Культура

15:17, 06 сентября 2019

В музей – через аллеи парка

В рамках празднования 100-летия Тульского музея изобразительных искусств выставка шедевров живописи «Акценты» открылась в Белоусов­ском парке. Здесь на стендах размещены репродукции 15 произведений искусства из постоянной экспозиции ТМИИ, отобранных экспертами.

Марина ПАНФИЛОВА
Сергей КИРЕЕВ

В начале июля на Казанской набережной были помещены баннеры с произведениями западноевропейских и отечественных мастеров, и это вызвало большой интерес публики: гулявшие люди с любопытством смотрели картины.
– Столетие Тульского музея изобразительных искусств, несомненно, значимое событие в жизни области, – отметила на открытии выставки «Акценты» региональный министр культуры Татьяна Рыбкина. – Готовиться к нему мы начали давно, и в этом огромную поддержку оказывает Министерство культуры Российской Федерации, губернатор Алексей Геннадьевич Дюмин, который с вниманием отнесся к самому хранилищу, его коллекции, истории. Разработана целая программа поддержки музея, в которую входят крупные выставки в самом хранилище – мейсенского фарфора, финифти, а 13 сентября мы сможем увидеть экспозицию шедевров из Третьяковской галереи. Но есть и ряд событий нового, демократичного, ориентированного на молодежь формата, и это – одно из них. Такие проекты – определенное ноу-хау Тулы, и спасибо администрации парка, что откликнулись…
Действительно, место для экспозиции выбрано удачно: ТМИИ находится на пути в парк, который ежегодно посещают больше 5 миллионов человек – об этом рассказал заместитель министра природных ресурсов Тульской области Андрей Журавлев.
Цель подобных выставок – популяризация ТМИИ и его коллекции. И на Казанской набережной, и в парке представлены баннерные полотна с хорошей печатью, с QR-кодами, с помощью которых можно узнать дополнительную информацию о картинах.
Название «Акценты» выбрано неслучайно: в пояснениях и QR-кодах заключена информация, которую можно услышать только на лекциях профессиональных искусствоведов. Привлекается внимание к деталям, символам, цветовой гамме, деталям картин, рассказывается о школе и стилях мастеров.
Фактически эта экспозиция являет собой доступную экскурсию для всех желающих, что, несомненно, станет первым шагом на пути в Тульский музей изобразительных искусств для многих людей.
Заведующий филиалом ТМИИ Александр Аладин отметил:
– Арт-экспансия, начавшись на набережной, теперь продолжается в парке. На трех этажах у нас собрано больше тысячи произведений живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры Западной Европы и России. В настоящее время в ТМИИ хранится свыше 25 тысяч экспонатов. И – при всем уважении к мастерству печатников, сделавших эти репродукции, – хочу отметить, что есть такое явление, как воздействие подлинника, так что добро пожаловать в музей!..
Тульский музей изобразительных искусств – одно из крупнейших художественных собраний Центральной России, основой которого послужил фонд Палаты древностей, образованной в конце XIX века при Тульской епархии. После Октябрьской революции в музей поступили произведения искусств из дворянских поместий нашей губернии: Олсуфьевых, Бобринских, Гагариных, Урусовых, Бутовичей, Писаревых и других. В дальнейшем собрание пополнялось произведениями русской живописи и графики и коллекцией русского авангарда. Сюда поступают экспонаты из Министерства культуры РФ, частных коллекций, с выставок и из мастерских художников.
В экспозицию «Акценты» вошли жемчужины коллекции ТМИИ: «Торквиний и Лукреция» Луки Джордано, «Адам и Ева» Доменико Ферти, «Феб лучезарный» Валентина Серова, «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» Алексея Антропова, «Портрет В. Бибикова» Василия Тропинина, «Красавица» Бориса Кустодиева, «Лес в Мордвинове» Ивана Шишкина и другие.
А для того чтобы пробудить внимание публики, кратко напечатано самое интересное. Так, «Благовещение» Орацио Саммаккини – единственный образец творчества этого мастера в музеях России, как отмечено в пояснении под баннером. Полотно Петра Кончаловского «Кассис» относится к серии пейзажей, созданных в портовом городке на юге Франции.
В «Музыкальной увертюре» Василия Кандинского показано сложное сочетание цветовых пятен: прямые, волнистые, зигзагообразные линии и формы, перетекающие одна в другую, заставляют зрителя полностью погрузиться не только в картину, но и в мир своих эмоций.
Тут же расположена «Супрематическая композиция» Казимира Малевича – ровесница легендарного «Черного квадрата»: оба полотна были созданы в 1915 году. Элементы композиции – цветные геометрические фигуры – словно парят в безвоздушном белом пространстве, символизирующем бесконечную Вселенную.
Творчество выдающегося пейзажиста, ученика Исаака Левитана Станислава Жуковского представлено работой «Брошенная терраса» и весьма созвучно происходящему. Мастер любил переходные времена года – весну, осень. «Очей очарованье» с увядающими пышными красками особенно удавалось художнику, а этот пейзаж был написан в Тверской области, куда Жуковский часто приезжал на пленэры.
На картине Василия Поленова «В Назарете» показан родник, который служил на протяжении многих веков главным источником воды для горожан. Именно здесь, согласно легенде, архангел Гавриил явился Деве Марии и принес Ей благую весть о том, что станет матерью Христа. Поленов делал множество этюдов одного и того же места, но именно в этой картине, по его словам, изобразил Богородицу с младенцем, идущую к колодцу за водой, и вполне обыкновенная жанровая зарисовка стала исторической…
Как пообещала Татьяна Рыбкина, подобная просветительская работа будет продолжаться и впредь – после того как будет завершена официальная программа популяризации музея и отпраздновано его 100-летие.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему