Крупным планом

17:02, 05 декабря 2022

Переводчик, волонтер и даже отчасти завдетсадом. Философия тулячки Светланы Ведерниковой

Переводчик, волонтер и даже отчасти завдетсадом. Философия тулячки Светланы Ведерниковой

В понедельник в России отметили День добровольца (волонтера). Их у нас сотни, тысячи! Одна из этой когорты – Светлана Ведерникова, председатель Тульской региональной общественной организации «Близко к сердцу», финалист премии «#МыВместе». По образованию – переводчик и преподаватель немецкого языка (с отличием окончила иняз Тульского педа), училась и работала в Германии, у нее немецкие корни. Говорит, все это – потрясающий опыт, который очень помог ей в выстраивании повседневной деятельности, в правильном планировании. Но вместе с тем сегодня она помогает переводить… с русского на русский. Как это? Сейчас объясним.

Начали со стоматологии…

– Проект «Сердце с Донбассом», которым мы занимаемся, вырос из проекта «Доступная медицинская помощь», суть которого – именно помощь сельским жителям в получении высококвалифицированной помощи врачей на местах: чтобы селяне, особенно в населенных пунктах с достаточно низкой транспортной доступностью, пожилые, многодетные мамы имели возможность получить помощь разных врачей, – рассказывает Светлана Сергеевна. – В марте 2022-го проект действовал вовсю, мы выиграли грант, международную премию гражданского участия «Мы вместе», появилась организация «Близко к сердцу». Мы готовились к выездной консультации в новомосковский поселок Красный Богатырь, а рядом есть село Стрельцы – туда, в Стрельцы, как раз приехала группа вынужденных переселенцев. Они узнали про нас, обратились к нам, изначально им очень нужна была стоматологическая помощь. А у нас передвижного стоматологического комплекса нет, но мы стали посредниками. С этого все и началось. Это психологически трудная тема. Помню, как я говорила: «Я не буду заходить в это направление». И не потому, что не хотела. А опасалась, что с этими эмоциями очень трудно будет справиться. И будет трудно вообще работать. Но на каком-то этапе поняла: «По-другому все равно не получится у меня».

Светлана Ведерникова.JPG

Светлана Ведерникова

Начали со стоматологии, я встретилась с Алексеем Эрком. Он предложил нам оказать содействие в организации стоматологической помощи для вынужденных переселенцев в Стрельцах и еще в одном ПВР, куда мы пока не добрались. Сначала прибыл передвижной комплекс. Приехали на выездную консультацию с нашими врачами.  

Но просто приехать и посмотреть? Это не для Ведерниковой и ее единомышленников. Волонтеры взялись за полную комплексную помощь: за свои деньги закупили лекарства, вещи (ведь многие переселенцы уезжали буквально только в том, что на них было). А в Мариуполе, когда эти люди покидали город, намного теплее было, чем в Тульской области, поэтому кто-то оделся «не по сезону»: в легких курточках, в жилетках. А еще добровольцы приобретали очки – в пути у кого-то побились очки. Или же они были утрачены в подвалах, где люди укрывались от обстрелов.

– У одной женщины очки у разбились, а к тому же зрение у нее в ту пору упало с -6 до -10, – продолжает собеседница. – Мы начали помощь с окулиста, записывали людей на разные консультации, некоторым даже сделали а итоге операции на глаза. А потом эти выезды стали постоянными. Мы подключили и психолога. Это член нашей команды, партнер, коуч проекта Ольга Владимировна Силаева из детского оздоровительно-образовательного центра в Новомосковске. Она и со мной работала. Для того чтобы оказывать помощь этим людям, в первую очередь самой мне нужно было эмоционально на плаву держаться. Очень тяжело было. Потом переселенцы прибыли в Гремячее. Мы хотели уже заходить в ПВР в Донском, но понимали: у нас материальных ресурсов просто не хватит, а все же за свой счет – а там много людей. И тут случайно узнала: в соседний ПВР в 5 км от Стрельцов привезли людей, всего 35 человек из-под Харькова. И мы пришли к ним. И с ними также психолог работает. В стационарном режиме. Сначала она к ним ездила. Но ввиду того, что бензин нам не оплачивают, а постоянно туда ездить накладно, перешли на телеконсультации. А потом настал переломный момент в проекте – нам выразили готовность оказать спонсорскую помощь.

…продолжили как психологи

Волонтеры – сплоченный коллектив, люди, с которыми и в огонь, и в воду. Ведерникова признается, что на них полагается на 1000 процентов. Сейчас их 40 человек, среди них появились студенты Рязанского госмедуниверситета. В ПВР выезды всегда очень энергозатратные, очень много людей, а как такового приспособленного помещения нет. Взять анализ крови? У волонтеров имеются портативные переносные устройства. Есть два психолога. Сотрудничают два врача из федеральных клиник, один из которых ведет детское направление.

_L9A8792.JPG

Так в начале года на Московском вокзале в Туле встречали вынужденных переселенцев

– Люди были в потерянном состоянии, – вспоминает Светлана Ведерникова. – А наша история про то, как завоевать доверие. Наш рекорд – 70 человек приняли за одну консультацию. Это в комплексе разных тем. Потом приезжаешь оттуда – и падаешь без сил. Люди разные. У кого-то обострились неврологические заболевания, настолько замкнулись, что нам пришлось привлекать психиатрическую службу. А есть те, кто охотно общается. Но страшно, когда начинают рассказывать дети. Это необычно: девочка без единой эмоции на лице, даже брови не шевелятся. Это, оказывается, такая защита. А потом эта девочка на консультации с психологом разрыдалась. А до этого не могла плакать – все эмоции были заблокированы. А потом прорвало. Был ажиотаж на консультации психолога. Самый большой успех нашего проекта – выпущенные в жизнь семьи, которые сейчас работают, снимают квартиры. Мы с ними дружим – и за ними, скажем так, присматриваем. У нас есть юрист, который может проконсультировать. Вот смотрите: люди дома у себя были мотивированными, целеустремленными, а сюда приехали и – просто потерялись. О себе я в этой связи говорю с юмором: «Я теперь заведующая детсадом» – это когда у взрослых людей защитная поведенческая реакция выглядит так, как будто ты общаешься с маленькими детьми. Мы сейчас выиграли Всероссийский грантовый конкурс «Молоды душой», у нас открываются доброцентр для серебряных волонтеров и доброцентр со стандартным набором услуг. На фоне побед за последнее время я поменяла многое: от описания проекта и до своего гардероба, я навела порядок в компьютере, в мыслях, в доме. Пришло понимание ответственности. Новых возможностей помочь людям. Помните песенку? «Эй, приятель, посмотри на меня! Делай, как я!» Мы хотим быть полезными, хотим вместе с представителями власти, разными структурами решать вопросы – про страну, про людей, которые сделают нашу жизнь лучше.

Надо просто действовать

Философия волонтера Ведерниковой проста. Надо действовать. Чтобы написать заявку на конкурс, грант – надо что сделать? Правильно, надо сесть и написать заявку! А если думать, что я не смогу победить, что у меня ничего не получится, то ты действительно не сможешь ничегошеньки.

– Ты никогда не знаешь своих возможностей и ресурсов – они открываются в процессе, – говорит собеседница. – Мы под носом у себя не видим возможностей. Раньше мы набирали 40 тысяч рублей на очки – я так радовалась. Но это один этап. А можно получить гораздо большую финансовую помощь. Вот вы заходите в ПВР на 150 человек. Как можно помочь Мише и не помочь Маше? Значит, бери на себя ответственность за всех 150 человек! А когда говорят: «Это все хайп» – отвечаю: «Приезжайте и вместе с нами поучаствуйте в хайпе». Мы только рады будем любому волонтеру!

Сергей МИТРОФАНОВ
Антон ХАИТ, Сергей КИРЕЕВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий