Образование и наука

14:05, 23 августа 2022

Преподать урок, или Учитель – это звучит…

Преподать урок, или Учитель – это звучит…

«Учат в школе, учат в школе, учат в школе!». А кто и чему? И все-таки можно ли относиться к образованию как к услуге? Должен ли педагог быть идеальным? И кто сегодня идет в педагогические вузы? В преддверии Дня знаний самые злободневные вопросы обсудили в дискуссионном клубе «Тульских известий».

Идеальный! В смысле – лучше и не надо

На вопрос ВЦИОМ, каким должен быть современный учитель, 23 процента респондентов говорили о высокой квалификации преподавателя. 19 процентов отмечали, что педагог должен любить детей. Это больше всего ценят представители старшего поколения. Молодежь – 23 процента – выступала за образованность тех, кто сеет разумное, доброе, вечное. Столько же – за их доброжелательность.

Как обычно, не обошлось и без курьезов: среди россиян нашлись такие, кто почел за благо, веди уроки в школах знаменитости – звезды кино, эстрады….

Так какой он – идеальный учитель?

На этот вопрос практически у каждого участника круглого стола нашелся свой ответ. И, как оказалось, не всегда совпадающий с мнением других.

– Идеальный учитель должен быть заводилой, другом. То есть либо спуститься к ученику, либо подняться к нему, но обязательно найти с ним общий язык. Это формула успеха, – полагает вчерашний школьник, а ныне – студент-первокурсник журфака ­ТулГУ Никита Горбенко.

– А я не уверена, что спуститься к ученику – это хорошо, – вступила в дискуссию эксперт благотворительного фонда «Эмпатия» Михаила Шелкова Юлия Манаенкова. – Ученик всегда должен понимать, что перед ним учитель. Должно быть взаимоуважение. И как его добьется учитель – у каждого педагога свой индивидуальный секрет.

– Учитель прежде всего должен любить то, чем занимается. В противном случае он и знаний не даст, и общего языка не найдет с детьми. А еще он должен быть, что называется, в тренде, поскольку современные ребята порой знают больше нас, – рассуждала мастер спорта по художественной гимнастике тренер Дина Сафонова.

– Слово «учитель» мне больше нравится, чем педагог. Учитель – человек, который учит. Это наставник. Он на своих примерах показывает, как устроен мир и как в нем жить. Не вдалбливает то, что по методологии ФГОСы разложили, а адаптирует к жизни, – высказал свою точку зрения гендиректор НОЦ «ТулаТЕХ» Михаил Нархов. – Выпускники должны выйти из школы самостоятельными: знать, куда и к чему идти, владеть инструментарием. Так что миссия учителя тяжелая, а потому это должен быть человек с высокой степенью самоотдачи, может быть, даже самопожертвования. Это профессия для увлеченных людей.

– С талантливыми детьми работать легко. Очень сложно с теми, кто не раскрылся. И задача учителя – ожидать чуда от своего ученика. От любого. Не ставить барьеров. Стараться за счет любви к своей профессии заражать ребят науками, творчеством, – включилась в разговор директор областной филармонии Елена Руднева, которая преподаванию в школе искусств посвятила несколько десятилетий.

– Задача учителя – чтобы ребенок хотел приходить в школу, чтобы ему там было интересно и, может быть, весело, – полагает создатель и руководитель городского пространства «Искра» Вячеслав Шингалеев. – Тогда дети будут счастливые и, вырастая во взрослых, наверное, тоже будут счастливыми. А сейчас я по своим детям вижу, что они менее счастливые, чем я, когда был ребенком.

Зачем нужны недостатки

Обсуждали тему долго. И только учитель учителей – Светлана Краюшкина – в самом вопросе усмотрела провокацию и не поддалась на нее.

– Много можно говорить про идеальность… нет идеальных людей, и не надо ждать, что учитель будет идеальным. Идеальные не люди – роботы. А недостатки тоже учат и воспитывают, и умение их преодолевать – дорогого стоит, – заметила она. – Но если говорить о качествах педагога, то я бы сказала так: первое – он должен заставить себя уважать. Тогда он сможет влиять на обучающихся. Второе – он обязан хорошо знать предмет. И третье – чтобы учителю хотелось делать школьника лучше.

Краюшкина не склонна профессию препарировать и наводить какой-то внутренний порядок, раскладывая все по полочкам в сознании тех, кто решил связать свою жизнь со школой. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом…

Личность, открытая молодежи, готовая делиться с ней своими знаниями и сомнениями, – вот что главное в педагоге, по мнению проректора педвуза.

– Я как-то на лекции задумалась: а зачем она студентам? Ведь есть много всяких материалов в свободном доступе, только читай! А потом поняла: на моих глазах рождается мысль. Поясню: я очень люблю вопросы студентов, потому что они заставляют думать, включаться в необходимость решать задачу. И эта взаимная работа преподавателя и студента создает новое движение, она – залог прогресса. Я это говорю как поклонник, приверженец законов диалектики Гегеля, один из которых – единства и борьбы противоположностей – раскрывает источник движущей силы развития. Преподаватель и студент – они противники и соратники одновременно. И эта ситуация как раз рождает будущее, перспективных учителей, о которых, может быть, через 10–20–30 лет будут говорить, – резюмировала Светлана Владимировна.

Впрочем, тут же возник другой вопрос-шпилька, теперь уже в адрес самой Краюшкиной как проректора педагогического вуза. Суть его в том, что злые языки полагают: на учителей нередко идут учиться те, кто больше никуда не смог поступить, что называется, от безысходности. Так ли это и как к такому она сама относится?

– Спокойно, – без тени смущения ответила Светлана Владимировна и пояснила свою позицию. – Как бы там ни было, а все зависит от человека. Вообще всегда и всем говорю, что к нам приходят лучшие. Я не сторонник деления новоявленных студентов на обладателей высоких и низких баллов. Тот, кто поступил в вуз, начинает строить свою жизнь заново, с чистого листа. Понятно, что у каждого свой бэкграунд (все, что относится к жизненному опыту человека: его образование, связи, интеллектуальный, про­фес­сио­наль­ный, культурный уровень… – Прим. ред.), но тут все оказываются на равных. И если человек хочет, то сможет добиться всего. Есть немало примеров, когда ребята поступали в наш педагогический вуз с невысокими экзаменационными результатами, а оканчивали его с красными дипломами и дальше строили блестящие карьеры в самых разных отраслях.

Воз без маленькой тележки

С этого посыла разговор повернулся в сторону профессионального развития педагогов. Для этого, как уверяют чиновники от образования, сейчас все есть.

– Система мер поддержки для педагогов разнообразна, – сказала директор департамента образования ре­гио­наль­ного министерства образования Людмила Сорокина. – Действует программа ипотечного жилищного кредитования. Есть различные про­фес­сио­наль­ные конкурсы – как федеральные, так и ре­гио­наль­ные. Отдельно я бы выделила наши ре­гио­наль­ные выплаты для педагогов, подготовивших победителей и призеров олимпиад. С прошлого года в рамках партнерства с фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова в регионе проводится еще один конкурс про­фес­сио­наль­ного мастерства «Призвание учить».

Многие учителя говорят о том, что, может быть, с удовольствием и включались в проекты, но времени на это нет. Сетуют педагоги на огромный объем работы с документами. По данным, приведенным в «Российской газете», учителя тратят до четырех часов в день на заполнение разных отчетов и формуляров. Часть этой писанины ни с учебным предметом, ни с классным руководством не связана. И почти половина всех учителей отмечают, что бумажная волокита из года в год только нарастает – мол, к возу плюсом по маленькой тележке.

Однако Людмила Сорокина отмечает, что уже внесены изменения в федеральное законодательство, которые призваны снизить избыточный бюрократический груз.

– С 1 сентября вступает в силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении перечня документации, которую готовят педагоги. Сейчастам обсуждается, какие отчеты будут обязательными, а какие – нет. Список утвердят и в регионе – на уровне субъекта страны, чтобы система работала, но учителя не были завалены документами, – уточнила директор департамента образования.

Так гордо или горько?

Избыток бумажной работы – вопрос, напрямую касающийся педагогов, а потому бурного обсуждения в дискуссионном клубе не вызвал. Куда как интересней получился разговор об авторитете и причинах его падения.

– Мы с вами росли в то время, когда авторитет учителя был непререкаем. Нравится тебе или не нравится, а социальный статус профессии был однозначно определен: учитель всегда прав. Сейчас время другое, и мы утратили такое положение вещей, – отметила Елена Руднева, которая дальше повела речь о том, что причины утраченного престижа педагога могут быть разными. – Я 30 лет отработала, и дети ко мне бежали. Я любила то, что делала. Но наступил момент, когда поняла: больше этого не хочу. Пришло про­фес­сио­наль­ное выгорание. Я тогда поняла, что с полной отдачей не смогу уже работать, а по-другому этого делать нельзя. И слава богу, что у меня появилась другая работа. Поэтому, да, в школе должно быть детям интересно, я с этим согласна, вот только надо учитывать и обстоятельства, из-за которых интерес у ребят пропадает. И потому я считаю, что очень важно сегодня общаться между собой родителям, им следует выяснять: может быть, проблема действительно в преподавателе, но может быть и так, что это конкретному ребенку некомфортно, а всем остальным хорошо, а может быть, у ученика не складываются отношения со сверстниками, а не с учителем или с учителями… Вариантов очень много.

Корень проблемы выявила Светлана Краюшкина. Она согласна с тем, что и уважение должно быть обоюдное: учителя к детям и детей – к учителям; и ученикам должно быть хорошо в школе. Но сколько ни говори «халва» – во рту слаще не станет. Просто пора перестать ставить знак равенства между понятиями «образование» и «услуга».

– Нет. Это не услуга ни в коем случае! Мы как педагоги должны довести ребенка до образовательного ценза, уровня. Он должен выполнить некий стандарт. А это работа. И детям нужно объяснять, что просто так не бывает ничего. И не следует создавать тепличных условий. Потому что, если тебе все легко дается, то ты ничего по-настоящему и не ценишь. Образование – это большой труд: ребенка, учителей, родителей. Хотя я за то, чтобы родители вообще никакого отношения к домашним заданиям не имели. И я против бе­зумных домашних заданий детям, которые выполняют мамы и папы, бабушки и дедушки, – это тоже плохая, неправильная технология. Тут учителя можно поправить. Но я о другом, об услугах: к сожалению, сейчас серьезная проблема, когда всего лишь одна семья может довести сильного учителя, профессионала, мастера своего дела до увольнения! И вся школа рыдает: верните нам педагога. Но нет! Потому что какой-то маме показалось, что где-то кто-то что-то не то сказал, не так посмотрел. Могу массу историй привести. Школа – это маленькая жизнь. А учитель – не памятник, не эльф с крыльями, и детям нужно научиться взаимодействовать с разными педагогами. Один мило улыбается, другой строгий, третий вообще иной, не похожий ни на кого… Но ребенок учится. Дальше ему в жизни будет легче. А если требовать, чтобы все гладили чадо по голове – поверьте, я сейчас абсолютно ко всем родителям обращаюсь, – вы создадите ему проблемы в будущем. Пока он справляется с малыми трудностями: выстраивает отношения с одним учителем, с другим… Он должен этому учиться. Конечно, преподаватель обязан быть и хорошим, и знать методику, психологию… Но, еще раз повторю, ребенок в школе социализируется. Поэтому нужно относиться с уважением и к школе, и к требованиям учителей. И консенсус достижим всегда.

Гладко вышло на бумаге…

К слову, буквально в середине лета президент страны подписал изменения в закон «Об образовании», которые исключили понятия «образовательная услуга» из самого документа. Термин заменен на «финансовое обеспечение реализации образовательных программ» и «финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания».

Конечно, изменив формулировки, ситуацию в одночасье не поменять. Но, как отмечали инициаторы поправок, новые термины снимают «неоднозначное толкование и ассоциацию педагогической деятельности с коммерческими услугами». Остается дождаться, когда эту суть уяснят все участники образовательного процесса – и родители школяров, и директора школ.

Дети против роботов

«А может быть, избегать таких проблем в будущем помогут роботы?» – возник в ходе дискуссии вопрос, ответ на который было предложено держать гендиректору НОЦ «ТулаТЕХ».

– Сейчас в образовании – во всем мире – складывается тенденция, которую подстегнула пандемия коронавируса: уход в онлайн-формат. И у преподавателей-звезд формируется огромная аудитория подписчиков. Они становятся как медиаперсоны. На другой чаше весов – все остальные, – рассуждает Михаил Нархов. – Ну а если говорить про преподавание роботами: есть такое понятие, как образовательная траектория, когда информационные системы ведут учет твоей успеваемости. Если же ты проходишь онлайн-курсы, то искусственный интеллект оценит еще и твою способность к изу­чению. Таким образом он оценивает перспективы роста, развития, компетенции и подсказывает, в каком направлении тебе лучше развиваться, куда двигаться и какие перед тобой открываются возможности. Такие системы ассистентов, электронных помощников, которые формируют образовательную траекторию, уже есть. Но педагогам-звездам, которые могут по-особенному интересно преподавать материал, они не конкуренты. А если просто учитель-робот… Ну мы тогда, наверное, просто придем к тому, что в мозг человеку будут информацию загружать и он сразу будет все знать! Но мы же не про это говорим, а про образование!

– Роботы никогда не заменят учителей, – авторитетно и со знанием дела заметил вчерашний школьник Никита Горбенко. – Потому что дети их обязательно сломают.

Арсений АБУШОВ
Сергей КИРЕЕВ, Михаил ЛЕОНТЬЕВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий