Культура

10:45, 30 апреля 2013

В жизни всегда есть место театру

В театральной студии «Этюд», что находится в Центре детского и юношеского творчества, жизнь не затихает ни на каникулах, ни в праздники. Даже в зимние холода, когда температура в помещении не поднималась выше одиннадцати градусов, ребята приходили на занятия. Руководит коллективом Ирина Левицкая – ученица и продолжатель традиций, заложенных заслуженной артисткой России Софьей Сотничевской.
Многие выпускники Ирины Александровны поступают в высшие театральные школы и идут на большую сцену, претворяя в жизнь мечту педагога.
Детство
– Я всегда хотела играть в театре, но родители запрещали, и все мои попытки заниматься в студиях пресекались под разными предлогами, – рассказала Левицкая. – Но, как оказалось, дело было не в том, что может пострадать учеба, а просто мой дед, Николай Иванович Пьянков, был причастен к самодеятельным организациям, а в сороковом году стал директором театра кукол, и судьба его сложилась неудачно, в чем родные винили мир закулисья. Но в восьмом классе, бросив рекомендованные родителями каток и занятия музыкой, я все-таки пришла во Дворец пионеров, узнав случайно, что там ведет кружок актриса театра Сотничевская. Дома это имя произвело должное впечатление, и моя семья сдалась, только бабушка прибавила: «Не забывай: главное – хорошие отметки в школе…» На занятия в первый раз приехала на час раньше, стояла, ждала, трепетала. Вдруг – шум, топот ног, поднимается толпа девчонок и один мальчик, а с ними женщина – красивая, с очень прямой спиной. Меня все как-то сразу приняли, не просто «еще одна девочка пришла», а я почувствовала – мне рады. И если раньше никогда вслух не озвучивала свою мечту, то здесь на вопрос нескольких человек: «А ты тоже хочешь стать актрисой?» – ответила утвердительно без всякого стеснения.
Муки творчества
– В студии была бессменная исполнительница главных ролей – Надя, очень способная, но порой пропускавшая занятия из-за спортивных тренировок. И тогда Софья Владимировна ставила меня репетировать, приговаривая: «Потом когда-нибудь сыграешь…» Но поскольку к премьерам Надя всегда освобождалась, в конечном счете меня назначили помощником режиссера, причем сделано это было столь деликатно, что я не обиделась, а посчитала свою миссию очень ответственной. Я открывала и закрывала занавес, следила, чтобы была тишина за кулисами, включала музыку на жутком проигрывателе со скрипучей иглой, еще била по огромному барабану, оставшемуся от джазовой студии, так что получался «выстрел» в спектакле «Отважное сердце» – это был мой дебют на сцене. Потом стали готовить чеховский вечер, задумали сыграть «Предложение» и «Детвору». Не представляю, откуда бралось терпение у Софьи Владимировны: я недавно восстанавливала со своими студийцами эту постановку – как же было сложно! Ведь там нет мизансцен, сидят несколько человек за столом и играют в лото. И как тут увлечь зрителя, заставить его проникнуться этим мирком, поселиться в нем? И при этом надо еще заинтересовать исполнителей: случалось, они о репетиции забывали и начинали всерьез «выкрикивать» номера, так что приходилось останавливать и напоминать, что вообще-то мы спектакль играем.
Из-зя!..
С постановкой по произведениям Чехова мы в областном конкурсе заняли второе место, вдохновились и решили сделать спектакль о войне – «Барабанщицу» Афанасия Салынского. Репетиции шли долго и мучительно, мальчиков по-прежнему было мало, и мужские партии читала Софья Владимировна. Но мы все-таки домучили эту постановку, правда, показ прошел без зрителей: главная героиня по ходу действия там танцевала на столе, и хоть наша вечная прима Надя была в закрытом, советских времен, купальнике, завуч усмотрела в этом «аморалку». Ох, сколько было таких нелепейших запретов в моей жизни, уже и в сегодняшние дни, когда после окончания режиссерского факультета в Московском институте культуры я возглавила студию! То ругали, что в детском утреннике Баба-яга больно страшная и ее дети пугаются. То находили «нездоровый эротизм» в спектакле о школьниках, потому что там мальчик… влюблен в девочку. Абсурд невероятный! По телевизору все идет «без купюр», а тут в целомуд­ренных отношениях подростков усмотрели «нечто»… Мы некоторое время эту студию вели вместе с Софьей Владимировной, но она-то, конечно, была абсолютным лидером и непререкаемым авторитетом для всех, в том числе для руководства Дворца пионеров. Чуть свысока смотрела на запреты, не принимала замечаний в адрес детей, которые где-то шумели или что-то разбили, – отдуваться приходилось мне. А потом, в начале девяностых, когда везде сокращали пенсионеров, и Софью Владимировну «попросили» с должности руководителя кружка… Если бы ее в это время не пригласил обратно в драмтеатр режиссер Александр Иосифович Попов, не представляю, что бы с ней было!
Самостоятельная работа
В начале 90-х, когда начался мой «свободный полет», в студию приходили в основном дети из неблагополучных семей – им просто некуда было податься, пока родители отоваривали талоны: все бесплатные школьные кружки и секции закрывались. Мои питомцы были какие-то неприкаянные. Впрочем, тогда у нас вся страна была неприкаянной… Помню, как и я пару раз из-за занятий не смогла выстоять огромные очереди за продуктами, оставила семью без ужина. Но мы репетировали пьесу Константина Сергиенко «До свидания, овраг!» – про судьбу бездомных собак, и пропустить генеральную я просто не могла. Это был трогательный спектакль, где в финале ловят всех четвероногих «действующих лиц», и под занавес плакали и артисты, и зрители. А после премьеры мои студийцы, все эти хулиганы и сорвиголовы, начали тащить домой с улицы псов и котов, и их родители не возражали… Во Дворце пионеров наша театральная студия просуществовала двадцать лет – вплоть до 1986 года, а потом начался ремонт, и мы переехали в Центр детского и юношеского творчества на улице Путейской. Сейчас у меня занимаются около тридцати ребят, новеньких набирать стараюсь не моложе десяти лет, но всегда есть исключения из правил. Скажем, моя дочь Саша, которой сейчас тринадцать, первую роль – Снежинку – сыграла в три года и даже не помнит о своем дебюте. Кстати, почти половина состава студии – мальчики: поменялось воззрение, и это уже не «девчачий кружок». Часто приходят в гости бывшие студийцы, те, кто уже окончил Ярославский, Воронежский или столичные театральные вузы, стал профессиональным артистом, или мы приходим в Тульский драмтеатр, там работает Марина Анисимова из «Этюда», была еще Юлия Дагаева, но она поменяла работу. Я рассказываю своим ребятам, что актер – очень зависимая, беззащитная профессия, но при этом стараюсь поддерживать в них веру в себя, не «обрубать крылья»: так, как когда-то поддерживала нас всех Софья Владимировна Сотничевская.
 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему