Культура

18:27, 05 ноября 2013

Тепло на холсте

Тепло на холсте
Молодая женщина держит на руках ребенка. Прикрыв глаза и полностью отрешившись от окружающего мира, она заключила его в крепкие объятия, будто пытаясь защитить. А русоволосый крепыш, напротив, пристально смотрит на зрителей небесно-голубыми глазами, словно ему известна некая тайна, но открыть ее пока не пришло время. Картина под названием «Материнство» кисти заслуженного художника России, действительного члена академии художеств Елизаветы Гавриловой неуловимо напоминает канонические изображения Божией Матери с младенцем Иисусом. Сходство с иконой ей придает именование – подпись, обычно размещающаяся в верхней части образа и сообщающая зрителю, кто перед ним предстал. Эта работа – одна из центральных в экспозиции, открывшейся в Выставочном зале на Красноармейском проспекте. – Вряд ли смогу сказать, что меня сподвигло заняться живописью, – рассказала приехавшая на открытие Елизавета Николаевна. – Такое ощущение, что чуть ли не всю жизнь провела с кистью в руках. К тому же росла я в православной семье: духовное воспитание не могло не оказать влияния на творчество. Гаврилова любит рассказывать историю создания огромного полотна, на котором изображена семья Николая II. Поначалу картина производит впечатление скорее отталкивающее. Последние Романовы – бледные и изможденные – облачены в белые одежды. Фигуры мало похожи на людей – скорее призраки, духи, с болью и укором взирающие на зрителей. Цесаревич сжимает в руках образ Богородицы, а одна из его сестер держит церковную свечу. Поминальные огоньки светятся и у ног погибших. – Работала я над этой картиной в середине девяностых годов, – призналась Елизавета Гаврилова. – Но история царской России и в особенности семьи Николая II интересовала меня всегда. А тут я настолько остро почувствовала всю боль и горе, которое испытали казненные, что захотелось им, как великим мученикам, написать над головами нимбы. Сдерживаться не стала, хотя для многих такое решение было удивительным и непонятным. Вопросы отпали чуть позже – уже в «нулевых», когда царская семья была канонизирована. – В работах мастера чувствуется глубокое почтение к семейным ценностям и любовь к России, духовность, доброта и сердечность, которыми автор делится с нами – зрителями, – приветствовала от имени губернатора Владимира Груздева присутствовавших заместитель председателя правительства Марина Левина. – Хотелось бы поблагодарить Елизавету Николаевну за возможность поближе познакомиться с ее творчеством. Сама Гаврилова призналась, что с первого взгляда влюбилась в Тулу и туляков. И не стала бы исключать, что когда-нибудь на ее полотнах появится и город оружейников. 
Алена КРЮЧКОВА 
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА 
Фоторепортаж здесь

На эту же тему