Экономика

«СПЛАВ»: прорыв по вертикали! Но в какую сторону?

Второй раз страна и Тула отмечают День оружейника. ОАО «НПО «СПЛАВ» встречает профессиональный праздник на подъеме. На недавно прошедшем Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2013» оборонное предприятие впервые продемонстрировало новые авиационные ракеты. На достойном уровне было представлено и традиционное вооружение. Но в бочку меда свою ложку дегтя накануне торжества подмешали энергетики... Сможет ли «оборонка» в сложившихся условиях сохранить курс на развитие? Об этом наш разговор с генеральным директором – генеральным конструктором ОАО «НПО «СПЛАВ», Героем России, лауреатом Ленинской и Государственной премий РФ, академиком РА РАН, доктором технических наук, профессором Николаем Александровичем Макаровцом. Ракеты для авиации – Николай Александрович, но сначала о позитиве – очередном прорыве «СПЛАВа». Я имею в виду создание авиационных ракет. Ведь, насколько известно, в Туле еще никто не посягал на такое «сближение» с воздухом? – Это победа наших конструкторов. Действительно, на недавнем «МАКСе» предприятие продемонстрировало новые авиационные ракеты калибра 80 и 122 миллиметра. Причем изделия специально не готовились к выставке в единичном экземпляре. В этом году они уже были показаны и доброжелательно восприняты в Арабских Эмиратах. Скажу больше: многие фирмы – разработчики самолетов и вертолетов – сейчас ведут переговоры о закупке таких ракет. Благодаря «СПЛАВу» в Тулу пришло авиационное вооружение. – Как часто ваше предприятие участвовало в выставках, подобных «МАКСу»? Ведь это же неспецифично для создателей РСЗО? – Авиасалон устраивался в 13-й раз, и всегда «СПЛАВ» приезжал в Жуковский. В этом году мы участвовали в составе объединенной экспозиции предприятий, входящих в ОАО «НПК «Технологии машиностроения». Среди постоянных организаций и специалистов, посещающих салон, сложился своеобразный клуб любителей «МАКСа». Нас здесь уже знают и намеренно приезжают, чтобы увидеть новинки традиционного направления «СПЛАВа» – реактивных систем залпового огня. Чтобы показать потенциальным заказчикам достижения в военном и гражданском направлениях, на сей раз предприятие продемонстрировало макеты реактивных снарядов 9М522 и 9М218 к РСЗО «Град», головной части реактивного снаряда 9М531 к РСЗО «Смерч», неуправляемой авиационной ракеты С-8ОФП и гибкие печатные кабели. Экспозиция привлекла внимание военных и технических специалистов Казахстана, Украины, Китая, Ирана и ряда других стран. – Говоря о заинтересованности зарубежных гостей, следует, наверное, упомянуть и о вашем участии в заседании Делового Совета Международной Комиссии по ВЭС государств – членов ОДКБ? – Это было одним из пунк­тов повестки дня авиасалона. Комиссия Высшего Экономического Совета (ВЭС) периодически собирается на выставках. На них представители промышленности стран Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) обсуждают свои насущные проблемы. (Напомним, что в ОДКБ вошли почти все республики бывшего СССР – Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. – О. Л.) На последней встрече обсуждалось, как поступить с российским оружием, отслужившим свой век, которое скопилось в странах ОДКБ. Мы обменялись мнениями о построении системы эксплуатации, продления гарантийного срока и утилизации наших изделий и договорились о взаимодействиях в дальнейшем. Кстати, один из вариантов – создавать совместные предприятия по утилизации. Лучше всего в этом смысле у нас складываются отношения с белорусами. В небе – беспилотник, а в космосе – кабель – Возвращаясь к теме авиастроения: как вы думаете, найдет ли она развитие на Тульской земле или все ограничится авиационными ракетами «СПЛАВа»? – Уже сейчас приятно удивило то, что независимо от «СПЛАВа» на «МАКСе» появился самолет-беспилотник, который разработал Тульский государственный университет. Впервые на выставке мы увидели павильон детского творчества. Интересные проекты представили многие школы Москвы и Подмосковья (например, Люберец), где дети занимаются авиамоделированием. Это были не только самолеты в миниатюре, но и различные роботы. Я мечтаю о том, чтобы в недалеком будущем в авиасалоне приняли участие и тульские дети. Наше предприятие ведет кружок ракетно-авиационного моделирования. И я обязуюсь, что через два года наши школьники будут блистать в Жуковском… А «СПЛАВ» даже в космос «взлетел»! На «МАКСе» мы демонстрировали продукцию, которая используется практически во всех отечественных спутниках и ракетах. Это наша национальная гордость – гибкий плоский кабель. Дело в том, что цена отправки в космос полезного груза очень высока – примерно 10 тысяч долларов за килограмм. Сражаться за уменьшение веса летательных аппаратов конструкторам приходится очень серьезно. А наши специалисты создали уникальный кабель, который «сглаживает» остроту проблемы. Сейчас без него не летает ни один спутник. – Николай Александрович, получается, что «СПЛАВ» сейчас на подъеме? – Возрождение переживает и вся оборонная отрасль. Это связано с изменением в структуре нашего министерства. А материальной базой для развития послужили принятые Федеральные целевые программы оборонного комплекса. Государство стало выделять солидные средства для предприятий. Например, на «СПЛАВе» по программе софинансирования (30 процентов – собственных средств, остальное дает государство) выстроено прекрасное представительское здание, запущен производственный корпус, закупается новейшее оборудование. Надо сказать, что за годы существования Российской Федерации такие программы еще не проводились. Погребение успехов под тарифами – Надолго ли сохранятся положительные тенденции, как считаете? – Наверное, в нашей стране хорошо не может быть долго. Я говорю о ситуации с тарифами на электроэнергию. С 1 июля Постановлением Правительства РФ был запланирован повсеместный переход предприятий на новые условия оплаты электроэнергии: за потребленные киловатты и за мощность оборудования. Но методика такова, что мы получили «дикий», неоправданный рост тарифов. Во всяком случае для предприятий Тульской области цены за электроэнергию поднялись на 30–80 процентов. (Конкретная величина зависит от категории организации.) Но эта ситуация не соответствует постановлению Правительства России, в котором говорилось об удорожании всего лишь на 14 процентов. В конечном итоге такая политика приведет к разорению многих энергоемких заводов. В самом оптимальном варианте – снизится собираемость налогов, потому что платить их будет просто не из чего. – И что, такая устрашающая ситуация наблюдается повсеместно? – Нет, мы провели мониторинг тарифов в соседних регионах – например, Брянской, Орловской – и далекой Новосибирской областях, и поняли, что Тульская в этом смысле – лидирует. Это заставляет нас, оборонщиков, принимать кардинальные меры. Мы будем добиваться пересмотра тарифов. А для этого, во-первых, обратимся в правительство страны и во-вторых – в Федеральный антимонопольный комитет. Потому как здесь явно просматриваются интересы монополистов. Ведь на цены 2013 года существует экономический дефлятор Министерства обороны, который утвержден Минфином РФ. И его значения существенно ниже. Союз машиностроителей Тульской области, который я представляю, уже дважды встречался с энергетиками региона. Но понимания вопроса мы так и не нашли. Кстати, к Союзу машиностроителей сейчас примыкают и другие предприятия, возмущенные ситуацией. На данном этапе нами обсуждается возможность отказа от услуг Тульской сбытовой компании. Существует и еще один рычаг воздействия. В созданном недавно Общероссийском народном фронте образована специальная комиссия, которая контролирует действия монополий. Очевидно, и нам придется привлекать Тульский народный фронт. Кстати, уже с 1 октября он начнет функционировать… Ольга ЛАНИНА Андрей ЛЫЖЕНКОВ P.S. Пока верстался номер, состоялась еще одна, третья по счету, встреча представителей Союза машиностроителей с энергетиками Тульской области. Найден ли консенсус? Мы расскажем об этом отдельно.

Другие новости