Музейное лето

12:57, 21 июля 2022

В гостях у туляков – шедевры

В гостях у туляков – шедевры

#333333;">Многие художники, творившие на рубеже #333333;">XIX#333333;">-#333333;">XX#333333;"> веков были мног#333333;">осторонне одаренными личностями, прославившими свои имена как преподаватели, организаторы и общественные деятели. И тем величественнее их полотна, созданные вовсе не вопреки, а благодаря…

#333333;">Не пейзажист – и слава Богу!

#3c3c3c;">Знаменитый Иван Крамской, оставивший значительный след в развитии русской культуры 60–80-х годов позапрошлого века, обрел известность, как теоретик искусства, как вдохновитель Петербургской Артели художников и один из учредителей знаменитого Товарищества художественных передвижных выставок.  Но чего стоят его портреты!

#222222; background: white;">Современник художника, критик Стасов, как-то сказал об этом мастере, что он мало способен к сочинению и написанию картин. Но в том то и его величие, «ведь Крамской был гениальным портретистом: прежде, чем приступить к работе, он подолгу изучал черты лица и вникал в человеческую натуру».

#222222; background: white;">Поэтому нам так близки и понятны с детства знакомые «Неизвестная» и портрет «Льва Николаевича Толстого». Сегодня эти холсты хранятся в Третьяковской галерее, между тем в прошедшую среду в#333333;"> Тульском музее изобразительных искусств открылась обменная выставка «Русское искусство XIX века» из фондов Воронежского областного художественного музея имени Ивана Николаевича Крамского.

#333333;">И среди других шедевров на вернисаже представлена картина, написанная мастером в#3c3c3c;"> период расцвета своего таланта – это портрет сына Анатолия, будущего известного математика, выполненный в 1882 году.

#3c3c3c;">Как рассказала первый заместитель генерального директора Тульского музейного объединения Марина Кузина, на выставку в столицу оружейников привезено тридцать полотен разных художников. Переговоры об обменной выставке начались еще в прошлом году.

#3c3c3c;">– Мы вели тонкие дискуссии, понимая, что претендуем на произведения высочайшего уровня классического искусства, а ведь это огромная ответственность и перед Воронежским музеем, и перед всеми людьми, неравнодушными к искусству. Практически все картины, которые представлены на нашей выставке, находились в основной экспозиции. И это, конечно, всегда тревожно – расстаться со своими шедеврами. Но мы гарантировали внимательное отношение к сохранности большой коллекции, к правильному микроклимату в помещениях нашего музея. А еще мы уверены, что потом, вернувшись обратно, – и здесь присутствует мистический эффект, в который верят люди искусства – эти полотна обязательно наполнятся каким-то новым содержанием, потому что вберут в себя новую любовь новых зрителей.

Спасенное и сохраненное

На вернисаже, открывшемся в Туле, представлены произведения Василия Тропинина, Алексея Боголюбова, Михаила Боткина, Федора Бруни, Федора Матвеева, Василия Максимова и ряда других, в том числе неизвестных художников, полотна которых, удивительным образом, многие из нас помнят издавна.

Центром одной из музейных композиций стала картина Алексея Транковского «Деревенский кулак (Шинкарь)». Уже само название полотна заставляет остановиться рядом. Ведь шинок – это заведение, где незаконно торгуют спиртными напитками. Зачем же пришел сюда мальчишка? И почему он с такой тревогой смотрит, как хозяин шинка разглядывает принесенную ассигнацию?

В свое время картины Транковского на народные и исторические темы пользовались большой популярностью в России! Публика ценила художника и за особое внимание к сюжету, и к мельчайшим его деталям. Именно поэтому многие работы этого талантливого живописца печатались в различных журналах и как книжные иллюстрации. Но больше всего Алексей Транковский прославился как автор почтовых открыток. И сегодня многие из них стали настоящими жемчужинами в коллекциях филокартистов. 

В 1914 году некоторые живописные полотна художника отвезли на выставку в Париж. Но началась Перовая мировая, и картины были распроданы, попав в частные коллекции!

Ну а то, что осталось в России, оказалось практически утраченным: во время революции и гражданской войны холсты попросту уничтожили вместе с родовым поместьем мастера…

Еще одно уникальное полотно, мимо которого невозможно пройти, – картина Бруни «Моление о чаше» с Евангельской сценой в Гефсиманском саду. В начале прошлого века картина с последней молитвой Иисуса была одним из самых популярных произведений этого художника. А нам остается только восхищаться, как, имея лишь кисти и краски, донести до зрителя силу отчаяния и трагического одиночества Спасителя, внутренний страх, полную безнадежность и в то же время великое смирение, ведь по камню позади Христа уже вьется терновый куст…

Федор Антонович Бруни был одним из крупнейших представителей русской академической школы XIX столетия. Его имя стоит рядом с именем великого Карла Брюллова, с которым он учился в Академии художеств.

Важно, чтоб было понято

#202122;">…И снова – уникальные личности. Одной из них стала художница Елена Киселеева, которая училась в Воронежской рисовальной школе, а затем с золотой медалью окончила местную Мариинскую гимназию. Позже она решила связать свою жизнь с математикой, и даже с легкостью поступила на математический факультет #202122;">Бестужевских курсов в #202122;">Петербурге#202122;">, но искусство взяло верх и девушка, забросив науку, прошла в #202122;">Императорскую Академию художеств#202122;">.

#202122;">Киселева занималась в мастерской #202122;">Репина#202122;">, потом работала над #202122;">диорамой#202122;"> «Ассамблея при Петре I», а прославилась в художественном мире по большей части как портретист.

#202122;">В годы Великой Отечественной войны ее единственный сын с женой были арестованы и попали в немецкий концентрационный лагерь. А по возвращении оттуда, практически сразу сын умер. Написав «Портрет сына на смертном одре», Елена Андреевна Киселева навсегда оставила занятия искусством. Но в Воронежском музее хранятся несколько ее полотен – сочных, красочных и очень живых. А теперь познакомиться с ними можно и на выставке в Туле…

#3c3c3c;">Для нас очень важно, чтобы классическое искусство было понято. Поэтому мы рассчитываем, что сюда с огромным желанием придет студенческая молодежь, дети, которые занимаются в изостудиях, вообще все жители области, которые соскучились по классическим шедеврам, – подчеркнула Марина Кузина.

#333333;">На открытии вернисажа гостей приветствовала министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина. Она отметила, что при поддержке главы региона Алексея Дюмина в музее сделан ремонт и приобретено новое оборудование.

#333333;">– Обменные выставки – это региональная часть национального проекта «Культура». Проект «Музейное лето» реализуется при поддержке нашего губернатора, который поставил перед нами задачу делиться культурным наследием, приглашать к нам гостей и привозить сюда шедевры, – сказала Татьяна Рыбкина.

По словам министра культуры, в этом году запланировано три обменные выставки. Кроме той, что открылась в среду, весной тулякам и гостям города показали русские иконы и деревянную скульптуру православного храма XVIII — XIX веков из фондов Калужского музея изобразительных искусств. А вскоре состоится знакомство с коллекцией Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.

— Подобные обменные выставки позволяют тулякам увидеть шедевры региональных музеев, ну а нам — познакомить жителей других областей с изюминками тульских. И коль в столицу оружейников из Воронежа прибыли тридцать знаменитых картин, то и в музей Крамского отправилось такое же количество наших шедевров, а это полотна 20-30 годов прошлого века, написанные Кончаловским, Куприным, Лентуловым…

Мы приглашаем всех жителей области чаще бывать в музеях и на выставках, приходить сюда семьями, прикасаться к великому, обогащаться нашей историей…

#333333;">***

#333333;">Познакомиться с работами Воронежского музея можно будет до 24 августа.

  12+

Людмила ИВАНОВА

Елена КУЗНЕЦОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий