Образование и наука

16:12, 20 сентября 2022

Умно – и точка

Умно – и точка

Аппарат для выжигания уже не тот. Совсем. Сегодня ему на смену пришел робот – роборука Dobot – многофункцио­нальный манипулятор, способный не только чертить, рисовать выполнять гравировку лазером и 3D-печать, причем писать и выжигать ему можно повелеть одновременно, – но еще и перемещать объекты. Главное – поставить чудо-прибору задачу.

– Вы можете корректировать свой рисунок мышкой, а если надо, то какие-то алгоритмы стилусом выполнять. – Кристина Абрамова – учитель технологии центра образования № 50 в Шатске, что в Большой Туле – консультирует учениц 8-го класса, которые знакомятся с графическим планшетом.

Посредством гаджета девчонки задумали разработать и отрисовать логотип класса, а затем, оцифровав его, изготовить на фанере с помощью манипулятора Dobot.

– Это так интересно! Можно рисовать все то, что неудобно на бумаге! – с азартом говорит восьмиклассница Сабина Исмаилова.

– Это еще и с практической точки зрения эффективно, – включается в разговор подруга Сабины – Полина Савельева. – Когда рисуешь, приходится много стирать, от чего лист истрепывается, а на графическом планшете можно исправлять хоть миллион раз, не опасаясь привести рисунок в негодность.

Чуть в стороне от щебечущих подружек несколько парней сосредоточенно и практически безмолвно что-то конструируют. Лишь изредка в этом мужском братстве вспыхивает эмоциональный спор. Но он быстро утихает, и со стороны видны лишь мальчишеские затылки, образовавшие плотное кольцо. Это ребята осваивают модель инженерных систем. По сути – прототип манипулятора. Для начала нужно собрать платформу, которая послужит основой.

– Смотри, вот это сюда нужно! И вот деталь… – Одноклассники Георгий Воробьев и Артем Баранов, кажется, с полуслова понимают друг друга.

На собранную платформу юные техники установят микросхемы. Затем – не без помощи педагога – пропишут специальные программы, а после конструкция начнет выполнять алгоритмы, которые школяры ей зададут. И пусть процесс будет долгим, зато – невероятно увлекательным. В этом ребята уверены.

– Это все гораздо интереснее любых секций и кружков, – заверяет Артем. Георгий активно кивает головой в знак согласия с другом.

– Я бы сказала, это промышленный конструктор «Лего», – замечает Кристина Александровна, слушая своих учеников.

Конструкторы и роботы – все это элементы программы дополнительного образования по направлению «Робототехника», под которую в ЦО № 50 создали настоящую цифровую лабораторию. А еще здесь открыли такие же лаборатории, но естественно-научной направленности.

– Тут у нас цифровая программа с мультидатчиком, с помощью которого мы определяем среду, какая она: кислотная, щелочная или нейтральная. Выяснили, что кола – это очень кислотная среда, а потому такая газировка опасна для здоровья: ее употребление чревато гастритами и язвами, – рассказывает о только что поставленных с 9-м классом экспериментах учитель биологии Антонина Баранова.

Педагог признается: когда оборудование только получили, самой было непросто разобраться, но молодые коллеги, которые с техникой на ты, помогли.

– Мне невероятно интересно. Все эти мультидатчики для измерений температуры, влажности воздуха, PH-среды, цифровые микроскопы с тысячекратным увеличением… Теперь все это и на уроках используем. И ребята с такой охотой приходят на занятия! – восхищается педагог.

– Правда! И на уроки идем совсем по-другому, и после с удовольствием станем оставаться, – перебивая друг друга, говорят ученики Антонины Васильевны Яна Чулкова, Евгения Ефимова и Егор Воробьев.

Учебные кабинеты из будущего школа получила, став участником проекта по созданию центров «Точка роста» в сельских школах и небольших городах. На открытии нового формата здесь побывал глава администрации Тулы Дмитрий Миляев.

– Что, станете потом в Европу продавать электричество? – шутит сити-менеджер, общаясь с девятиклассниками, занятыми поисками альтернативных источников энергии. Юные физики измеряют напряжение на фруктах и овощах. Выяснили, что продукты – источники электроэнергии, а из лимона ее удается извлечь побольше, чем, скажем, из помидора.

– Почему бы и нет, станем! – подхватывают шутку ребята.

– С самого начала реализации этого проекта мы ждали, когда и до нас очередь дойдет, – говорит директор школы Александр Сахно. Он и сам как ребенок радуется новым приобретениям. – У нас всего учатся 357 детей. Так вот вся средняя и старшая школа записались на дополнительные занятия. Это порядка 200 человек. С появлением «Точки роста» мы вплотную перейдем к формату школы полного дня. Для ребят все адаптируем так, чтобы после уроков можно было успевать и в «Точку роста», и на другие секции, а потом пойти, например, поиграть в баскетбол, после – порисовать.

У нас ученики теперь остаются и до 6–7 часов вечера, а то и до восьми.

– Город принимает участие в федеральном проекте «Современная школа», в рамках которого с 2019 года и создаются «Точки роста». В прошлом году такие центры открылись в школах поселков Хомяково, Ленинский, Алешня, Хрущево. В Большой Туле их уже 12, – поговорив с ребятами, педагогами и директором, замечает Миляев. – Еще пять таких «точек» должны открыть в 2023–2024 годах. Всего их тогда станет 17, и фактичекски потребность в подобного рода центрах для сельских школ будет закрыта.

«Точки роста» – формат, на который педагоги возлагают большие надежды. Во-первых, оборудование учителя охотно используют на основных уроках. Во-вторых, чудо-аппараты – настоящий магнит для привлечения детей к внеклассной деятельности. В-третьих, современная техника выступает конкурентом гаджетам, пробуждая стремление логически рассуждать и возбуждая творческий и технический интерес, а значит, кому-то поможет определиться и с будущей профессией.

Инна ПЕТРОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий