Культура
21:41, 30 апреля 2023
Вспоминай мое имя

Елена Кузнецова
Кто такой Герострат, сегодня не нужно объяснять даже школьнику. А ведь с единственного в его жизни эпизода сомнительной славы минуло больше двух тысячелетий. Ничем не заслуживший места в веках – он получил ровно то, чего хотел. Неужто он прав?
Забыть или не забыть?
Едва ли хоть кто-то, услышав: «Вы меня еще попомните…», воспримет это как оптимистическое пророчество, а не как злобную угрозу. Так уж мы устроены: негативные ситуации, поступки, эмоции откладываются в памяти человека лучше и хранятся дольше, чем позитивные. История не сохранила имен строителей, 120 лет работавших над возведением храма Артемиды Эфесской, а уничтожившего Чудо света в одну ночь, забыть бы – вот достойное наказание! Только не удается.
В ХХ веке сразу несколько научных светил различными исследованиями подтвердили – все мы «злопамятны»: помнить плохое – один из древнейших эволюционных механизмов. Из наших дальних предков выживали те, кто принял в расчет предыдущий печальный опыт встречи с необратимыми происшествиями.
Впрочем, легко рассуждать об этом в эпоху науки и технологий. А вот каким чутьем, какой случайностью Герострат дошел до этой мысли в IV веке до нашей эры? Непостижимо.
Или, все же, мы зря наделяем его умом, позволившим просчитать ситуацию на тысячелетия вперед? И был он обычным торговцем рыбой. Болезненно тщеславным неудачником, глуповатым и ограниченным…
Как не ошибиться? Как понять, почувствовать скрытую угрозу разрушительных – нет, не действий, а мотивов, отчаянного безумия, сонма обстоятельств и случайностей, которые линза самолюбия свела в пучок, воспламенивший храм Артемиды, умы эфесцев, путь человечества?
Дымовая завеса
Справедливый старый судья, мудрец и идеалист Клеон, архонт-басилей Эфеса силится распутать клубок эгоизма, неутолимой жажды славы и власти над умами. А по нитям, как по бикфордову шнуру, бегут наперегонки с ним искры раздора, интриг, корысти, страсти, стыда, безнаказанности и лжи.
Клеону не угнаться, никак не успеть затушить мириад пожаров в головах. Чад эфесского пепелища искажает лица друзей, правителей, горожан… И честный судья прячет в рукаве нож – не для отпора, для последнего свидания с собственной совестью.
Главная роль в премьере тульского драмтеатра, состоявшейся на прошедшей неделе, безусловно, за Геростратом. И тут – балл в его копилку, драхма в его кошель, на которую он купит чей-то рассудок… Но, пока жив наивный архонт, не будет зарвавшемуся греку легкого пути к славе. Действующее лицо, казалось бы, второго плана – Клеон в этой истории, возможно, главный герой. И от таланта заслуженного артиста России Виктора Ананьина в этой постановке зависит, на чьей стороне окажется зритель. Архонт безукоризненно убедителен. Он верен народу. И народ (в зале) готов встать на его защиту. И встанет – аплодируя под занавес.
Защитник справедливости не одинок. Эфес наводнен врагами, интриганами, лицемерами и безумцами. Но помощь придет извне. Человек театра – загадочная фигура вне времени, в плаще и с револьвером (не всегда же добру быть с пустыми кулаками) придет как посланник дальних потомков. В торжественной суровости Антона Балабаева слышится тяжелая поступь истории, немой вопрос тысячелетий, не раз наблюдавших, как партию Герострата разыгрывают на все лады новые и новые одержимые. Почему?!
От нашего лица Человек театра станет говорить с повелителем Эфеса Тиссаферном. Но как потомку понять то, чего не разумеют сами очевидцы? И как жаль, что ему – стороннему и нездешнему – законы времени не позволяют вмешаться… В прошлом ничего нельзя изменить. А изменить людей против их воли и вовсе никому не дано, ни в прошлом, ни в настоящем.
И заслуженный артист России Игорь Небольсин за два часа театрального времени и двадцать дней из жизни древнегреческого города-погорельца низвергнет своего Тиссаферна от малодушного, но безобидного сатрапа персидского царя до загнанного в угол полубезумца, предателя и убийцы, в страхе потерять власть потерявшего человеческий облик.
Возгорится пламя
«Делай, что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь», - древнегреческая агитплатформа поджигателя страшна не дерзостью, прежде неслыханной, а универсальностью, которая с веками перестанет пугать, но останется притягательной.
Не безумцы, чей мозг туманит тщеславие – рациональные здравомыслящие люди спустя столетия все чаще станут использовать «геростратову правду» как рычаг манипулирования.
И блистательный сценарий Григория Горина как на ладони покажет: геростраты опасны не спичками в кармане брюк. Нет страшнее подлеца, которому дана власть над умами. Горинский Герострат – такой.
Именно таким – отвратительным и жалким в первые минуты, но на глазах набирающим силу безнаказанности, «раздувающимся» от сознания собственной мощи, и по-настоящему страшным покажет своего антигероя зрителю Дмитрий Чепушканов.
От злобного отчаянного смеха: «Или богов и вовсе нет, или я сам – божество!» по спине пробегает холод. Восхитительный мерзавец, лукавец и кукловод – Герострат – одна из несомненных творческих удач артиста.
Из малых ролей стоит отметить работу Сергея Сергеева – горожанина, за три недели переродившегося из палача Герострата в его адепта.
Комизма заявленной в афише трагикомедии успешно добавляют прожженный ростовщик Крисипп (заслуженный артист России Андрей Сидоренко) и недалекая повелительница Эфеса Клементина (Елена Берестнева).
А роли безымянного тюремщика и жрицы Эриты, несмотря не остроумный горинский текст, отдают горечью, в чем заслуга и артистов – Николая Бутенина и Ирины Бавтриковой, и режиссера постановки Алексея Доронина, ставящего своей работой задачу не потешить, а заставить думать. Пусть, не всех. Но и на одного герострата меньше – уже победа Человека театра, с коим сам режиссер себя отождествляет.
О настоящем Человеке
Постановщик трагикомедии «Забыть Герострата», даже с формальной точки зрения, Человек театра и есть. За ним – режиссура, сценография, костюмы, музыкальное оформление… Проще сказать, чего он в этом спектакле не делал. Разве что, не играл. Но вынашивал пьесу более двух лет.
- Во всей этой истории мне, действительно, ближе всего позиция Человека театра, - признается Алексей Доронин. - Во втором акте он говорит о мотивах своего появления: каждый из нас ответственен за то, что было до него, за то, что происходит в его время, и даже за то, что будет после. «Авось» и «годить» - очень болезненно сказываются, не то что на мировой истории, но даже на простой общесоциальной действительности, даже в рамках театра. В одном европейском городе есть «расстрелянное» здание, специально сохраненное в таком виде после войны. Чтобы напоминать детям – не совершайте ошибок! Ошибки ведь делаются не какими-то третьими людьми, а с нашего общего попустительства. Конечно, этот спектакль ничего не изменит в людях, но, если, хоть на секунду мысль о собственной ответственности мелькнет в голове – в «рабочей» голове, умеющей думать, это будет уже результат.
«Забыть Герострата»
Ближайшие показы:
-
10, 30 мая;
-
8, 23 июня.
Начало в 18.30
Возрастная категория 16+
Реклама. ТАТД: tuldramteatr.ru
Ранее на тему
24 апреля, 13:39
19 апреля, 10:16
10 апреля, 00:29
03 апреля, 13:40