Культура

14:12, 17 мая 2019

Жизнь из полос: черная, белая, комическая

Ирина МЕЛЬХАНОВА

«ТИ» приглашают читателей к разговору о феномене комикса и созданию работ, которые позволят журналистам увидеть себя со стороны.

Прошедшая неделя тульским любителям чтения запомнится надолго. С 10 по 12 мая в городе проводился ежегодный фестиваль детской книги «ЛитераТула», с 11-го по 17-е Библиотечная столица России принимала Всероссийский библиоконгресс.
Среди множества прошедших мероприятий, обращенных к тем, кто умеет и любит читать, кто создает, продвигает и изучает печатные издания всех форм и направлений, невозможно выбрать наиболее значимое, как нереально дать объективную оценку каждому отдельно взятому виду современного искусства, без которого Человек читающий не сможет обойтись даже в эпоху высоких технологий. Каждому свое. Причин, по которым «ТИ» избрали темой сегодняшнего разговора именно комикс, как минимум две. Одна из них – молодость искусства, имеющего на сегодня в России неоднозначный статус и непредсказуемые перспективы развития. Другая – близкородственные отношения его с печатными СМИ, в первую очередь – газетой. Отношения, которые сегодня мы хотим укрепить.
Исторически сложилось, что самые распространенные в мире жанры комикса – приключения и карикатура. В России, где этот вид искусства получил известность всего около 30 лет назад, а популярность стал приобретать лишь в 2010-е годы, стереотип о несерьезности, поверхностном характере комикса долго портил ему репутацию.
Действительно, трудно всерьез воспринимать искусство, само название которого имеет прямое происхождение от словосочетания comic strip, с английского языка переводимого как комическая (комедийная) полоска.
Юмористическая нагрузка, и правда, была исходной для первых комиксов. Целью их было привлечь и развлечь массовую аудиторию. А все потому, что первым плацдармом для публикации этих рисованных историй были воскресные газеты.
Комиксы в привычном для нас понимании родились в конце XIX века как газетный формат и изначально представляли собой то, что сейчас называется просто стрипом – несколько последовательных кадров, где емко излагается какая-либо история.
В разных странах этот вид искусства возник в разное время, и далеко не везде зародился с целью повеселить читателя. Если в США за комиксом закрепилась преимущественно развлекательная функция, то в послевоенной Японии, наоборот, остросоциальная. В стране, где все, связанное с поражением во Второй мировой, в прессе было табуировано для прямой подачи, комикс стал способом поднять проблему через метафору.
В ряде государств комиксов нет до сих пор, они просто не коррелируют с культурой, например, арабских стран. А вот в России поч­ва оказалась подходящей.
Как протокомикс можно рассматривать традиционный русский лубок.
Технику комикса широко использовал Владимир Маяковский в своих агитационных плакатах «Окна сатиры РОСТА», создаваемых в период Гражданской войны и интервенции.
В 1930-е годы истории в картинках периодически публиковались в журнале «Ёж».
С 1956 года начал выходить детский журнал «Весёлые картинки», где на регулярной основе стали печататься рисованные истории с продолжением.
Предприятие Российского союза ветеранов Афганистана «Велес-ВА» в 1990–1998 годы издавало журнал комиксов «Велес», на страницах которого наряду со славянским фэнтези публиковался роман комиксов «Красная кровь» – о советском солдате на афганской войне.
Также в 90-е в стране зародился проект «Исторические фигуры в комиксах», в рамках которого были изданы рисованные истории о великих людях страны – от Петра I до маршала Жукова…
Совершив виток, сегодня история вновь возвращает стрипы на страницы печатных СМИ. Поддержать «хорошо забытое старое» решили и «ТИ».
Сегодня мы объявляем о старте совместной с профильным магазином «BWComics» акции, в ходе которой редакция будет принимать от читателей авторские комиксы на тему «Один день из жизни журналиста». Консультантом и председателем экспертного жюри конкурса выступит Владимир Апенов.
К рассмотрению принимаются традиционные стрипы из 2–4 кадров, выстроенных в ряд горизонтально, в виде вертикальной полосы или квадрата.
Обязательным условием при подаче работ является соблюдение федерального законодательства в части исключения словесных, изобразительных и иных элементов, носящих оскорбительный характер, а также нарушающих ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации».
Работы могут быть выполнены в любой технике – как вручную, так и в каком-либо из графических редакторов. К участию в конкурсе приглашаются авторы без ограничения возрастной категории, вне зависимости от квалификации и принадлежности к журналистской профессии. Наиболее интересные и технически качественные работы будут публиковаться на ресурсах «ТИ». Итоги творческого конкурса будут подведены в июне–июле 2019 года.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий