Экономика
Тула – «морская держава»?
- 09:00 24 января 2014
Кто бы мог подумать, что в сухопутном городе Туле создаются уникальные морские комплексы? Они и от врага защитят, и запасы рыбы обнаружат. А если повезет, то и золото на затонувших кораблях найдут. Недавно коллектив специалистов ОАО «НПО «СПЛАВ» был удостоен региональной премии имени знаменитого оружейника Стечкина. Сегодня один из них – начальник отдела Александр ВЕРБОВЕНКО – «погружает» нас в тайны изобретения.
– Александр Андреевич, что же вас в очень удаленной от моря географической точке вдохновляет на «морские открытия»?
– А в тульском воздухе присутствуют морские нотки. Я вообще считаю, что город оружейников – еще и «морская держава». Посудите сами, многие наши земляки в разное время были участниками великих экспедиций или служили на флоте. Алексей Чириков открыл Аляску, Василий Ртищев одним из первых увидел восточный берег Сахалина, где и остался служить командиром порта, Татьяна Прончищева была первой в мире женщиной-полярницей – ее именем названа бухта в море Лаптевых, ну а Всеволод Руднев, как все знают, командовал крейсером «Варяг». И этот список можно долго продолжать.
– Давайте вернемся к концу прошлого года. В декабре вы, как один из авторов темы «Создание ракеты-носителя морского базирования для доставки гидроакустической аппаратуры в зону оперативного действия», были награждены премией имени Б. С. Стечкина. Эта работа уже успела заинтриговать многих. Расскажите, пожалуйста, о ее сути.
– Наша ракета-носитель – пример эффективного использования двойных технологий. Она пригодна как для военных, так и для мирных целей. Но начну я с боевого применения.
…Каждый военный корабль должен быть защищен от происков противника со всех сторон. Так называемую верхнюю полусферу судна обычно охраняют комплексы ПВО, а коллектив «СПЛАВа» разработал «щит» для нижней полусферы.
Углубимся немного в историю. С начала 60-х годов ХХ века на вооружении кораблей стоял противолодочный комплекс «Смерч-2» с пусковой установкой РБУ-6000 и противоторпедный комплекс РБУ-1000. Со временем они стали морально устаревать. К концу 80-х назрело решение об их модернизации. В первую очередь конструкторы должны были повысить эффективность системы за счет замены старой реактивной бомбы на высокоинтеллектуальный снаряд.
Работу эту наряду с другими организациями поручили и «СПЛАВу». В итоге был создан совершенно новый боеприпас. На свет появилась противолодочная ракета с самонаводящимся подводным модулем, позволившая уменьшить расход боеприпасов в десятки раз. Это был научный и технический прорыв. По первоначальному замыслу, ракета должна была бороться как с подводными лодками, так и с вражескими торпедами. Однако последняя задача не совсем вписывалась в идеологию изделия.
Пришлось идти другим путем. Противостоять торпеде напрямую очень сложно. Она движется на больших скоростях и во многих смыслах представляет собой неуязвимую цель. Поэтому одним из направлений работы стало создание выстреливаемых средств гидроакустического противодействия.
Что это такое? Гидроакустическая аппаратура помещается в специальный буй. Он доставляется ракетой-носителем к месту возможного прохождения торпеды, плавно отделяется от нее и всплывает на поверхность. А затем начинает действовать в разных режимах. Один из них создает заградительные помехи для торпеды. Если говорить предельно популярно, то эти буи имитируют такое акустическое поле, которое сбивает с толку торпеду. Она не находит корабль и не может его поразить. Причем гидроакустические буи способны мгновенно, в считаные секунды, определить и задержать врага.
Саму аппаратуру разрабатывал научно-исследовательский институт в Санкт-Петербурге. А мы создали систему ее доставки. Это очень сложный вопрос. Еще из школьной физики известно, что вода оказывает сопротивление на тело, которое в нее входит. При вертикальном погружении без парашюта буй испытывает огромные перегрузки. Поэтому нам надо было создать ему комфортные условия, чтобы при отделении от ракеты-носителя не возникало никаких соударений с ней.
Мы просчитали, проработали и многократно испытали все сложные моменты. И в итоге появилась ракета-носитель с так называемой «мягкой» доставкой гидроакустического буя.
– Кто еще, кроме вас, занимался этой темой?
– Целая группа специалистов – заместитель начальника отдела Валерий Иванович Бондаренко, ученый секретарь Ирина Викторовна Князева, инженер-конструктор первой категории Валентина Григорьевна Терехова, заместитель начальника отдела Вячеслав Николаевич Шахов. Все они, так же как и я, награждены премией имени Б. С. Стечкина. А помогал нам огромный коллектив «СПЛАВа».
Для решения множества задач привлекались предприятия и научно-исследовательские институты чуть ли не со всей России. А во время испытаний наши установки побывали на полигонах в северных морях и даже в Киргизии на озере Иссык-Куль.
– Сколько времени пришлось потратить на разработку изделия?
– Основа была заложена еще при модернизации «Смерча-2». Затем последовал некоторый перерыв для осмысления следующего уровня, и в конце 90-х годов прошлого века наконец был подготовлен так называемый оценочный план. А с 2001-го началась непосредственно разработка. Если отбросить большие перерывы, то «чистого» времени набежит лет 5–6.
– Вы уже упоминали, что ракета может использоваться и в мирных целях. Например, как своеобразный транспорт для доставки чего-либо?
– После небольших доработок ракета-носитель послужит людям и на «гражданке». Доставляемый с ее помощью гидроакустический буй сейчас используют для «закрытия» района прохождения подводных лодок. Но вместе с тем такое «транспортное средство» привезет вам и «радиобуи», чтобы найти рыбные косяки или затонувшие объекты, определить подводные скалы и рифы. Ракету-носитель можно применять в качестве выбрасывателя спасательных средств. Когда, например, корабль не может вплотную подойти к тонущему судну.
Одним словом, у нашего технического решения – большие перспективы.
– Существуют ли в мировой практике аналоги вашей конструкции?
– Наша страна была одной из первых на этом пути, но сейчас схожие разработки стали появляться и в других государствах. Например, в Соединенных Штатах Америки, Швеции, Германии, Франции и Италии.
– Входит ли ракета-носитель в номенклатуру гособоронзаказа?
– Мы уже говорили об ее универсальности. Кроме гидроакустической аппаратуры двигатель способен доставлять и другие полезные грузы. Например, боевой самонаводящийся модуль. Поэтому определенные составляющие ракеты включены в гособоронзаказ.
– Предполагается ли поставлять новую разработку за рубеж? Может быть, с кем-то уже ведутся переговоры?
– Желающих приобрести российскую ракету-носитель более чем достаточно. Но пока продавать ее мы не спешим.
– А теперь расскажите, пожалуйста, немного о себе. Где вы учились, как пришли на «СПЛАВ»?
– Я – коренной туляк. В свое время окончил машиностроительный факультет Тульского политехнического института по специальности «производство летательных аппаратов» и всю жизнь работаю на «СПЛАВе». В 1977 году поступил в Киеве в заочную аспирантуру при Институте гидромеханики Академии наук Украинской ССР. А в 1983-м защитил кандидатскую диссертацию. Женат. У меня две дочери и четверо внуков, так что есть кому посвящать свободное время…
– Александр Андреевич, в нашей стране недавно создан Фонд перспективных исследований. Как раз о нем говорил президент Путин во время последнего визита в Тулу. Если бы вас спросили, какой из проектов «СПЛАВа» вы предложили бы в этот фонд?
– Конечно, в первую очередь – создание дальнобойных управляемых систем залпового огня на базе калибров 122 миллиметра и 300 миллиметров.
– А из близкой вам морской тематики?
– Было бы целесообразным начать работы по созданию многофункционального комплекса для кораблей, который одновременно решал бы задачи защиты подводной части боевого судна, поражения береговых целей и поддержки высадки десанта. Пока ни у кого в мире такого комплекса нет, и мы надеемся быть первыми. У «СПЛАВа» уже существуют научные разработки подобных идей и оценки возможностей их воплощения…