Нацпроекты

11:39, 23 октября 2019

«Международная кооперация и экспорт»

Основная цель на­цио­наль­ного проекта «Международная кооперация и экспорт» – помочь предприятиям Тульской области расширить их возможности для выхода на международные рынки. О том, почему это важно не только для бизнеса, но и для каждого жителя региона, рассказал заместитель председателя правительства – министр экономического развития Тульской области Григорий Лаврухин.

Ключевой параметр нацпроекта – объем экспорта в валюте. По итогам 2018 года он составил порядка 3,5 миллиарда долларов США. Главная задача нацпроекта – удвоить этот показатель и добиться его дальнейшего устойчивого роста.
По словам Григория Лаврухина, у Тульской области большой потенциал. Региону есть что представить на международных рынках в области машиностроения, химической промышленности, металлургии, в оборонно-промышленном комплексе, аграрном секторе.
Как отметил министр, участником нацпроекта может стать любое предприятие, которое чувствует в себе потенциал выхода на международные рынки. Сегодня в Тульской области насчитывается более 200 компаний-экспортеров. К 2024 году нужно как минимум удвоить число этих фирм. Причем как в промышленном секторе, так и в относительно новом для нас направлении – в сфере предоставления услуг.
– Мы должны помочь компаниям, которые пока не работают за пределами России, выйти на экспорт. И здесь ведется большая адресная работа с каждым предприятием, – подчеркнул Лаврухин.
Эту работу можно разделить на несколько этапов. В первую очередь компании нужно определить, в каких странах могут заинтересоваться ее продукцией. Российский экспортный центр и Центр поддержки экспорта Тульской области подготовили большой объем аналитических материалов, которые позволяют изучить рынки различных направлений в отдельно взятых странах для конкретных предприятий. После предварительного анализа необходимо оценить конкурентоспособность данной продукции в выбранной стране. Например, Китай охотно покупает в России кондитерские изделия, а Тульская область может предложить свой уникальный продукт – белевскую пастилу. Но для того, чтобы она не затерялась на прилавках среди других сладостей, ее следует грамотно представить. Подобрать привычную для местных покупателей фасовку, красивую и заметную упаковку, определить наиболее выгодные места продаж. Для этого необходимо провести маркетинговые исследования. И вот здесь Центр поддержки экспорта не только консультирует по данному направлению компании, но и берет на себя часть расходов.
– Следующий этап – сертификация и защита торговой марки, – рассказал Григорий Лаврухин. – Здесь мы также полностью консультируем компании: объясняем, какие документы необходимы, осуществляем юридическое сопровождение, помогаем с переводом сайтов.
Помощь от ре­гио­наль­ного правительства тульские предприятия получат и в дальнейшем при продвижении за рубежом. Центр поддержки экспорта организовывает бизнес-миссии, в рамках которых наши компании могут через российское торгпредство в интересующей их стране провести переговоры о сотрудничестве с потенциальными покупателями. В мае 2019 года, например, была реализована бизнес-миссия в Беларуси, а в октябре состоялась поездка предприятий региона во главе с губернатором Алексеем Дюминым в Китай. До конца нынешнего года планируется организация бизнес-миссий в Германию, Индию и Иран.
– Наша задача здесь – наладить взаимодействие сторон и дать им возможность провести эти переговоры на высоком уровне. С качественной юридической, лингвистической, административной поддержкой, – расставил акценты зампред правительства.
Также благодаря государственной поддержке компаниям проще участвовать в специализированных выставках. Сегодня это наиболее востребованная услуга. Когда производитель представляет свою продукцию на стенде в определенной стране, больше шансов, что ее заметят. И если она интересна для данного рынка, возможность заключения экспортного контракта возрастает в разы.
В текущем году предприятия региона уже приняли участие в семи выставках за рубежом, до конца года запланированы еще 10. За первые девять месяцев нынешнего года заключено более 70 экспортных контрактов.
В целом сегодня ре­гио­наль­ный Центр поддержки экспорта оказывает два десятка услуг. Все они, в том числе консультирование, обучение и переквалификация сотрудников предприятий, – бесплатны.
– Мы понимаем, что к выходу на зарубежные рынки должно быть готово сознание не только руководителя или акционера, но и его специалистов, его маркетинговой службы, которая отвечает за продвижение товара, – отметил Лаврухин. – И сегодня мы организовываем целый блок образовательных мероприятий по вопросам таможенного регулирования, преодоления существующих барьеров, даем людям новые знания и компетенции.
Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» затрагивает не только сферу бизнеса и производства. Вполне ощутимую пользу от него получает каждый житель Тульской области.
Руководитель предприятия – участник нацпроекта – в виде дополнительной финансовой, административной и образовательной поддержки для расширения своих возможностей и открытия новых рынков. Каждый его сотрудник – в виде прибавки к зарплате благодаря увеличению прибыли предприятия. Так, по итогам восьми месяцев этого года средняя зарплата в Тульской области увеличилась более чем на 7 процентов. Кроме того, предприятие, расширяя производство, создает новые рабочие места и дает возможность своим сотрудникам повышать про­фес­сио­наль­ные навыки.
Ну и конечно, компании, осваивая новые зарубежные рынки, платят 17 процентов прибыли в ре­гио­наль­ный бюджет в качестве налогов, пополняя его доходную часть. 75 процентов отчислений оттуда идет на социальные нужды – строительство новых школ и детских садов, дорожной и другой инфраструктуры. А это выгодно уже всем жителям нашего региона.

Павел Баздырев, предприниматель (Тула):
– Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» и привлечение в него представителей малого и среднего предпринимательства – это на самом деле очень правильно. Потому что одна из проблем, с которой сталкивается бизнес, – оторванность законодательства от реальности. А тут, что называется, с полей поступает информация, предприниматели сами рассказывают о тех сложностях, с которыми они сталкиваются.
Есть рабочая группа при ре­гио­наль­ном экспортном совете по реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», где управленцы и предприниматели вместе вырабатывают предложения, конкретные решения. Я состою в этой рабочей группе. Мне есть что там сказать, поскольку продукцию своего предприятия я экспортирую в два десятка стран.
На проблемы по данной теме нужно смотреть гораздо шире. Они заключаются не только в поиске потенциальных покупателей на международных рынках, как многие думают.
Начнем с того, что среди бизнесменов немало тех, кто в принципе не представляет, с чего начинать выход на зарубежные рынки. Зачастую компании вообще не задумываются об экспорте, считая это чем-то нереальным. Нередко бывает так, что компания заявляет: у нас есть свой товар, но мы не понимаем, куда нам его лучше продавать – в Китай ли, Казахстан, Иран или Америку? То есть у предпринимателей – полное отсутствие представления, где они смогут реализовывать свой продукт. Но даже когда оно есть, самым сложным оказывается сделать первый шаг, сдвинуться с мертвой точки: как оформить правильно документы, где искать потенциальные контакты и так далее…
Между тем есть три ключевые проблемы, требующие решения: кадры, источник аналитических данных по рынкам, адаптация и продвижение товаров.
Нехватка квалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками, – это факт. Второй вопрос: где и как компаниям получать качественную аналитику по рынкам, маркетинговые исследования? Иными словами, как определять востребованность своих товаров и услуг? Ну и следующий момент – как преподносить свою продукцию? Каким должен быть товар на каждом конкретном рынке? Как правильно его адаптировать? Тут ведь нужно учитывать, что в разных странах, в зависимости от многих факторов, придется менять и цвет, и вес, и размер товара. В Китай и Америку с одним и тем же прибором нужно заходить по-разному. Потому-то мы говорим о создании пула аккредитованных консультантов по отраслевому признаку либо по странам. Это все обсуждается.
А вообще я так скажу: для начала нам нужно показать тульским предприятиям, что экспорт – это абсолютно реально. Может быть, даже стоит их за руку привести к первой экспортной сделке. А дальше, получив первый удачный опыт, как показывает практика, у предпринимателей страх пропадает – они пускаются в самостоятельное плавание, выходя на новые рынки!

Елена Тимохина, предприниматель (Новомосковск):
– Мой бизнес – это развивающие боксы. По сути, это наборы с 10–12 игрушками для самых маленьких, подобранные по уникальной методике, включающие подробное описание действий родителей по занятиям с чадами. Сначала я и не думала о том, чтобы продвигать свой продукт куда-то за границу, но потом решила: а почему бы и нет? Во-первых, выходцев из России по всему миру очень много, во-вторых, сегодня широко практикуется выезд за рубеж по работе, причем на долгие сроки. Да и кто-то попросту трудится, что называется, на удаленке. Очевидно, что есть ауди­тория русскоговорящих мамочек, заинтересованных в том, чтобы покупать русские игрушки, сохранять язык и развивать ребенка в русскоговорящей среде. На Западе таких игрушек они купить не могут. Мы уже отправляли свои коробки в Америку, там есть для нас рынок, он более подготовленный. В России этот тренд хоть и стал очевидным, но пока еще слаб.
Если же пойти еще дальше и говорить конкретно про приземление проекта за границей, с переводами на разные языки и продажей местному населению, здесь тоже есть перспективы. Коробочные решения более привычны для потребителей за рубежом, особенно в Америке, где есть тренд на готовые технологии. Боксы есть во всех сферах: косметике, еде, одежде. Они экономят людям время. Но и конкуренция там выше, поэтому необходимо продумывать уникальность. Возможно, нам проще было бы выйти на международный рынок через какой-то контент – мультфильмы или книжки с нашим придуманным персонажем, и только потом подтягивать основной продукт. А зарубежный рынок – это отличный опыт для каждого предпринимателя, шаг вперед.

Светлана Гладьева, предприниматель (Тула):
– Наша компания работает исключительно в России, хотя с радостью бы вышла и за границу. Но то, что производим мы, делают и в Европе. Понятно, что там своя, родная продукция в приоритете. Да и наш товар максимально адаптирован под оте­чест­венный климат. Но если б были заявки из-за рубежа, это было бы здорово. Есть, конечно, и Восток, но дело в том, что возможность выхода на иностранные рынки мы просчитывали. На Азию в том числе. Однако, изу­чив логистику, поняли, что вряд ли это перспективное для нас направление, поскольку сама по себе доставка выливается для азиатских потребителей в большие деньги. У близких соседей – в Беларуси, Казахстане – тоже есть свои профильные компании. Так что на иной рынок попасть нам очень тяжело. Потому, если заявленная нацпроектом «Международная кооперация и экспорт» – возможность сводить конкретные рынки с конкретными предприятиями – будет реализована на практике, то бизнесу останется только благодарить за такое посредничество. Это дорогого стоило бы. То есть если б нам сказали: участвуйте, делайте – не вопрос, мы бы с радостью сразу согласились. Мы и сейчас везде, где можем, – участвуем, во многих оте­чест­венных выставках. Так что если бы интересы местных производителей лоббировали – это было б замечательно. Да и потом, ведь мы – не фирма-однодневка, мы давно на рынке, в России нас знают. Так почему бы не выходить дальше, не расширять географию поставок? Мы ни от какой работы не отказываемся. Нам все интересно.

Нина Кретова, предприниматель (Тула):
– Практически для любой компании мировой рынок – это выход в открытый океан, который влечет множество перспектив, но есть много нюансов, связанных в том числе и с маркетингом, с менталитетом той или иной страны. И если государство будет нацелено на то, чтобы продвигать оте­чест­венный бизнес не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, если нам помогут расти и развиваться, это можно только приветствовать. Ведь если вспомнить расхожее утверждение о том, что не нужно давать рыбу, а нужно дать удочку, по сути, получается, что расширение экспортных возможностей – это отличная «удочка» для тех, кто хочет ловить «рыбу».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий