Экономика

10:52, 16 октября 2019

От улыбки станет всем  вкусней

ВДНХ вновь удивляет! А точнее, это делают ее экспоненты: больше 1500 предприятий из 50 регионов России демонстрировали достижения отечественной аграрной отрасли. Все, чем могут похвастать российские сельхозпроизводители, представлено на площади в 26 с половиной тысяч квадратных метров. Выставка «Золотая осень» прошла в столице в 21-й раз.

Арсений АБУШОВ
Сергей КИРЕЕВ

На позитиве
– Это одно из центральных событий Недели агропромышленного комплекса. Здесь – и демонстрация продукции, которая с успехом экспортируется, и презентации проектов развития сельских территорий, и возможность познакомиться с ре­гио­наль­ными брендами, – приветствовал участников премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая «Золотую осень – 2019».
– Выставка – это уникальный шанс для предприятий позиционировать себя не только на ре­гио­наль­ном, но и на федеральном уровне, – вслед за председателем российского правительства отметил и директор департамента государственной политики в сфере АПК Алексей Степин, который возглавлял делегацию Тульской области.
Агропромышленный комплекс, по словам Степина, на подъеме. Второй раз за три года в регионе собрано более 2 миллионов тонн зерна, и по урожаю рапса с картофелем область остается в числе лидеров. Уверенно идут вверх показатели производства мяса.
В этот раз на ВДНХ представлены более 30 тульских предприятий. Каждое – со своей невероятной историей становления и развития. И каждое – как иллюстрация к наблюдению Дмитрия Медведева о том, что «Золотая осень» – это «одна из самых приятных выставок, потому что она создает позитивные эмоции, даже когда просто прогуливаешься по ее территории. Все улыбаются, и всегда очень хорошее настроение».

Медовые истории
В числе самых улыбчивых – супруги Косолапченко.
– А чем могут заниматься люди с такой фамилией? Конечно, медом! – посмеялся глава семейно-фермерского тандема Алексей. – У нас даже спрашивают, не псевдоним ли это, не рекламный ли трюк? Отвечаем: нет!
– У мужа династические традиции сильные, – охотно вступила в разговор супруга Наталья. – Пять поколений медом занимались, это точно, а может, и больше.
– Дед мой поддерживал про­фес­сио­наль­ные отношения с главным пчеловодом Льва Толстого, – гордо заявил Алексей Косолапченко.
Если мед стал делом жизни нескольких поколений, то почему бы не построить на этом бизнес? Сама себе на этот вопрос чета Косолапченко ответила три года назад: тогда было зарегистрировано крестьянско-фермерское хозяйство – КФХ. Сегодня у фермеров 300 ульев, а еще – 50 га полей, где высаживают в основном медоносы. Так, с весны до осени супруги заняты на производстве меда, а с осени до весны – реализацией продукции.
– У нас клиентская база – человек 500–700 точно есть, но можем и больше меда продавать, и не только тулякам, но и москвичам. Вот ради увеличения производства, расширения рынка сбыта в этой выставке участвуем, – рассказали Наталья и Алексей.

Скажи: сыр!
Их соседям по стенду расширяться уже вроде бы и некуда. Около пяти лет назад сразу пять московских семей решили круто изменить свою жизнь: продали строительный бизнес и занялись сельским хозяйством. Так в деревне Иваньково Ясногорского района появилось новое КФХ, специализирующееся на производстве сыра.
– Реализация продукции, без преувеличения скажу, бешеная. Сегодня у нас 30 коров и 70 коз, мы постоянно пополняем стада, но молока катастрофически не хватает. Дальше расширяться становится тяжело, – поделилась глава сыроваренного беспокойного хозяйства Светлана Сотникова.
А на вопрос, зачем же тогда в выставке участвовать, если и с нынешним спросом на товар с трудом справляетесь, столичная барышня-крестьянка отвечает: мол, этот бизнес не про сверхдоходы, а ради самоуважения.
– Мы, что называется, жесткие патриоты. Делаем продукты на 100 процентов натуральные и хотим Тульскую область – место, где живем и работаем – прославить своими делами. У нашего производства очень маленькая маржинальность, а труд этот очень тяжелый. Но мы к этому готовы. А иначе зачем детей-то рожать? – задала риторический вопрос Светлана.
Она призналась, что и сама идея кардинально жизнь поменять пришла больше 10 лет назад, когда с мужем узнали о том, что ждут первенца:
– Мы решили, что нам важно видеть, как наш ребенок растет, хотим кормить его нормальной едой.

Кюмбор, или Детская игра
Первенец, к слову, не подкачал. Сегодня 10-летний Артур – самый молодой сыровар России.
У мальчика даже есть линейка продуктов.
– Мне как-то захотелось свой сыр сделать, что-то похожее на камамбер, я поэкспериментировал и получил личный сыр. Я подумал-подумал, как его назвать, и придумал – кю́мбор, – с детским задором рассказал Артур.
– Теперь его кюмбор с цветочным ароматом – хит в наших магазинах. Несмотря на то что стоит килограмм 3,5 тысячи руб­лей – ведь на него и сырья много уходит, и выдерживается он от трех до шести месяцев, – от покупателей отбоя нет, – с гордостью заявила мама. – Какие хитрости и премудрости Артур знает? Детские руки ли? Божий дар?.. Нам только гадать остается. Сколько взрослые ни пробовали повторить – ничего не выходит.
– Вот ты посмотри, как вы­гля­дит-то! – У витрины с тульскими сырами с восторгом перешептывались двое мужчин.
– Нравится?
– Да! Это настоящие крафтовые, ремесленные сыры. Мы сами занимаемся сыроварением в Брянске, и вот решили походить по выставке, посмотреть, что у кого есть интересного. У туляков очень достойный прилавок, – охотно поделились впечатлениями компаньоны Александр Бобков и Максим Огурной.
Между тульскими и брянскими сыроварами завязался разговор – правда, малопонятный окружающим, поскольку шел на про­фес­сио­наль­ном сленге.

Сладкая жизнь
Традиционно много посетителей и у кондитеров из Белева. И пусть белевская пастила хорошо известна и любима жителями Первопрестольной, напомнить о себе никогда лишним не будет.
– Тем более что мы не перестаем удивлять рынок: стараемся каждые полгода новый продукт производить, – заметила Светлана Веселова, представлявшая стенд со сладостями. – Началось все с пастилы, потом стали выпускать мармелад, смокву, зефир. А вот теперь и жидкий взбитый зефир делаем. Его можно мазать на хлеб, печенье или даже делать коктейли с ним.

Иди и смотри
Среди участников тульской экспозиции и руководитель крупнейшего в регионе сельхозпредприятия Александр Попов. Товар лицом в этот раз он показывать не стал – мол, нет в том нужды: мы за пределы своего региона не выходим, наша продукция таким спросом дома пользуется, что впритык хватает обеспечивать жителей Тульской области.
– То есть вы сюда приехали не себя показать, а на других посмотреть?
– Так и есть. Я все два десятка лет приезжаю на эту выставку. Скажу, что со временем заметно меняется качество продукции, ассортимент, упаковка… И все – в лучшую сторону. Я вот хожу, смотрю, что сейчас на рынке востребовано, оцениваю, что может быть нами воспринято и стоит ли нам это выпускать в перспективе, – поделился Александр Федорович.

1000 «Дюймовочек»
на колобок
Посмотреть, подивиться, изучить, восхититься, за себя порадоваться или опыта набраться – на выставке пытливому глазу и уму занятий было предостаточно. Вот на одной полке вместе оказались «Суворов», «Деникин» и «Колчак» – так называются сорта сладкого перца, которые представили столичные селекционеры. А вот вино натурального брожения. Напитки из сибирских ягод – клюквы, черники, брусники, жимолости – предлагает Томская область.
– В Сибири наш бренд хорошо известен, а вот в Центральной России пока практически нет, надеемся, что «Золотая осень» нам поможет стать более узнаваемыми, – за­улы­ба­лась представитель завода Анисия Крестьянинова.
Конкуренты у томичей – предприятия Краснодарского края. Мордовия с йогуртами и колбасами соперничает за посетительский интерес с тамбовчанами. Орел готов хвастать наливными яблочками, а Республика Саха в первую очередь – мехами, во вторую – ножами, а еще – впечатлять на­цио­наль­ными оберегами и амулетами. Камчатка – это обязательно рыба. Оренбург привез на выставку каравай высотой в полметра, а в Брянске испекли колобок, да таких размеров, что впору писать с большой буквы: Колобок.
– На него у нас пошло 1000 «Дюймовочек», – хитро улыбнулась инженер-технолог местного хлебозавода Надежда Каплицкая. – «Дюймовочки» – это такие маленькие булочки. Вот из них мы и «слепили» нашего колобка. Он у нас гигант – 80 сантиметров в диаметре. Делали его специально к выставке. Хотели всех удивить, поразить! И у нас это получилось. Колобок сегодня – супермодель для селфи.

Картины и цветы
Надежда Николаевна с особой охотой разговаривает с туляками. Сама она – уроженка Суворова Тульской области, а в Брянск попала после учебы по распределению. Так там и живет всю жизнь, а на малую родину к маме и друзьям наведывается.
– Я ваш стенд уже посмотрела. Очень понравился. Молодцы! Вообще выставка с каждым годом все лучше становится. Я-то сюда с 2005 года регулярно приезжаю: мне есть с чем сравнить. Знаете, как-то каждый раз думаешь: ну уже все придумано, сделано, показано. А оказывается, что нет, удивляться не перестаешь находчивости, изобретательности людской! – восторгается Каплицкая.
Как иллюстрация ее слов – стенд города Орла. Пусть экспозиция небольшая, но задумка впечатляет.
– Издалека – картина, а подошел – можно и куснуть! – в голос смеются две посетительницы, пораженные мастерством технологов хлебокомбината.
– «Орловское полесье» – так называется эта съедобная картина, – заметила представитель стенда Валерия Брылева.
Еще больше удивила экспозиция уральского гиганта по производству удобрений: пусть не миллион, и не только алых, и не одних лишь роз, но порядка 100 тысяч цветов в «букете». Говорят, композицию без сна и отдыха собирали на протяжении трех суток.
– Мы могли бы и тыквы разместить, но их тут и без нас хватает, а вот цветы… – загадочно и не без доли самолюбования прокомментировали флористическую находку представители Пермского края.

О самом главном
Впрочем, за попытками удивлять всегда есть риск упустить что-то важное. И это хорошо поняли японцы, которые второй год подряд принимали участие в выставке.
– В прошлый раз в рамках перекрестного Года Японии и России азиатские гости выступали официальными партнерами выставки, – охотно поделились впечатлениями переводчицы. Пул из пятерых человек остался неизменным за два года. – Модные рестораторы, телеведущие кулинарных шоу из Страны восходящего солнца тогда устроили здесь невероятные представления. За таким действом несколько отошла на второй план работа по налаживанию связей. Потому в этот раз японцы решили переформатировать свое участие в «Золотой осени». Теперь только деловая программа и переговоры. Знакомят посетителей выставки со своими технологиями – например, по выращиванию грибов; рассказывают о возможностях по поставкам японской земляники, дезинфицирующих средств, ферментационных аппаратов; презентуют устройства для переработки куриного помета в удобрения.
Всего в работе выставки приняли участие делегации из 17 стран. И зарубежные контакты всегда тулякам интересны. В рамках на­цио­наль­ного проекта «Международная кооперация и экспорт» регион активно наращивает экспорт сельскохозяйственных товаров. Только за первые шесть месяцев этого года Тульская область поставила за рубеж продукции на сумму более 120 миллионов долларов. Основа экспорта – переработка зерновых культур, рапса, затем идут кондитерские изделия и продукция мясной переработки.
И перспективы, как замечают эксперты продовольственного рынка, будут только расти. Во-первых, потому, что ре­гио­наль­ные бренды – это уникальные продукты, прошедшие проверку временем. Во-вторых, товары с привязкой к месту имеют высокую долю доверия. А значит, и дифференцировать их – читай, отделять зерна от плевел – среди массы аналогов на мировом рынке гораздо проще.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему