Культура

20:30, 06 мая 2014

Запечатленные фантазии

 Мария РОДИОНОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

28-я персональная выставка заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Александра Майорова, открывшаяся недавно в Туле, носит название «Дары и хранители».
В творчестве этого мастера важное место отведено сфере воображения. При создании своих работ автор использует широкую палитру технических возможностей – начиная от гладкой живописи и заканчивая фактурной, в некоторые даже привнесен метод коллажа. В Выставочном зале на Красноармейском проспекте представлены более 50 картин: разных по сюжетам и методам создания, но органично дополняющих одна другую.
Лессировку, к которой часто прибегает Майоров, использовали еще в Средние века, а  в начале прошлого столетия в России, в эпоху декаданса, «по ней буквально сходили с ума», как пишет Алексей Толстой в своей повести «Егор Абозов». И когда смотришь произведения Александра Ильича, словно переносишься в эпоху Серебряного века.
– Мне близки дух и стиль того времени, – рассказал Майоров на открытии выставки. – Это тот пласт отечественной культуры, который не может не вдохновлять. Помню, как я листал в доме моей бабушки книги и журналы тех лет – «Аполлон», «Мир искусства», любовь к изящной эпохе храню в душе с детства. Меня называют художником-символистом «новой волны», и, пожалуй, можно сказать, что я – продолжатель традиций, но ведь без прошлого нет ни настоящего, ни будущего…
Когда видишь на картинах мастера грустящие скрипки, старинные кубки, веера, подсвечники, четки, кажется, что, прикоснувшись к ним когда-то, он увидел некую фантазию, которую и смог запечатлеть на полотне. Но это не копирование увиденного с фотографической точностью, а создание новых образов, уже пропущенных через душу. И не случайно выставка называется «Дары и хранители»: художник, получивший, по библейской притче, свой талант от Создателя, щедро делится им с окружающими. И они с благодарностью сохраняют в сердцах увиденное.
«Портрет с минорой и гранатом», «Из палимпсеста», «Несущий свиток», «Нарцисс и золотая рыбка», «Мелодии дома Батлю» – интрига звучит уже в названиях полотен. Среди них есть работа, созданная совсем недавно – под впечатлением от смерти Габриэля Гарсиа Маркеса.
 – Утром 18 апреля я узнал, что не стало гениального писателя, и эта импровизация –  светлая грусть. Его творчество всегда было близко мне в силу направленности, языка, поскольку  магический реализм – мое направление в искусстве. Так родилась картина на тему одного из гениальных произведений Маркеса «Полковнику никто не пишет», – пояснил Александр Ильич.
Мастер постоянно путешествует, возвращаясь затем на полотнах к пластам европейской культуры и событиям российской истории. В единое целое сплетаются путевые заметки и реминисценции на темы русской и мировой литературы. Шедевры искусства и архитектуры, персонажи из книг становятся действующими лицами своеобразного живописного театра.
Сегодня работы Майорова известны не только в России, но и за рубежом. Путь в искусство был для него непростым. Александр решил стать художником вскоре после окончания Тульского политехнического института. Вначале он занимался дизайном, потом обратился к кино, выступив художником-постановщиком фильма «День ангела». Но основным видом творчества Майоров избрал живопись, секретами которой овладевал как самостоятельно, так и в мастер-ских Московского государственного академического  художественного института имени В. И. Сурикова. В числе главных своих учителей он с большой признательностью называет заслуженного художника Российской Федерации Льва Брустина. Большую роль в становлении Майорова как живописца и графика сыграл также доктор искусствоведения Никита Воронов.
Среди своих ориентиров в мировом искусстве Александр Ильич называет наследие Сандро Боттичелли, Яна Вермеера, Диего Веласкеса, Константина Сомова, Марка Шагала, а также Амедео Модильяни, Поля Дельво и Антонио Гауди. Гениальному испанскому архитектору, чьи строения в Барселоне произвели на тульского художника огромное впечатление, он посвятил серию работ, экспонируемых в залах Российской академии художеств.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Cуток челнок...

30 апреля, 09:11

Такой вот мюзикл

25 апреля, 09:00

Продолжение следует

18 апреля, 09:00