женщина завидует красоте собеседницы, ее открытости и яркости. Но Веронику Игоревну это ничуть не смутило:

– Если бы она была грустна, ее визави так радостно не улыбалась бы.

 

Жутко, но мы справимся

По долгу службы педагоги-психологи искали на картинах девиантов, а потому постоянно рассматривали людей. Задача филолога – идти за душой автора, где бы она ни находилась. Поэтому Абрамова не ограничилась портретами.

Пейзаж Клевера «Осеннее утро» отличается обреченно-мрачными тонами: серым небом, полуразрушенным домом, тусклой лошадью, бредущей в горизонт.

Юрий Клевер «Осеннее утро»

_MG_5024.JPG

– Как у преподавателя литературы XIX века, ассоциация у меня такая: бричка Чичикова, «Мертвые души». Вот эта малороссийская хатка напоминает Гоголя, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Одна ассоциация цепляется за другую, и все складывается. Наверное, художник хотел нам показать что-то грустно-пессимистическое, русскую «хтонь». Колорит картины: небо серое, осень поздняя, разбитая, размытая дорога, покренившаяся хатка. Но опять же по картине можно определить, человек оптимист или пессимист, полон у него наполовину стакан или пуст. И вот вроде пуст, но посмотрите на небо! Туда, куда конь держит путь, небо светлое.

Это не первая картина, где взгляд литератора склоняется к хорошему вопреки печальной атмосфере. Станислав Жуковский, «Брошенная терраса». Теплые цвета пейзажа, белые стол, стулья, ограждения, но оставленные увядающие цветы.

Станислав Жуковский «Брошенная терраса»

_MG_4953.JPG

– Наверное, по задумке художника, картина должна вызывать какие-то печальные эмоции. Название уже такое грустное. Поникшие поблекшие цветы, осень. Казалось бы, все вот это должно вызывать уныние. Но у меня, наоборот, от этой картины ощущение воздуха, света и легкости. Эта брошенная терраса засыпана золотыми осенними листьями, она освещена солнышком. Понятно, что это своеобразная прощальная улыбка осени. Но она дарит душе какой-то очень сильный эмоциональный заряд. Наверное, я еще и философски отношусь к смене времен года. Жизненный круг обновляется. Для литератора, конечно, важна и сама осень. Я вспоминаю Тютчева, хотя осень обычно ассоциируется у нас с Пушкиным. Но я вспоминаю: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора».

Литераторы, как правило, всегда достраивают у себя в голове сюжет. Для них все, что за кадром картины, – своеобразное умолчание творца. И описание этого полотна не стало исключением.

– Здесь можно посмотреть на картину, на то, сколько стульев на террасе. Может быть, в этом и есть задумка. Один стул дальше, не развернут, а два ближе. Как минимум, сидело двое, а другой стул и оказался ненужным. Я, как романтичная девушка, себе достраиваю, что тут были молодой человек и дама – неслучайно и цветы. Может, это было прощальное печальное свидание, ведь увядшие цветы – сами по себе символ. Это не любовная трагедия, скорее печальная история, но все равно не хочется говорить о грустном.

Вторая по счету профессия – и совершенно другое мнение об искусстве. Интересно, что расскажет следующий гость…

_MG_5075.JPG

Екатерина БАКШАЕВА
Сергей КИРЕЕВ

16+

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий