Экономика

14:15, 04 июня 2020

Дождь идет, а мы корчуем!

Одни фермеры хвастаются новенькой импортной техникой, другие – упитанными буренками да резвыми хрюшками, а вот гордость сельхозтоваропроизводителя из Белевского района Сергея Ушакова – земля, которую он вводит в оборот. Ставку Сергей Алексеевич делает на растениеводство: выращивает в основном пшеницу, овес, а изредка – гречиху, горох. Что касается свеклы, то местная почва, похоже, не для нее. «Говорят, что сегодня очень выгодно заниматься рапсом, но я считаю, что сначала надо научиться управляться с овсом и пшеницей, – улыбается собеседник. – Да и рапс, надо признать, требует больших дополнительных затрат, связанных с хранением и переработкой. К тому же его надо регулярно опрыскивать. А поскольку он растение медоносное, то могут погибнуть пчелы. Потом жди претензий от пчеловодов».

 

Путешествие в глухой рай

Фермер, с которым мы ехали в его «вотчину», шутил: «Вы находитесь в глухом раю. Глухом – понятно, почему: потому что и от Тулы, и от Белева далековато. А в раю – потому что сейчас в округе везде яблоневые сады цветут».

Садоводством Ушаков не планирует заниматься, а вот животноводсто – уже пройденный этап. Держал когда-то больше 300 коров. Поначалу все шло неплохо, а потом остро встал вопрос: а куда сдавать молоко?

Сергей Ушаков.JPG

– Какое-то время за нашим молоком покупатель приезжал из Козельска, а затем предложил нам самим возить его в Калужскую область, – вспоминает аграрий. – А для этого надо машину искать-покупать, водителя нанимать. Да и какой смысл сдавать молоко всего по семнадцать рублей за литр? В общем, с животноводством пришлось завязать. А везу я вас сейчас в то место, где сходятся три области: Тульская, Орловская и Калужская. Сеять мне надо, а где взять дополнительные площади? Понабрал у района в аренду те заброшенные участки, которые пребывали в кошмарном состоянии, поскольку там уже давно лес вырос. Знаете, сколько там деревья росли? Лет тридцать! Теперь приходится корчевать. Техника вся моя. Есть у меня трактора. Так мы придумали навесное оборудование, которым удобно поддевать деревья и вырывать из почвы с корнями. Я же инженер! А потом надо убрать все эти кучи деревьев, выровнять почву, удалить оставшиеся корни… А для этого нужны и время, и техника, и средства.

За пять.JPG

Трехмиллионная компенсация

Сергей Ушаков родом из этих мест, из деревни Дольцы. Война, которая бушевала именно здесь аж до лета 1943-го, здорово нашпиговала окрестные поля снарядами, бомбами да минами. В детстве пацаны играли тут в войнушку настоящими автоматами, а не пластмассовыми, говорит аграрий. Не обходилось без трагедий: один школьник погиб при неосторожном обращении с винтовкой. Да и сейчас нет-нет, да и напомнит война о себе, когда при раскорчевке вместе с корнями деревьев покажется из земли то минометная мина, то снаряд. В этом году пока саперов не вызывали, а вот в 2018-м пришлось Ушакову обращаться к спасателям.

Раньше тут существовал совхоз «Алтухово». Говорят, урожайность зерновых была плохонькая: 10-12 центнеров с гектара. Ушаков начинал в этом хозяйстве с бригадира, потом дорос до главного инженера, затем до управляющего, двенадцать лет был директором.

– После раскорчевки собираюсь уже в этом году посеять озимую пшеницу, – делится планами фермер. – В прошлом году еле успел, так как очень много пришлось корчевать. Есть деревья с ногу толщиной – мы из таких иной раз дровишки заготавливаем, чтобы мастерскую протапливать. Радует, что в прошлом году вошел в программу рекультивации, нам тогда неплохая сумма досталась за землю, введенную в оборот. Это компенсация части затрат. Получил около трех миллионов рублей.

А чтобы.JPG

Механизаторы, ау!

На раскорчевке – а она продолжалась и при моросящем дождике – задействовано шесть единиц техники: три трактора Т-150, один «Беларус» и пара «Кировцев». Расходы, конечно. Но радует, что цена на зерно последние три года нормальная, а значит, есть чем платить за удаление с полей деревьев. Аграрий уточняет: урожай сейчас покупают посредники. Но можно напороться на засаду, когда нечистоплотные «партнеры» не возвращают долги. Например, Ушакову пока так и не вернули 1,5 миллиона. Другая актуальная проблема – дефицит рабочих рук. Нужны, например, фермеру механизаторы – троих точно не хватает. Причем дефицит кадров – не только в КФХ Ушакова. Соседнее садоводческое хозяйство тоже ищет работников, причем чуть не по всей стране.

– Да, бывает, что работаем по десять часов. Но в целом у меня в хозяйстве нет, как говорится, страшного напряга – всегда, например, представляю людям выходные. Зарплату лично я предлагаю в районе 30-35 тысяч рублей. Кто хорошо работает, получает и 50. Вот трудятся у меня парни, но как только женятся, так могут уехать, – рассуждает Сергей Алексеевич.

Основная ставка.JPG

О том, как развивается растениеводство в Белевском и других районах области, подробно расскажем в одном из ближайших номеров.

Сергей МИТРОФАНОВ

Сергей КИРЕЕВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий