Культура

12:12, 18 октября 2022

«Трехлинейный роман» Сергея Мосина - на сцене ТАТД

«Трехлинейный роман» Сергея Мосина - на сцене ТАТД

Ирина МЕЛЬХАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Трем линиям равен калибр ствола винтовки, прославившей Сергея Мосина. Три другие соединили «вершины» любовного треугольника с его участием. На пересечении линий сердца, ума и судьбы создавалось знаменитое русское оружие, от успеха которого зависело семейное счастье конструктора. Эти и множество других линий собрал в узелок спектакль «Мосин: трехлинейный роман», премьера которого прошла в Тульском академическом театре драмы. 

IMG_4804.JPG 

Сюжетная

Невиданный скандал! Какой-то капитан, мастеровой-оружейник прилюдно вызвал на дуэль местного землевладельца Арсеньева, вхожего, между прочим, в высшие круги и имеющего завидные знакомства. Мало того, что на дворе — конец XIX века, и дуэль в просвещенном Петербурге, да что там, даже в губернской Туле считается романтическим атавизмом. Так еще и сам повод неслыханный: предмет раздора — законная жена и мать двоих сыновей Арсеньева, Варвара Николаевна…

Все это не литературный вымысел. Не будучи документальным изложением биографии тульского оружейника, спектакль все же опирается на реальные события из жизни Сергея Мосина и его окружения.

В центре повествования — две тесно переплетенные сюжетные линии: создание знаменитой трехлинейной винтовки и личная история ее конструктора, в свое время наделавшая в Туле немало шума.

Любовная коллизия, поставившая под удар и карьеру начальника инструментальной мастерской Императорского Тульского оружейного завода капитана Мосина, и репутацию красавицы Варвары Арсеньевой, в результате разрешилась для обоих счастливо. Но, чтобы стать мужем любимой женщины, Сергею Мосину пришлось совершить невозможное — создать лучшую в мире малокалиберную магазинную винтовку…

«Мосин: трехлинейный роман» — третья постановка театрального проекта «Жизнь замечательных туляков», открытого Тульским академическим театром драмы в феврале 2022 года спектаклем «Легасов: надо жить». Впоследствии в проект была включена еще одна премьера года — драма «Толстого нет» в постановке Дмитрия Краснова по сценарию петербургского драматурга Ольги Погодиной-Кузьминой.

Спектакли же о Мосине и Легасове роднит не только стилистика названий, но и авторский тандем сценариста Рагима Мусаева и режиссера-постановщика Анны Терешиной, с которыми «ТИ» побеседовали накануне премьеры.

IMG_4876.JPG

Извилистая

 — О Мосине — конструкторе легендарной трехлинейки известно куда больше, чем о Мосине — человеке, — рассказывает Рагим Мусаев. — Также и с остальными участниками истории. О личности будущей жены Сергея Ивановича — Варвары Николаевны, и ее первого мужа, помещика Николая Арсеньева, достоверных сведений ничтожно мало.

Пришлось достраивать недостающие звенья, которые ложились бы в общую канву с известными фактами. Конечно, что-то мы добавили, чтобы действо стало красивее, динамичнее с точки зрения театра. Зрителю ведь нужно с интересом следить за происходящим на сцене. Но некоторые документы, на которые можно опереться, я все-таки нашел, и с каждым новым свидетельством все яснее вырисовывались портреты людей, которые участвуют в нашей истории.

Например, Николай Владимирович Арсеньев. В тех малочисленных источниках советских времен, где он упоминается в связи с «трехлинейным романом» его супруги и Сергея Мосина, Арсеньев предстает старым мужем. Но, обратившись к генеалогическим росписям дворянских родов, я с удивлением обнаружил, что между соперниками всего пара лет разницы! То ли не было раньше этой информации, то ли таким образом биографы хотели как-то обелить Мосина, только теперь стереотипная история про старого мужа разваливалась на глазах…

Зато я нашел письмо старшего сына Варвары Николаевны и Николая Владимировича. Написано оно было, когда ни Мосина, ни Арсеньева уже не было в живых. Одно из генеалогических обществ, собирая информацию о дворянских родах России, обратилось с запросом к потомкам Николая Арсеньева, и ответ его сына ярко очертил образ отца.

На вопрос о сохранности фамильных портретов или каких-либо вещей, принадлежавших Николаю Арсеньеву, его сын пишет, что после повторного замужества матери и переезда семьи в Петербург, отца дети больше не видели. Общаться с сыновьями Арсеньев прекратил, имущество распродал и прокутил, спился и умер в каморке у бывшего собственного кучера.

Портрет гуляки, человека разнузданного и непорядочного рисуют и другие источники. Большую часть времени он проводил в столице, прожигал жизнь. Когда Мосин вызвал его на дуэль — публично, в Дворянском собрании, помещик избрал не самый красивый способ защитить свою честь: тайком подал жалобу начальству оружейника. И тот факт, что Арсеньев «продавал» свою жену, назначив отступные за развод, тоже правда… Когда собираешь это все вместе, вырисовывается определенный типаж.

IMG_4796.JPG

Параллельные

 — Так, по крупицам, опираясь на известные факты, истолковывая поступки, мы составляли «мозаичные портреты» наших героев, — продолжает автор сценария. — Леон Наган, к примеру. Что он был за человек? Я вникал в историю фирмы Наган, сопоставлял факты и пришел к тому, что у меня в истории столкнутся антиподы: Мосин — оружейник до мозга костей, и Наган — человек коммерции. Он не плохой и не хороший, он просто делец. Его с братом фирма много на чем специализировалась в разное время. Когда пошел бум на оружие, занялись оружием, а до и после продвигали другую продукцию. Для Нагана не принципиально, что он создает, что продает, потому они с Мосиным и не понимают друг друга. Бельгиец недоумевает, почему русский не идет на сотрудничество, ведь ему предлагают хорошую сделку? А Мосину невдомек, причем тут коммерция, когда речь идет о его сокровенном труде?

IMG_4823.JPG

О самом Мосине как о личности тоже ничтожно мало информации. Известно, что он был необщителен, что был прямым и честным, настоящим правдорубом. Неправдоподобно правильный человек. Специалист-инженер, полностью поглощенный работой, замкнутый, даже несколько нелюдимый…

Я долго думал, откуда он такой взялся? И как с ним вообще могло случиться такое, чтобы вдруг объясниться в любви чужой жене и вызвать на поединок ее мужа? Довольно экстравагантная история, если не сказать жестче.

И однажды, как мне показалось, я нашел для себя решение.

Сергей Мосин с детского возраста был лишен семьи, рос, по сути, детдомовцем. В три года потерял мать, несколько лет мальчика воспитывала помещица, у которой его отец служил управляющим, а потом Сережу отправляют учиться. Тамбовский кадетский корпус, Воронежский кадетский корпус, Михайловское артиллерийское училище — все это полувоенные и военные закрытые учреждения для мальчиков. Фактически он рос в казармах, где с малолетства привыкают молча стоять за себя, где просыпается обостренное чувство справедливости. И, конечно, с детства ему недоставало семьи, «гнезда»… А во что это вылилось — смотрите в постановке.

IMG_4862.JPG

Плавная

 — Конечно, этот спектакль в чем-то — идеализация, но, уверен, мы не сильно грешим против правды, — резюмирует Рагим Мусаев. — Все исторические точности, которые могли, мы сохранили. А в остальном старались соблюсти логику повествования и законы театра.

Например, в одной из сцен Леон Наган предлагает Мосину баснословно выгодные западные контракты, от которых тот отказывается. Контракты действительно существовали, Сергей Иванович действительно от них отказался, только предложение делал не Наган. Но, чтобы не вводить в довольно компактную пьесу нового актера, нам было удобнее «доверить это дело» Нагану — главному сопернику Мосина в конкурсе на лучший образец винтовки для вооружения русской армии.

Или такой момент: для того, чтобы поддержать романтическую линию истории, нужен был эпизод, где Варенька как-то повлияла бы на процесс создания Мосиным трехлинейки. Так появилась случайно оброненная героиней фраза про три линии в контексте любовного треугольника, которую в версии спектакля Сергей Иванович берет за отправную точку при создании винтовки нового образца. Разумеется, в жизни все было не так, но в рамках красивой истории любви это правильно. Законы жанра. Мы должны, прежде всего, пробудить в зрителях интерес к этим событиям, чтобы они захотели узнать больше. И, если однажды кто-то найдет информацию, указывающую, что где-то мы были неточны — прекрасно! Значит человек заинтересовался, углубился в тему. Значит мы старались не зря.

IMG_4867.JPG

Жизни

 — Человек неотделим от своих поступков, как и свершения неотделимы от личности человека, — объясняет Анна Терешина. — И мы говорим со зрителем не только о создании трехлинейки, но и о жизни Сергея Мосина и событиях, сопутствовавших появлению его знаменитой винтовки. Окунаемся в жизнь героя, иначе не получится. Театральный спектакль — не историческая справка, и нам важно, чтобы история получилась объемной, а ее герой — живым и настоящим, со своими эмоциями, а не только заслугами перед Отечеством. 

Да и портрет Мосина без этой истории любви, мне кажется, неполон. Пусть не было Варенькиных слов про три линии, но в жизни Сергея Ивановича все на самом деле сложилось так, что получить эту женщину в законные супруги он мог только при условии создания той самой винтовки. Это не мы придумали, это так и было.  

Получилась очень человеческая история: простая, внятная, без ненужных форм и излишних украшений. Название получилось броским, но мы не ставили цель заигрывать со зрителем. Это не водевиль, это очень тонкая нежная история, несмотря на присутствие в ней оружия. История человека, его поступков, его правды, его любви.

Соприкосновения

С подбором актера на роль Валерия Легасова в первой пьесе цикла вопроса не стояло — портретное сходство Вячеслава Федотова с героем истории «назначило» его на роль досрочно. Иное дело — Сергей Мосин.

 — Тут внешнее сходство артиста и персонажа оказалось для нас скорее сюрпризом, — рассказывает режиссер-постановщик спектакля. — Мы к этому специально не стремились. Вся труппа — свидетели: на начальном этапе я сказала, что больше мы этим путем не пойдем, да и не получится так подгадать. Юрий Богородицкий — прекрасный артист, но ни визуально, ни темпераментом на Мосина не похож. Однако — борода, грим, превосходный отыгрыш сдержанного основательного мастерового… И на сдаче спектакля я поймала себя на мысли: «Кажется, Мосин передо мной».

А заслуженный артист России Андрей Сидоренко оказался точной копией Бестужева-Рюмина. Когда он вышел в костюме и гриме, мы сравнили с портретом начальника Императорского Тульского оружейного завода и ахнули. А что он творит на сцене! Этот человек настолько верит в то, что делает, такую удивительную силу духа демонстрирует… Мне очень важно было показать, что рядом с Мосиным Бестужев-Рюмин был не только начальником, но наставником, вторым отцом. По замыслу это очень мощная внутренне фигура. И артист абсолютно соответствует.

IMG_4789.JPG

Варварой бесспорно должна была стать Инна Медведева — воплощенная женственность нашего театра.

А вот Сергея Сергеева на роль мужа Вареньки я назначила вопреки сложившемуся образу этого артиста. Он никогда не играл негодяев, это просто не в его природе. Добряку в жизни, ему пришлось очень постараться, чтобы изобразить подлеца на сцене. Когда после очередного прогона он наконец услышал от нас: «Ну ты и мерзавец, Сережа», это было для него настоящим комплиментом.

Роль Грушеньки Шелавиной — светской сплетницы и кокетки, но при этом преданной подруги главной героини, озорно и изящно исполнила Елизавета Федоренко. 

IMG_4781.JPG

Великолепно «станцованные», легкие, чувствующие друг друга Марина Анисимова и Антон Архипов стали Масками — воплощением душ главных героев.

IMG_4803.JPG

А кого заслать к Мосину, чтобы зрителям сразу стало очевидно, что это хитрый иноземец? Конечно, Александру Барактари! Ему даже делать ничего не надо, он «звучит» по-другому, абсолютное попадание в образ Нагана.

Я считаю, хорошие знаки — что все так совпадает. Значит, все правильно делаем.

Горизонта

Следующим в серии «замечательных туляков» станет Андрей Болотов.

 — Пьеса уже написана, подходим к этапу, когда пора подключаться Анне как режиссеру, — делится Рагим Мусаев. — Интересно то, что все эти истории получаются разножанровыми. Легасов — гражданская хроника, практически документальная пьеса. Мосин — в стилистике старинного романа. А Болотов… Посмотрим. Но мне кажется, эта постановка будет полноценной комедией.

Болотов сам говорил, что он человек веселый, к жизни относился с юмором. Неоднократно упоминал об этом в автобиографических записях. В том числе, шутил, что веселость его заложена при рождении. Дескать, когда матери его пришла пора рожать, приглашенная повитуха стала молиться прежде, чем роды принять. Клала земной поклон, а крестик застрял в щели между половицами. Роженице и страшно, и смех разбирает.

В итоге мальчик родился благополучно, а веселый нрав, по собственным словам, приобрел на всю жизнь…

Вообще это очень здорово, что даже с учетом сохранения стилистики, общности подачи на сцене спектакли этой серии получаются разными. Люди-то разные. И у каждого своя замечательная история.

IMG_4767.JPG

Возрастная категория: 12+.


 __________________________________________________

Министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина:

 — Проект «Жизнь замечательных туляков» находится на тонкой грани между краеведением, архивисткой и театральным искусством. Историческое просвещение, взращивание любви к малой родине и Родине великой, и много еще добрых резонов можно найти для такого нужного проекта. Я бы сказала просто: «Чтобы гордились». Тонкая, глубокая, многослойная работа по патриотическому воспитания эффективнее всего именно в рамках подобных проектов. Когда в жизни страны начался непростой период, работники культуры задались вопросом, что мы можем сделать, как помочь? А помочь каждый может на своем месте, занимаясь своим делом на совесть. Так родилась акция «Культурный фронт», которую поддержал губернатор региона Алексей Дюмин. Спектакль о Сергее Мосине, поставленный в тульском драматическом театре — яркий пример того, как можно на своем месте делать общее большое дело.   

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий