Культура

18:38, 15 января 2013

В ритме времени

Старший научный сотрудник музея-усадьбы кандидат культурологических наук Нина Никитина недавно вернулась из частной поездки в США, где побывала на экскурсиях во многих интересных местах. И теперь на страницах нашей газеты делится впечатлениями и рассуждает о том, как у нас и как у них.
– Музей сегодня претерпевает невероятные изменения. Если говорить о его образе, бытовавшем в прежнее время, то сразу представляется нечто монументальное, помпезное – как, например, здание Русского, Пушкинского, Третьяковки, я уже не говорю про западные сооружения подобного рода. И посетитель там невольно должен был становиться – условно говоря – на некие пуанты, ходить на цыпочках, внимать и благоговеть, – начала наш разговор Нина Алексеевна. – Сегодня все демократизируется, на дворе – постмодерн, нравится это нам или нет. Он влияет и на наше повседневное существование, и на быт, и на творчество, в том числе на институцию под названием музей: деформирует, реформирует его вне всяких сомнений. Это началось в пятидесятые годы прошлого века, когда по заданию Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке на Манхэттене возникло первое здание, перевернувшее все наше представление о древлехранилищах – Музей современного искусства в форме спирали. Ни колоннад, ни портиков и прочих амбициозных наслоений – все радикально иное.
Происходит и еще одно изменение: сегодня в музее не просто хранятся и показываются раритеты, а идет непосредственное общение с посетителем. К примеру, в Ясной Поляне всегда было словно некое мавзолейное пространство, застывшее время – 1910 год. Но современные тренды влияют даже на такие монументальные места, меняются взгляды и поклонников творчества Толстого, и сотрудников: сюда  привносится действие, рождаются свежие идеи. Музей приближается к человеку, это уже не строгий храм, где все – за чертой и «руками не трогать», а некое место проведения досуга. И, пожалуй, то же самое можно сказать и о других федеральных учреждениях, расположенных в нашем регионе, – Музее оружия, Поленове, Куликовом поле. Там посетители чувствуют себя чуть ли не участниками событий, произошедших в прошлые века: добавилась динамика, действие. Уходит в прошлое общение через экскурсовода, который преподносит свой текст, в меру отшлифованный и занормированный. Многое делается для того, чтобы человек, приехав в усадьбу «Ясная Поляна», вдруг почувствовал веяние эпохи, чтобы у него появилось ощущение, что вот-вот выйдет из-за поворота сам писатель со своей тростью-стулом…
И такое происходит во всем мире: музей идет навстречу массам, их интересам, желаниям – становится более демократичным, отходит от снобизма и приглашает современных, «проживающих» по многу часов в Интернете людей перенестись в иное время или в иное измерение – если говорить о художественных музеях, картинных галереях.
Американские музеи практикуют совсем иной подход, нежели российские: там нет посредника-экскурсовода между экспозицией и посетителем, но бытует такая услуга, как аудиогид. К примеру, на острове Свободы в Нью-Йорке, возле знаменитой статуи, над которой шутят наши юмористы, что она стоит спиной к стране, гордящейся своей демократичностью, человек получает мини-плеер с наушниками, включает текст на нужном языке. А дальше уже сам решает, куда идти, что смотреть, слушать пояснения или довериться своим впечатлениям. Как музейщик, могу отметить один плюс: это неназойливо. Но знаю, что нашим соотечественникам это не очень нравится: нам непременно нужно, чтобы были эмоции, искра, а там – нейтральный тест и безразличный голос. Хотя в Штатах такой вид экскурсии популярен: раз дается точная информация, чего еще желать?..
Думаю, что у людей всегда должен быть выбор. К примеру, приезжает человек в Ясную и хочет побыть наедине со Львом Николаевичем – сколько угодно, пусть гуляет, припоминая даты и события. А если какому-то неофиту требуются разъяснения, он тоже должен иметь возможность выбора: контакт с экскурсоводом или же сухой перечень фактов в наушниках.
И если говорить о ментальности, то нам непременно нужно достучаться до эфемерной субстанции под названием душа и получить эмоциональный заряд, тогда впечатления будут полными. Поэтому, когда по усадьбе гостей водят сотрудники, и с пиететом, благоговением рассказывают о жизни и творчестве Толстого, экскурсантов это воодушевляет. Не случайно гений мировой литературы говорил, что оживает, когда приезжает в Ясную Поляну: эта земля словно вдыхает силы, чувства даже в случайных людей, которые здесь появляются, и они преображаются под влиянием места.  
Марина ПАНФИЛОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий