Культура

16:43, 07 сентября 2016

Тихо! Идет репетиция!..

 Марина ПАНФИЛОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Рождение спектакля – это всегда сложно, длительно и… таинственно. В процессе коллективного творчества выстраиваются взаимоотношения героев, вырастает на сцене целый мир, в котором они существуют и в который потом попадет зритель.

9 сентября в Тульском академическом театре драмы открывается новый, 240-й сезон, и к этому событию режиссер Евгений Маленчев готовит спектакль по известной пьесе Алексея Островского «Доходное место».
Когда сцена не подсвечена софитами, она кажется непривычно тусклой и обыденной, неяркой. Сдвинутые кулисы черного бархата теряют чинность и строгость, видны серые бетонные стены – изнанка мантии Мельпомены.
Декорации еще не выставлены, на подмостках – какие-то случайные столы и стулья, вешалка с костюмами – еще «неодушевленными», безвольно висящими.
На сцене четыре актрисы: Ольга Красикова, которая на глазах, как по волшебству, перевоплощается во властную и хитрую маменьку Фелисату Кукушкину. И исполнительницы ролей Юленьки и Полины – Марина Анисимова и Полина Шатохина, а также Наталья Красильникова, она играет служанку.
Евгений Маленчев то наблюдает за их работой из зала, то выбегает на сцену, потом уходит на просцениум, чтобы оттуда, с нового ракурса, поглядеть, как смотрится тот или иной эпизод. Выверяются интонации, жесты, расположение каждого персонажа.
– Пора знать, сударыня: доходов у меня нет, одна пенсия!.. – менторским тоном и с досадой в голосе произносит Красикова – Кукушкина, обращаясь к Юленьке – Анисимовой, с каждым разом все больше углубляясь в роль.
Когда найден нужный вариант диалога, режиссер его одобряет, и работа продолжается.
Теперь Ольге Анатольевне предстоит отчитывать другую сценическую «дочь», и Шатохина словно гнется под потоком гневных речей строгой родительницы, страстно желающей одного – выгодно сбыть дочерей с рук. Кажется, злые слова вонзаются в Полину и больно жалят, так что после режиссерского «Стоп!» «маменька» шутливо-ласково гладит младшую коллегу по плечу…
Здесь важно все, и от самой малости может зависеть понимание зрителем сущности происходящего, потому и выверяются мельчайшие детали.
В перерыве, отвечая на вопрос, почему именно «Доходное место» он выбрал для постановки, Евгений Маленчев ответил:
– Я не могу хладнокровно относиться к пьесам, написанным Островским, они воспринимаются мной так, словно были созданы вчера: настолько там все понятно и современно. Сложно отказаться от соблазна сделать эту историю: она полна признаков, характерных для сегодняшнего дня, их можно долго перечислять… Это же относится и к сущности персонажей, проблемам, с которыми они сталкиваются, модели их взаимоотношений. Общеизвестные фразы, но классика действительно очень современна, и в этом ее главное обаяние. И наша задача – чтобы эта современность не осталась на словах и у зрителя действительно появилось ощущение, что все происходит сейчас и применимо к нашим дням, в этом и состоит задача всей нашей команды.
– Заметно, что вы не настаиваете на серьезном восприятии происходящего.
– Да, все – в ироничной тональности, и это не мы изобрели. Во-первых, автором определен жанр – комедия, а во-вторых, там есть несколько типичных историй, о которых рассказывать взрослым людям всерьез, словно открывая для них нечто новое, наивно. И смысл пьесы в том, что история повторяется и все наступают на те же грабли, что выглядит именно иронично.
Мы не хотим делать штампы, устраивать на сцене «зеркало жизни», пусть будет «увеличительное стекло», через которое лучше видны какие-то типовые ошибки, заблуждения, и они на сцене будут выведены на более выразительный уровень, станут более заметны. Но – не карикатурны, хотя есть риск свалиться именно в это. Чтобы такого не произошло, необходимо грамотно расставить акценты, преувеличить то, что важно для лучшего понимания спектакля.
Разбор ролей был долгим не только потому, что пьеса сложная. Ее сегодня часто ставят, и каждый из нас видел по три-четыре варианта: тяжело продраться через налипшие стереотипы к главной мысли, заложенной автором. А еще – что сложнее – к тому, что мы хотим сказать зрителям. Поэтому долго разбирали текст, выясняли широкие обстоятельства и те, что поуже…
– 9 сентября – день рождения Льва Толстого, и вы в этот день покажете спектакль по пьесе Алексея Островского!
– А еще 9-го – день рождения моей мамы, и это мой подарок: она уже получила приглашение на премьеру!..
Декорации к спектаклю создал художник Александр Дубровин, костюмы – Елена Погожева. И тут публику ждет сюрприз: необычное решение, при котором от традиционных кринолинов XIX века отказались, взяв за основу творчество гениального кутюрье Йоджи Ямамото, – интрига!..
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий