Экономика

16:26, 24 января 2023

Общественный транспорт: лучше больше, да лучше

Общественный транспорт: лучше больше, да лучше

С 1 марта проезд в общественном транспорте региона подорожает на 5 рублей. В Туле и райцентрах самой невыгодной станет поездка за наличные: 30 рублей. В случае оплаты банковской картой услуга обойдется в 26 рублей. Как и прежде, наиболее рачительный вариант для пассажиров, не имеющих льгот, – пользоваться картой «Тройка», с которой спишут всего 24 рубля.

Еще один способ сэкономить при условии не только частых, но и регулярных поездок на городском общественном транспорте – приобрести безлимитный месячный проездной билет, стоимость которого возрастет на 200 рублей – до 1200.

Ну а цена месячного льготного проездного для 28 категорий граждан, среди которых пенсионеры, инвалиды с I по III группу, сопровождающие их лица и многие другие, и вовсе останется неизменной – 500 рублей.

Не случится существенного скачка цен и на пригородные перевозки. Ведь с 2021 года межмуниципальные маршруты разделены на три тарифные зоны. I простирается на расстояния до 30 км. Стоимость одного километра пути в ней сейчас составляет 2 рубля 80 копеек, а станет 3 рубля 40 копеек.

Во II зоне – от 30 км и до 60 км – за каждый километр попросят вместо нынешних 2,5 – 3 руб­ля. В III – свыше 60 км – километр пути обойдется не в 2 рубля 40 копеек, а в 2,90.

Для примера: за поездку в 20 километров придется заплатить не 56, а 68 рублей.

Далеко ли уедем?

Изменить тарифы на проезд в общественном транспорте – на уровень инфляции, как это ежегодно делают во многих регионах страны – должны были еще весной 2022-го, однако по всем понятным причинам тогда от индексации отказались. Чего теперь делать, по мнению экспертов отрасли, никак нельзя.

И вот сразу серию писем от ключевых перевозчиков, работающих на городских маршрутах в Туле и межмуниципальных маршрутах в области, получил на минувшей неделе региональный минтранс.

Руководители компаний писали о том, что из-за отсутствия ежегодной индексации стоимости проезда рентабельность перевозок стремительно падает. И просили увеличить расценки существенно: в Туле – аж на 10 руб­лей. Но в правительстве их пыл остудили и, проанализировав ситуацию, урезали предлагаемую дельту вдвое.

Напомним, что и два года назад транспортники просили увеличить стоимость проезда сразу на 10 – с 20 до 30 – рублей. И в тот раз им также было отказано в существенном повышении. А ведь в 2021 году, кода стоимость проезда не менялась шесть лет, предприниматели на транспорте называли ситуацию близкой к критической.

В Тульском региональном транспортном союзе тогда заявляли, что если не пересмотреть стоимость проезда, то «завтра мы просто перейдем точку невозврата по пассажирскому транспорту».

– За те шесть лет, что тариф не повышали, только в Туле число автобусов малой вместимости сократилось с 1,5 тысячи до 350, – рассказывает замдиректора Тульской транспортной компании Александр Васильчиков.

«Если же решение будет принято, предприятия начнут возрождаться. Люди станут возвращаться в бизнес», – заверяли в 2021 году в транспортном союзе. И, как показала практика, оказались недалеки от истины, обе­щая прогресс с ростом стоимости перевозок.

История возрождения

И вот на маршруты стали выходить новые машины.

– Для примера: с 2021 года тариф подняли, и мы за это время смогли на 75 процентов обновить автопарк. Приобрели 103 машины на 50 миллионов рублей,– замечает Васильчиков.

Да и самих маршрутов в области стало больше: в минувшем году открылись еще 14, которые обслуживают 16 населенных пунктов. Теперь регион пронизывают 534 транспортные нити.

Машины сегодня оснащены тахографами – системой, отслеживающей режим труда и отдыха водителей, спутниковой навигацией ЭРА-ГЛОНАСС, терминалами для безналичной оплаты проезда и видеонаблюдением в салонах, как того требует федеральное законодательство...

– С внедрением интеллектуальной транспортной системы, с оснащением транспортной сети новыми техническими средствами появилась возможность конт­ролировать транспортные потоки и улучшать управление транспортом в целом, – замечает доктор технических наук, профессор ТулГУ Игорь Агуреев.

Кто на новенького

Все это, с одной стороны, безусловно, радует пассажиров, но и приводит к увеличению расходов компаний – с другой. Установка одних только видеокамер обошлась транспортникам в 7,5 миллиона рублей. Да и последние два года в контрактах по регулируемому тарифу, которые региональный минтранс заключает с перевозчиками каждые полгода, прописано, что не менее половины всех машин автопарка должны быть не старше пяти лет.

С середины нынешнего года правительство намерено перейти на долгосрочные договоры с перевозчиками. Но за такую гарантированную уверенность в завтрашнем дне предприниматели должны будут взять на себя еще более серьезные обязательства – довести и удерживать количество авто моложе пяти лет на уровне не ниже 75 процентов от своего парка.

Впрочем, уже сегодня в регионе 77 процентов подвижного состава, что работают с льготниками, не старше этого возраста.

Разговор за жизнь

А вот до 2021 года нового транспорта практически не было. И это понятно: в условиях неизменного тарифа обновляться – задача почти непосильная. Да и как развиваться, когда требований становится год от года больше, а средств на их исполнение – меньше, ведь и инфляцию никто не отменял.

То же топливо с позапрошлого года подорожало на 21 процент, электричество, которым кормятся троллейбусы и трамваи, – на 9,2 процента, а, к примеру, кассовая лента выросла в цене аж в три раза. Цены на запчасти для машин тоже не остались стоять на месте. А нужно находить деньги и на то, чтобы ремонтировать механизмы, «освежать» салоны, не забывая все про то же обновление.

Отдельная тема для разговора – должный уровень зарплаты водителей и обслуживающего персонала. Москва-то под боком.

– Если зарплата не растет, то столица как пылесосом выкачивает кадры из транспортной отрасли региона, – говорит председатель Тульской областной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Олег Лесников. – Ведь понятно, что там, где платят больше, условия лучше, туда и работник стремится. Прежде всего речь идет об опытных водителях.

Нехватка кадров может привести к тому, что далеко не весь транспорт, каким бы новым он ни был, будет отправляться в рейс. И кто в первую очередь останется недоволен – вопрос риторический: конечно, пассажир!

Любишь кататься…

Иными словами, не повышая стоимость проезда, нельзя говорить о развитии отрасли.

Правда, как подчеркивает доктор технических наук Агуреев, чтобы это было действительно развитие, игра не должна идти краплеными картами, читай – расчет пассажиров с водителями обязан быть безналичным. Только тогда можно гарантировать, что все доходы, которые перевозчик получает за свои услуги, будут учтены.

Возвращаясь же к разговору о стоимости, сейчас Тульская область – в числе регионов ЦФО с самыми низкими расценками на проезд в общественном транспорте. В городских автобусах, трамваях и троллейбусах – на 12-м месте, на пригородных маршрутах – на 13-м.

Но и после объявленного повышения область в лидеры по стоимости проезда не выйдет. Зато пассажиры гарантировано выиграют, получив качественный и комфортный транспорт.

Инна ПЕТРОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ



0 комментариев
, чтобы оставить комментарий