Экономика

13:40, 30 мая 2022

Игорь Забалуев: Модернизируем краны в зависимости от потребностей

Игорь Забалуев: Модернизируем краны в зависимости от потребностей

Возрождение кранового производства в Тульском регионе – задача не из простых, но ее сегодня успешно решает, генеральный директор ООО «ВСЕКРАН», доктор технических наук Игорь Забалуев.

– Игорь Анатольевич, что стало причиной открытия в нашем регионе еще одного предприятия по производству кранов, ведь вам пришлось оставить крупный промышленный центр Саратов – и обосноваться в Донском?

– Всю жизнь я занимаюсь только подъемными машинами, начиная с института. То, что оказался в Тульской области, может, и случайность, но на самом деле ничего случайного в этой жизни не бывает. В данном случае меня пригласил несколько лет назад на Узловский машиностроительный завод его собственник Андрей Федорович Дунаев, чтобы возродить производство. Нашел меня в Саратове, где мы «поставили» два завода, и моя работа там была закончена. Я принял его предложение, приехал на завод и попросил предоставить время на обследование. Собрались командой, с которой работали в Саратове, а ранее в Ухте. Все посмотрели, просчитали и предоставили директору бизнес-план. Мои условия были таковы: привезти свою команду, предоставить цех по моему выбору, автономный от других производств, находящихся на предприятии, перенести в этот цех сохранившуюся оснастку, которую можно использовать в технологическом процессе. Это было принято.

Я выбрал цех номер 7, наиболее сохранившийся, который подходил под технологию. Приехали наши специалисты, мы приняли людей, которые еще оставались на заводе и начали работать. Задача стояла, казалось бы, простая – восстановить все модели кранов, а на самом деле весьма сложная, потому что не сохранились архивы. Все модели мы не стали выпускать, остановились на восстановлении мостовых и козловых. Далее выяснилось, что завод имел огромную задолженность, как по деньгам, так и по кранам. То есть брали заказы, но ничего не выпускали. Мы стали работать на погашение этих задолженностей. Через год начали выпускали по одному крану в месяц, но для себя решили производить не менее пяти. Отладили все связи, сделали сайт, восстановили имя Узловского машиностроительного завода. В цехе, который занимал 14 пролетов под одной крышей, разработали новую продукцию: башенный кран, который не выпускался ранее, тяжелые козловые краны. И мы гордились этим, потому что все шло на оборонную отрасль. Спрос был огромный. Мы сделали завод замкнутого цикла, каким он и был когда-то. Восстановили всю технологическую цепочку, заключили договоры с железнодорожными станциями. Мы были законтрактованы практически на год. И последняя продукция, которую произвели, это новый модельный ряд кранов. Наладили кооперацию с другими заводами, охватили города в районе 300 километров вокруг Тулы. И тогда пришла мысль: лучшего места для краностроения я никогда и нигде не видел. На тульских предприятиях есть литейное производство, кузнечно-прессовое оборудование, точная механическая обработка. И все это находится рядом.

– Вот тогда-то вы решили заняться собственным производственным бизнесом, осознав, какие преимущества он сулит?

– Не сразу. Ко мне обратился представитель одной из компаний с предложением изготавливать башенные краны непосредственно на предприятии в поселке Дубовка. Выделили цех, и мы начали выпускать мостовые и козловые краны, а также литейные. По существу, уже стали конкурентами узловскому заводу. Производили по три крана в месяц. Параллельно изготавливали опытные образцы башенных кранов. Завод получил статус российского значения, присутствовал во всех каталогах. Я выполнил свои обязательства- мой контракт закончился. И вот тогда я подумал, что узел краностроения в этом районе может прирасти еще одним предприятием. Но я видел и то, что к тому времени сдает позиции Узловский машиностроительный завод, потому что продолжать наше дело никто не захотел. И в Дубовке производство развиваться не стало.

– Получается, поднимали-поднимали их, а они снова не удержались на ногах?

– Да, из четырех крановых заводов в округе остался только один – в Донском. Я подумал, что надо задержаться здесь. Собрали команду единомышленников и стали создавать предприятие

Это было на какой-то производственной базе?

– Нет. Мы сняли офис и начали выполнять заказы по нашим чертежам. Занимались проектными работами. После этого пошли дальше. Простаивают некоторые заводы, есть не загруженные площади совсем рядом: Северо-Задонский завод,   цех на Узловском машиностроительном, который делал металлоконструкции, а это очень схожая технология. Обратились к ним. В Щекинском районе одно из предприятий обратилось с просьбой спроектировать и изготовить кран. Мы выполнили этот заказ и сделали кран непосредственно на территории заказчика. Наша производственная база сложилась так: в Узловой один цех, в Северо-Задонске второй. У нас в штате 15 человек, остальных привлекаем с тех заводов, где они работают.

– Это и есть те самые кооперационные связи, о развитии которых часто говорят в производственных кругах?

– Да. Когда нам приходит заказ, чтобы спроектировать и изготовить кран, я спрашиваю, есть ли у них территория, где можно развернуть работы. Таким образом мы   сделали шесть кранов в одном из городов, козловой кран на Каширском вагоноремонтном заводе. Там был выделен земельный участок, куда мы привезли металл и полностью кран сварили, потом по частям перевезли на то место, где он должен стоять. В этом году мы продолжили сотрудничество с Каширским заводом.

– То есть потребность в кранах сейчас возросла?

– Она не просто возросла. Многие отрасли остро нуждаются в них. Оживились все. Огромный рынок по разным моделям. При этом, наши краны в два раза дешевле зарубежных. С китайскими, правда, сравнимая цена, но доставка очень дорогая. К тому же китайские производители никогда не выпускают запасные части к своим кранам. Четыре года отработает, и его режут на металлолом. Это не наш путь. Сегодня краны модернизируются в зависимости от потребностей строительства зданий и сооружений. Последние годы все большую и большую популярность завоёвывают краны, которые быстро монтируются и устанавливаются на новом месте. Главной их особенностью является минимальность затраченного на сборку времени, что позволяет максимально эффективно применять башенные строительные краны в таких условиях, когда постоянно не хватает рабочего места, что является насущной проблемой в центре города и в больших мегаполисах.

Одна из последних технологических новинок в сфере высотного строительства – самомонтируемый башенный кран , который на сегодня является бесспорным лидером по скорости сборки на строительной площадке. В результате модернизации в последние годы на основе существующих кранов созданы новые типы башенных кранов для многоэтажного строительства, способные поднимать грузы на высоту свыше 100 м. Башня таких кранов имеет дополнительные секции, значительно повышена надежность их конструкции. Установленные на рельсовом ходу башенные краны удобны в эксплуатации, безопасны в работе, хотя устройство и перебазировка их с одной строительной площадки на другую – дело довольно трудоемкое. Башенные краны на гусеничном, пневмоколесном и автомобильном ходу не нуждаются в устройстве рельсовых путей, по сравнению с кранами на рельсах обладают гораздо большей мобильностью.

– Ваша отрасль зависит от санкций и что в этом плане делается?

– Сегодня вся система управления основана на компьютерах, специальных процессорах и т. д. Много импортных комплектующих. Безусловно, промышленность наша перестраивается. Было много дублирующих предприятий, которые что-то подобное делали. Нас , конечно, санкции коснулось, потому что все конструкторские документы приходится переделывать, но это не так драматично. Пока я не вижу серьезных проблем. Думаю, сумеем все преодолеть. В Туле есть научные предприятия, которые, думаю,   смогут посодействовать общепрому, поэтому я в этом плане абсолютно спокоен. Когда инвесторы обращаются ко мне с такими же вопросами, я говорю, что в Туле есть любые специалисты. Если привлечь их к работе, можно создавать мини-предприятия, которые глобально решат все. Я со многими бизнесменами разговаривал о том, чтобы создать один хороший завод, который смог бы выпускать абсолютно все модели кранов. Мы сейчас выходим с бизнес-планом в Тульскую торгово-промышленную палату, обязательно обратимся к помощникам губернатора,   нельзя упускать такой момент. Крановая отрасль не бывает на одну область, она работает полностью на всю страну.

– Вы доктор технических наук. Получается ли совмещать производство и преподавание в вузе?

– Я никогда не бросаю производство, преподаю на полставки. Практические занятия на младших курсах еще могут осуществляться студентами на лабораторной базе вуза, а вот курсовые, дипломные, магистерские работы должны выполняться преимущественно на базе современных инновационных предприятий, где будущие специалисты знакомятся с производственным процессом, и тогда выпускник приходит на предприятие готовым специалистом. Надо показывать студентам, как развитие науки совмещается с практикой.

Зинаида КАШТАНОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий