Культура

09:00, 10 октября 2014

Тернистый путь

 Марина ПАНФИЛОВА
 Юрий НЕЧАЕВ

Девочка на пуантах не только профессионально, но эмоционально исполняла танец под вальс Евгения Доги. Каждый жест, поворот головы идеально вписывались в музыкальную канву, но балетмейстер все время корректировала: «Лицом, лицом работай! Улыбка где?..»

Душа в пятках?

Кристина Самойлова – воспитанница тульского хореографа Элеоноры Пожидаевой, руководителя ансамбля «Счастье детям», год назад поступила в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. Не случайно показательный танец, который она исполнила перед бывшими соучениками в Туле, назывался «Тернистый путь»: для девочки из Ефремова дорога в Санкт-Петербург была нелегкой. Сначала два года ездила с мамой на репетиции в областной центр, в ансамбль «Счастье детям», а прошлым летом, по совету Пожидаевой, предстала перед приемной комиссией в известном хореографическом заведении в Северной столице, среди сотен девчонок со всей России, волновалась, робела, но... сразу была принята.
– Это все благодаря работе Элеоноры Александровны, она умеет найти подход к каждому ребенку, раскрепостить его, помочь поверить в свои силы, – поделилась мама Кристины Галина Самойлова. – В академии педагоги отмечают, что моя дочь не просто обладает хорошей техникой, но весьма артистична, в балете это сегодня редкость.
А Кристина добавила, что главное в танце – это образ, а еще – ничего не бояться и много работать – сказывается школа Пожидаевой, которую часто называют тульской легендой: это ее установки. Многие известные балетмейстеры в нашей стране и за рубежом, где гастролировал этот детский коллектив, отмечают уникальную методику работы руководителя, основанную на учебных программах ведущих хореографических училищ России.
Балетная студия Элеоноры Пожидаевой появилась в Туле в 1979 году.
В ее состав входят образцовый хореографический ансамбль «Счастье детям» и созданная на его основе в 1989-м студия «Сюжет». Сколько ребят за эти годы здесь обучались, художественный руководитель точно сказать не может. Сотни. Но она с уверенностью утверждает: даже если танец не стал профессией, он так или иначе повлиял на их жизнь – человек, умеющий владеть своим телом, всегда и везде чувствует себя увереннее.
– Работать с детьми интересно, заманчиво, – говорит Элеонора Александровна. – Найти в человеке то, что необходимо развить, – это самое главное в педагогическом деле. Увидеть талант, который сидит далеко-далеко, в пятках…

Преемственность поколений
В этот день перед ребятами из ансамбля «Счастье детям» выступала не только Кристина, но и другие ученики Пожидаевой, которые смогли достичь изрядных успехов. К примеру, девятнадцатилетний Владислав Шевченко принят в труппу Большого театра после окончания Московского хореографического училища.
– В четыре года я увидел в ДК железнодорожников балетный спектакль, поставленный Пожидаевой, – рассказал он. – И тоже захотелось танцевать, мама привела меня в «Счастье детям». Мне здесь все нравилось, появились успехи, но когда пошел в школу и получил прозвище Танцор, неоднократно порывался уйти, записывался в спортивные секции: в бассейн, на карате, где тоже были неплохие результаты. Родители к этим поискам относились с пониманием, предоставляя мне свободу выбора. А Элеонора Александровна отмечала, что у меня хорошие данные, и советовала непременно поступать в хореографическое. И когда наша семья переехала в Москву, решился: подал документы в училище имени Лавровского, а потом перешел в Московскую государственную академию хореографии к педагогу Юрию Михайловичу Рыжакову. Но мой главный учитель и наставник на все времена – Элеонора Александровна, именно она помогла мне сделать главный выбор в жизни, определивший судьбу…
А еще одна бывшая участница «Счастья детям», Маша Жилнина, сейчас учится в Москве в том же учебном заведении, где начинал Владислав: преемственность поколений налицо.
Пожидаеву недаром знают по всей России и за границей: учитель в учениках прославляется. У Элеоноры Александровны есть множество альбомов, где на снимках запечатлены ее питомцы, делающие первые шаги в танце, выступающие на престижных фестивалях, получающие награды (что случается постоянно). А еще они регулярно пополняют ряды столичных студентов хореографических училищ и академий.

Такая вот география
Тульский ансамбль известен в России. Как говорят сами артисты, они прокатились по всей стране – от Салехарда до Сочи, от Санкт-Петербурга до Новосибирска. А списку стран, в которых гастролировали юные самодеятельные танцоры, позавидуют профессионалы: Германия, Греция, Италия, Испания, Португалия, Норвегия, Дания, Швеция, Болгария, Франция, Тунис…
Есть и еще один своеобразный географический атлас у Элеоноры Пожидаевой, где отмечены страны и города России, в которых сейчас работают ее бывшие ученики. Этот альбом она листает с особенной гордостью, попутно рассказывая, показывая на снимки, как Вера Цыганова в 2000-м на Всероссийском конкурсе «Восходящая звезда» получила высшую награду – золотую медаль. А после окончания училища в Питере стала ведущей балериной Национального балета Голландии.
А  Алексей Родин – артист Королевского балета Великобритании: «Невероятно одаренный человек, буквально «родился в пуантах».
Валерия Анциферова после окончания Воронежского хореографического училища была замечена самим Владимиром Васильевым в 2006-м. Дебютировала у маэстро в «Золушке», потом отправилась в полуторамесячные гастроли по США и далее – в Канаду…
Катя Тиканова в 1994 году после участия в передаче «Утренняя звезда», которую вел Юрий Николаев, была зачислена в Московское хоре­ографическое училище при Большом театре, сейчас она работает в Имперском балете города Москвы.
И еще можно назвать фамилии десятков ребят, отучившихся в Орловском и Московском институтах культуры, жизнь которых теперь связана с танцем, с искусством.
Участники балетной студии и оба ансамбля Пожидаевой неоднократно становились дипломантами, лауреатами и обладателями Гран-при различных конкурсов хореографического искусства.
Может быть, Элеонора Александровна знает некий секрет, волшебные слова, превращающие всех «гадких утят» в лебедей? За более чем сорокалетний стаж творческой жизни ею было совершено множество таких превращений, похожих на сказочные: в ансамбли принимаются все желающие без исключения, даже те, у кого «спина колесом и обе ноги левые», как говорят в балете. Но и они, приходя регулярно в танцкласс, приобретают постепенно гордую осанку и походку, по которой танцора «вычислишь» в любой толпе.
А фея Пожидаева, слыша подобные вопросы, улыбается:
– Труд. Любовь. Красота. Это и есть три кита, на которых все строится. Главное, чтобы сам ребенок стремился к покорению вершины… А помогать ему поверить в себя, видеть, как, пусть малыми шагами, он достигает цели – так захватывает! В этом и заключается счастье…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему