Рекламный баннер.

Музейное лето

14:13, 22 июля 2022

История одного экспоната: Красота летнего Севера

История одного экспоната: Красота летнего Севера

Лето – время путешествий. Для художников путешествия – это не столько отдых, сколько, напротив, время творческих поисков, тщательного фиксирования впечатлений, возможность вынашивания серьезных планов.

Произведение из основной экспозиции Тульского музея изобразительных искусств, о котором пойдет речь – «Архангельский порт на Двине», тоже появилось во время творческой поездки. В августе-сентябре 1894 года Константин Коровин и Валентин Серов совершили путешествие в отдаленные северные губернии России. Двумя месяцами ранее экспедиция министра финансов Сергей Витте обследовала места, по которым должна была пройти железная дорога, вскоре связавшая Центральную Россию с Вологдой, Архангельском, Мурманском, а затем и с Норвегией. В экспедиции Витте сопровождал Савва Мамонтов, предприниматель и меценат, имевший не только прямое отношение к железнодорожному строительству, но и мыслящему гораздо шире.

Уже задумывая свое участие в Нижегородской выставке 1896 года (грандиозном смотре промышленных успехов России), Мамонтов предполагал представить Русский Север как край, таящий огромные богатства. С этой целью Мамонтов командировал двух замечательно талантливых художников, связанных крепкой дружбой – Константина Алексеевича Коровина (1861–1939) и Валентина Александровича Серова (1865–1911). Эскизы и зарисовки, привезенные из этого путешествия, были использованы впоследствии Коровиным не только для оформления павильона на Нижегородской выставке, но и позже, для создания панно, украшавших павильон Отдела окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 года (для Северного отдела).

Суровая и лаконичная природа Севера поразила Коровина, навсегда полюбилась художнику, покорила его красотой серебристо-серой гаммы. В достаточно сжатые сроки Коровин разработал и выполнил для Нижегородской выставки 10 масштабных панно (в среднем 3 на 4 метра каждое); все панно хранятся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Вот их список: «Северное сияние», «Базар у пристани в Архангельске», «Ловля рыбы на Мурманском море», «Охота на моржей», «Белые медведи», «Первые шаги изыскателей в тундре», «Постройка узкоколейки в тундре», «Разделка туши кита», «Тюлений промысел на Белом море», «Фактория на Мурмане».

Как отмечают исследователи, панно редко повторяют сюжеты северных этюдов Коровина, но на огромных холстах прежде всего присутствуют ощущения художника, пережитые при непосредственном общении с суровой природой. Нужно обязательно упомянуть, что Нижегородская выставка произвела грандиозное впечатление, пресса много писала о ней, и самыми многочисленными упоминаниями были восторженные впечатления от Павильона Крайнего Севера, оформленного Коровиным.

иллюстрация2.jpg

 Не все первоначальные наброски получили окончательное воплощение на больших холстах, некоторые претерпели серьезные изменения. Например, Коровин написал несколько этюдов, посвященных Архангельской ярмарке, в том числе и тот этюд, который экспонируется в залах ТМИИ. Коровин писал порт с разных точек зрения, и в итоге из морского сюжета с многочисленными рыбачьими шхунами у пристани («Пристань у города Архангельска. Ярмарка», Государственная Третьяковская галерея) или из эскизно написанной части пристани (как в нашем случае) в итоге получилось монументальное многолюдное полотно с торговыми рядами, оживленным движением и панорамным пейзажем морской гавани.

иллюстрация3.png

Совсем скоро (15 июля) в Тульском музее изобразительных искусств откроется выставка произведений из фондов Воронежского областного художественного музея имени Ивана Крамского. Это уже не первая обменная выставка, которая осуществляется в музее по Нацпроекту «Культура». Будут показаны произведения известных художников 18–20 веков. Самое примечательное, что в фондах Воронежского областного художественного музея хранится работа Серова «Архангельский порт. Этюд», написанный во время совместной творческой поездки с Коровиным.

По материалам сотрудницы ТМИИ Марии СЕРОВОЙ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий