Культура

16:13, 31 января 2023

Тульские художники опробовали зимнюю палитру

Тульские художники опробовали зимнюю палитру

Если поэты могут писать яркие образы словами, то художники говорят с нами красками…

IMG_6403.jpg

И выставка «Зимняя палитра», открывшаяся на днях в Тульском отделении Союза художников России, – это как раз тот самый разговор живописца, восхищенного снегом и морозом, и зрителя, уставшего от слякоти и мрака, и пришедшего на встречу с зимой. Давайте и мы прикоснемся к прекрасному. Услышим тона и полутона…

IMG_6333.JPG

Мороз и солнце! Часы и ухо…

Вот работа Марии Аршакян «Российские дачи». Главным героем этой работы, конечно же, стал слепящий снег. Но как же можно его нарисовать, не имея в палитре блесток и пайеток? Давайте посмотрим на работу внимательно: желто-огненный световой взрыв здесь поддерживают холодные краски, в которых выполнен сельский пейзаж – дом, терраса, зимнее небо. Они как раз зажимают снег, и он буквально «выстреливает» яркостью. Посчитаем с вами цвета, которыми пользовалась Мария: синий, желтый, оттенки коричневого – зато какой взрыв света, взрыв эмоций зимнего солнца!

Это же солнце есть и в картине Андрея Чукина. Его нет в самом изображении, но зритель чувствует его присутствие. Перед нами очень необычная картина: мы видим четверых художников, которые собрались в темной комнате, причем один рисует с натуры – вполне возможно, своего коллегу, пятого в этой в небольшом помещении компании. Казалось бы, центром всей работы является образ мастера, изображенного в центре картины – он сидит у мольберта. Однако внимание всех зрителей невольно уходит на деталь с краю, и эта деталь – ухо товарища, прозрачное, горящее огнем на фоне невидимого окна, в которое, конечно же, бьет солнце!

Между тем в картине Вячеслава Соколова «Зимний пейзаж» вообще нет ярких оттенков. Работа полна внутреннего спокойствия, которым полнится природа России. На первый взгляд – картина грустная: серое небо, размытые дороги, грязный снег, ломанные деревья, но сверху справа, на пригорке, вернее даже – над обрывом – мы видим очертания храма. А у дороги, ведущей к нему, уже колышется молодая поросль – она нестройная, угловатая, но оттого, что есть первое и второе, общее впечатление о работе – жизнеутверждающие…

Вот работа Жанны Цинман «Дорога на Известково». Мастер обращается к красивым видам Тульской области и других регионов России. И вот одна из ее идей – исполнение индустриальных пейзажей, взгляд сквозь зиму на промышленные объекты, в которых тоже таится красота…

IMG_6349.JPG

А уже совсем философская картина – «Снежные часы» Михаила Лившица. Зимний пейзаж и эти часы… Сыплется снег, сыплется песок, снег рано или поздно закончится, закончится и сама зима, а часы нужно только перевернуть – и они опять начнут отсчет, потому что жизнь будет продолжаться независимо от времени года…

Прищуриться глазами и… душой

Главным отличием картины Владимира Голубова «Моя деревня» от работ других художников стала техника ее исполнения. Здесь мы видим целую гамму блистающей серебряной палитры. При том, что картина написана холодными красками, она получилась невероятно яркой, хотя все тона остались приглушенными. Но в том и прелесть этого времени года!

Еще одна непростая картина, которая привлекает к себе внимание, Нады Дутиной «Лунная ночь». С первого взгляда и не понять, что здесь на первом и на втором плане. Зима тут настолько пронзительная, что хочется прищурить глаза. И когда мы это делаем, неожиданно видим лунный свет, который льется на зрителя, заполняя светом пространство, и на переднем плане – припорошенный снегом стог сена. Эта удивительная техника исполнения – настоящая находка автора! Для того, чтобы передать ту самую вибрацию света – а в лоб такую задачу не решить – приходится делать некую засветку, чтобы человек, глядя на картину, сначала просто проник в нее, увидел работу в общем и в целом, а потом начал постигать освещение, хочет того или нет – прищурился и увидел гораздо больше, чем буквально минуту назад.

И уж точно не оставят равнодушными настоящие феерии Павла Ганжи! Тульский художник-праздник с присущим ему восторженным подходом к изображению в этот раз показывает зимние забавы. Здесь мы видим и катание на лошади, и сложный выбор у витрины торговца. При том, что работы кипят красками, невозможно упрекнуть автора в излишней яркости, ведь все здесь настолько гармонично сгруппировано, что ни один из множества цветов тут не кажется чужим, все цвета, как и наши эмоции просто очень тонко замешаны, а уж эмоция неподдельной радости – она всегда многогранна и радужна!

Волны чувств накатывают на зрителя и возле картины Эммы Шурлаповой «Новый год». У зеркала, поправляя волосы, стоит женщина среднего возраста и, всматриваясь в свое отражение, скорее всего, осознает, что новый год – не только праздник, – он станет и новым годом жизни – слишком скоротечной и скупой на подарки. Вполне возможно, что, глядя на себя, женщина думает о своем будущем – станет ли оно таким же мерцающим, как нарядная елка за ее спиной? Но рядом, у елки, стоит девочка, которая в отличие от матери просто радуется празднику в доме. Мы видим и ее отражение, но это отражение в шаре, а если мы оглянемся на себя, на свое детство, то вспомним, как это было забавно – видеть в шаре свое лицо... Впрочем, девчонка даже не замечает этой зеркальной елочной игрушки: она теребит стеклянные бусы, целует золотую рыбку – у ребенка масса интереснейших занятий и ей еще неведома та грусть, с которой смотрит на себя мама…

IMG_6432.JPG

Искусство рождается на пленэре

На выставке «Зимняя палитра» также выставлены великолепные картины тульских художников Щербино, Чернопятова, Петровичева, Вязигина, Соколова, Евтеева, Кошелевой, Свиридовой, Честникова, Захарова, Блейхера, Симоновой, Тимофеева, Немцова, Снытина, Козловцева, Бежиной, Андреевой, Рыбалко... Рассказал о них и провел экскурсию для читателей нашей газеты член правления Тульского отделения Союза художников России Владимир Снытин. А открыла выставку первый заместитель генерального директора Объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» и член правления Тульского отделения Союза художников России Марина Кузина:
– Мне особенно приятно отметить, что наши залы опять наполнились запоминающимися произведениями, а посмотреть на труды именитых мастеров пришли начинающие художники. Выставка полна пейзажей, это отрадно, и в очередной раз доказывает, что молодежи надо обязательно выезжать на пленэр. А в Тульской области множество мест, достойных быть запечатлёнными на холсте: Белев, Себино, Анастасов монастырь…
Марина Кузина отметила, что общие выставки помогают художникам расти над собой, ведь именно здесь можно увидеть свои картины рядом с картинами товарищей по цеху, а, значит, сравнить, сделать выводы, приложить труды для новых, более качественных и глубоких произведений.

IMG_6326.JPG


 IMG_6370.JPG

Возрастное ограничение 6+

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий